Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» Кафедра дошкольного образования Сенсомоторное развитие у детей дошкольного возраста Творческая разработка Выполнила: Тарасова Екатерина Анатольевна Слушатель КПК № 27/7 Новокузнецк 2014 Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Сухомлинский В.А.
Скачать конспект
Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями он должен научиться. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Полноценное сенсомоторное развитие осуществляется только в процессе воспитания. Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников. Актуальность этой творческой работы заключается в том, что сенсомоторное воспитание способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональному благополучию. Цель курсовой работы: теоретически обосновать особенности формирования сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста. Объект исследования: сенсомоторное развитие детей в дошкольном возрасте. Предмет исследования: особенности формирования сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста. К задачам данной работы относится: 1) дать характеристику понятию «сенсомоторика» и проанализировать связь сенсорики и моторики; 2) рассмотреть развитие сенсомоторных процессов у детей; 3) изучить способы развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста. 1. Возрастные особенности сенсомоторного развития детей Одно из важных направлений исследования сенсомоторных реакций -изучение их развития в онтогенезе человека. Онтогенетическое исследование сенсомоторных реакций позволяет раскрыть закономерности формирования целенаправленных движений на разных этапах развития ребенка, проанализировать становление механизмов и структуры произвольных реакций человека. А.В. Запорожец указывал, что в дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность. Л.А. Венгер обращает внимание на то, что главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов. Исследование З.М. Богуславской показало, что на протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметами и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом. Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Соотношения осязания и зрения в процессе обследования предметов неоднозначны и зависят от новизны объекта и стоящей перед ребёнком задачи. Так, при предъявлении новых предметов, по описанию В.С. Мухиной, возникает длительный процесс ознакомления, сложная ориентировочно-исследовательская деятельность. Дети берут предмет в руки, ощупывают, пробуют на вкус, сгибают, растягивают, стучат об стол и пр. Таким образом, они сначала знакомятся с предметом в целом, а потом выделяют в нём отдельные свойства.
Урунтаева Г.А. выделяет три периода сенсомоторного развития: 1) В младенчестве - высшие анализаторы – зрение, слух – опережают развитие руки, как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение в этом процессе. Особенности сенсомоторного развития в младенческом возрасте: •Складывается акт рассматривания предметов; • Формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа осязания и органа движения; • Устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки; • Устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым. 2) В раннем детстве - восприятие и зрительно-двигательные действия остаются очень несовершенными. Особенности сенсомоторного развития в раннем детстве: • Складывается новый тип внешних ориентировочных действий – примеривание, а позднее – зрительное соотнесение предметов по их признакам; • Возникает представление о свойствах предметов; • Освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности. 3) В дошкольном возрасте - это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом. К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ними задачей, меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания. Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Особенности сенсомоторного развития в дошкольном возрасте: • зрительные восприятия становятся ведущими при ознакомлении с окружающим; • осваиваются сенсорные эталоны; • возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия; • с установлением взаимосвязи с речью и мышлением, восприятие интеллектуализируется. Таким образом, можно сделать вывод, что взаимосвязь развития моторики и сенсорики с созреванием соответствующих зон мозга и развитием важнейших психических функций, выявлена возрастная динамика этого процесса, показано его совершенствование в ходе развития ребёнка 2. Способы развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Недостаточное сенсомоторное развитие детей раннего и дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе дальнейшего обучения. Значение сенсомоторного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсомоторного воспитания в детском саду. Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе. Уровень развития сенсомоторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития сенсомоторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком сенсорного, двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Роль воспитателя в основном состоит в раскрытии детям тех сторон явлений, которые могут остаться незамеченными, выработке отношения детей к этим явлениям. Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями и сенсорными знаниями, важно создать активную подготовительную среду, способствующую развитию координации, совершенствованию двигательных навыков и освоению сенсорных эталонов. Многочисленные исследования (Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина и др.) показывают, что прежде всего это действия с предметами (подбор предметов в пары и др.), продуктивные действия (простейшие постройки из кубиков и др.), упражнения и дидактические игры. В современной системе сенсомоторного воспитания определённое место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. На занятиях такого рода сенсорные и двигательные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребёнка, усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе интересных игровых действий. Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом: им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат ребёнка. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для дошкольника наиболее подходящей формой обучения. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрёшки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребёнок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И всё это своеобразное обучение элементарным знаниями и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку. Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Она приносит в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. Почему акцент в выборе игр для детей стоит делать на сенсорные и моторные игры? Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи. Классификация игр, необходимых для развития детей дошкольного возраста: Сенсорные игры. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сен-сорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища». Моторные игры (бег, прыжки, лазание). Не всем родителям нравится, когда ребенок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде все¬го надо подумать о безопасности ребенка, но не стоит запрещать ему активно двигаться. Задача педагогов в детских учреждениях заключается в организации игрового места для детей, насыщении его такими предметами, игрушками, играя с которыми малыш развивает движения, учится понимать их свойства – величину, форму, а затем цвет, так как правильно подобранный дидактический материал, игрушки привлекают внимание малыша к свойствам предметов. