Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Организация содержательного общения педагога с детьми в разных видах деятельности»
Педагогика
Автор: Щербинина Татьяна Александровна   
25.07.2016 20:51

«Организация содержательного общения педагога с детьми в разных видах деятельности»«Организация содержательного общения педагога с детьми в разных видах деятельности»

Методические рекомендации для педагогов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад

Щербинина Татьяна Александровна Воспитатель МБДОУ ЦРР – ДС Р.п. Умет 2016 г.

Аннотация: Рассматривается понятие «содержательное общение», представлена характеристика взаимодействия педагога и детей, пример организации взаимодействия взрослого и ребенка в разных видах деятельности.

 

Актуальность данной проблемы обусловлена обновлением подходов к построению образовательной деятельности с дошкольниками в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Во ФГОС ДО закреплены основные виды деятельности дошкольника, в том числе общение со взрослыми и сверстниками. Эти процессы имеют большое значение для воспитания и образования на основе личностно-ориентированного подхода, который предполагает понимание, принятие и признание интересов и потребностей ребенка, построение с ним партнерских отношений, диалога.

Взаимодействие взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка, учитывающее социальную ситуацию его развития, определяется в стандартах как одно из психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

В речевом развитии ребенка главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет расширения зоны общения взрослых с детьми.

Основной формой образовательного процесса в дошкольном учреждении является НОД (непосредственно образовательная деятельность). Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребенка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для НОД.

Какая же деятельность может обеспечить развитие речевой активности ребенка?

Прежде всего – совместная деятельность взрослого с ребенком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребенка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребенка поводы для общения. В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи, как это делается в НОД. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребенка. В процессе совместной деятельности у ребенка постепенно формируется позиция партнера, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.

Для речевой активности ребенка воспитателю необходимо сопровождать действия словами и побуждать его к проговариванию своих действий. В работе по развитию речи детей используются следующие формы совместной деятельности:

  • проектная деятельность
  • сценарии активизирующего общения
  • игры – этюды
  • инсценирование и драматизация литературных произведений
  • игровые проблемные ситуации
  • игровое экспериментирование
  • познавательные беседы
  • конкурсы, фестивали
  • клубы по интересам
  • викторины.

Викторина – это форма организации работы с детьми, основанная на взаимодействии педагога и воспитанников, в процессе которой дети развлекаются, соревнуясь в правильном выполнении предложенных поисковых заданий различного содержания, соблюдая определенные правила и представляя ответы в заданной форме. Конкретизация викторин происходит при разработке сценария и может быть представлена в соответствующем положении о викторине. Викторина способствует развитию речевой активности детей посредством включения в программу викторины соответствующих поисковых вопросов или заданий.

Краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций: овладение опытом организации содержательного общения педагога с детьми в разных видах деятельности.

Викторина для детей старшего дошкольного возраста

Будь природе другом!

Цель: создавать условия для развития речевой активности детей, воспитания бережного отношения к природе родного края.

Задачи: Закрепить знания детей о природе родного края, о Красной книге Тамбовской области, о правилах поведения в природе; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать; воспитывать чувство ответственности перед природой, интерес и любовь к природе;

Развивать речь, мышление, любознательность, умение анализировать содержание вопросов и давать содержательный ответ на них; воспитывать дружеские отношения между детьми, взаимоуважение, чувство ответственности.

Материал: макет «Жалобной книги природы Тамбовского края», изготовленный педагогом совместно с детьми и родителями, странички-жалобы с рисунками авторов жалоб, кроссворд, жетоны (разноцветные кружки), эмблемы «Ромашки».

Ведущий (педагог): Ребята, у меня в руках «Жалобная книга природы Тамбовского края». В ней растения и животные рассказывают о том, что некоторые люди жестоки к ним. Пользуясь дарами природы, люди не всегда заботятся о ней. В содержание книги вошли списки редких и находящихся под угрозой исчезновения некоторых видов растений и животных.

Природа Тамбовщины своеобразна, красива, а главное – нигде не повторяется в таком сочетании. В нашем крае встретились природа северных лесов и природа степей. Издана Красная книга Тамбовской области.