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. Очень важной частью развития сенсомоторных способностей являются «пальчиковые игры». «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Трехлетние малыши осваивают игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д. Пальчиковые игры - это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, снижение физической усталости, массаж «активных точек» на пальцах и ладонях. Оптимальный вариант развития мелкой моторики – использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей используются различные виды инсценирования, в которых принимают участие все дети. Игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых: пальчиковый театр, «Театр рукавичек», театр теней и т.д. В этих инсценировках (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи. В современных детских садах есть комната сенсорного развития. Это окружение, которое состоит из различного рода стимуляторов (проекторы, световые трубки, фиброоптические волокна, сухие бассейны, мягкие покрытия, разгрузочные сиденья, генераторы запахов, специальная музыка и т.д.), Это маленький рай, где все журчит, звучит, переливается, манит, и воздействует на все органы чувств человека. Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, сочетающаяся в том числе с навыками самообслуживания, которая также способствует развитию мелкой моторики: • рисование пальцами, кистью, кусочком ваты и т.д.; • лепка из глины, пластилина, теста; • игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором; • застёгивание и расстегивание пуговиц; • всевозможные шнуровки; • нанизывание колец на тесьму; • вырезание • аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга); • конструирование из бумаги (оригами); • макраме (плетение из ниток, веревок); • собирание пазлов; • сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, крупы, ракушки), разных по величине, форме, материалу. • использование массажных мячей • «Шариковые» ванны» • «Осязательные ванны» • тактильные панно • «Сенсорная тропа для ног» • самомассаж • игры с водой, песком • дидактические игры • подвижные игры Сенсомоторное развитие ребёнка происходит в ходе специальных игр-занятий, в процессе дидактических игр и упражнений, в продуктивных видах деятельности (аппликация, рисование, лепка, конструирование, моделирование), в процессе труда в природе, в повседневной жизни детей: игре, на прогулке, в быту, в процессе практических действий с предметами и наблюдений. Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и др. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения и т.п. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки. Наиболее эффективными являются те виды деятельности, которые выдвигают перед восприятием ребенка все более сложные задачи и создают условия, способствующие усвоению сенсорных эталонов. Таким образом, можно сделать вывод, что для сенсомоторного развития необходимо руководство со стороны взрослого, который включает ребенка в деятельность и формирует действие и восприятие: • выделяет эталоны словом; слово обобщает, т. е. вносит то, что дает чувственный опыт, и что сам ребенок не может выделить в предмете, явлении. • учит обследовать объект по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств. Осваивая под руководством взрослых эталонные значения качеств на основе предшествующего собственного сенсорного опыта, ребенок поднимается на новый, более высокий уровень знаний — обобщенных, систематизированных. Знание эталонов позволяет ребенку анализировать действительность, самостоятельно видеть знакомое в незнакомом и выделять особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный и двигательный опыт. Ребенок становится более самостоятельным в познании и деятельности. Заключение Согласно утверждениям известных представителей сенсомоторное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсомоторного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания детей. Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов и действиями с ними является взаимосвязь с другими видами деятельности и принцип последовательности, систематичности, вариативности. В связи с этим сенсомоторное воспитание не выделено в специальный самостоятельный раздел «Программы воспитания в детском саду», а включено по видам деятельности: в изобразительную, музыкальную, игровую, трудовую, речевую и т. д. Сочетание сенсорных и моторных задач, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе деятельности. Сенсомоторное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций и ручной умелости, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность - сенсорно-моторное поведение, лежащее в основе развития интеллектуальной деятельности и речи. Таким образом, сенсорное развитие следует осуществлять в тесном единстве с психомоторным развитием. Поэтому надо помнить: все, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе. Чем больше дети познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и всё это позволит легче учиться. Чтобы взять одной рукой предмет, ребенок должен быть уже моторно-готовым к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет и ощутить его. Значит, научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, и он сможет ими познать многое и разное. Сенсо - чувство, моторика - движение. Именно в дошкольном детстве у детей формируется образ «телесного Я», они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Пусть ребенок знакомится с окружающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается. Мы все хотим, чтобы лицо малыша радостно сияло, музыка радовала его слух, произведения искусства радовало глаз, тело было пластичным, а руки ловкими, и умелыми? Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас - красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть. До самореализации - долгий путь, но есть один короткий и очень важный период - детство.
Список литературы:
1. Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение , 1998 .- 144 с. 2. Гербова В.В., Казакова Р.Г., Кононова И.М. и др.; Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада - М.: Просвещение, 2000. – 224 с. 3. Гризик Т.И. Ловкие пальчики.- М: Просвещение, 2007.- 54 с. 4. Дворова И.В., Рожков О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни.- МПСИ Модэк, 2007. 5. Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студ. сред. пед. учебн. заведений. - М.: Академия, 2002. – 464 с. 6. Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет – М.: Дельта, 2001. – 159 с. 7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. – 3-е издание исправ. и доп. - М.: Академия, 2001. – 416 с. 8. Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты.- Ростов н/Д: Феникс, 2007. 9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. – М.: Академия, 2000. 10. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: - М.: ВЛАДОС, 2001. - 688 с. 11. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г.. Раннее детство: познавательное развитие. Метод. пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. 12. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. -М.: Просвещение, 1996. – 112 с.
|