Я думаю, что вы — друзья природы и по-настоящему любите ее.

Сегодня мы проводим конкурс «Лучший юный эколог». За каждый правильный ответ вы будете получать жетон, победит тот, у кого жетонов окажется больше.

Задание 1.

Ведущий: Почему цвет обложки «Жалобная книга природы Тамбовского края» красный?

Дети: Красный цвет – сигнал тревоги. Тревожный сигнал людям, каждому из нас, правительству, общественности по спасению редких, исчезающих видов растений, животных.

Ведущий: Итак, страница первая «Будем знакомы!»

(Ведущий открывает первую страницу и читает):

Я – тревожный рассказ о том, как порой трудно живется цветам, деревьям, птицам, рыбам, животным в нашем родном крае. Мой автор – сама природа. Мои читатели – люди с добрым, честным, отзывчивым сердцем. Я – крик о помощи. Кто прочитает меня внимательно, научится понимать, ценить и беречь природу. Станет ее другом и помощником.

Ведущий: Мы с вами, ребята, превратимся сейчас в группу друзей природы.

(Дети надевают эмблемы «Ромашки»). Будем эти жалобы разбирать и вместе искать ответы: как нам природе помочь, как сделать, чтобы «Жалобная книга природы Тамбовского края» была поменьше. Чья жалоба первой в книгу записана?

Ответы детей.

Задание 2. «Цветы».

Ведущий: Страница такая красивая и авторов много, но жалобы и обиды у всех одинаковые. Авторы себя представляют загадками. Будем вместе разгадывать, кто жалобу написал.

(Читает загадки).

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш).

Только солнышко пригрело – появился из-под снега самый первый, тонкий, нежный… Что это за цветок? (Подснежник).

Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинка).

Стоит в саду Кудряшка – белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка).

Эй, звоночек, синий цвет! С язычком, а звона нет. (Колокольчик).

Ведущий: Ребята, а как вы думаете, почему цветы написали свою страницу-жалобу в эту книгу?

Содержательные ответы детей, раздача жетонов.

Ведущий: Если бы каждый человек поступал так, как вы говорите, как бы много было красивых цветов в лесу, на улицах поселка и клумбах. Сколько бы цветов и растений сохранилось на Земле и до сих пор радовало нас своей красотой. Изучайте цветы, узнавайте о них больше, умейте различать их, знайте их название, познакомьтесь и с теми свойствами растений, которые человек может использовать для здоровья!

Задание 3. «Животные».

Ведущий: Следующая страница имеет даже портрет автора. Но откроем мы ее лишь после того, как вы постараетесь узнать, кто жалобу написал.

(Читает).

Первая жалоба. «Сама знаю, что я не красавица. Если окажусь рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще камнем бросят и ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. Да вот только польза людям от меня большая: ведь я сохраняю от гусениц и червей целый огород. Поедаю вредных жуков, иногда моей добычей становятся мелкие землеройки и полевки – враги урожаев. А уж сколько от меня достается комарам, которых никто не любит. А если меня принесут в дом, где завелись тараканы, — они быстренько исчезнут. Догадались, кто я? …» (Жаба)

А вот вам еще загадка про ее ближайших родственников:

И в лесу мы, и в болоте,
Нас везде всегда найдете
На поляне, на опушке,
Мы – зеленые … (лягушки).

Ведущий: Запомните, ребята, что природа мудра. Мир устроен так, что ничего лишнего в нем нет. И даже некрасивые, а иногда и внешне не очень приятные обитатели болота, леса, луга, озера делают в природе важное дело, которое, кроме них, не сделает никто. Будьте к ним терпимы. Уважайте и берегите их!

А вот еще письмо от очень обиженного обитателя наших лесов. Наверное, не все его видели в лесу – встреча с ним редкость, а вот на картинках в книгах, сказках он часто встречается. Что же случилось?

(Читает).

Вторая жалоба. «Многие люди меня не любят, голос мой не нравится, считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, то пришлось бы многим сидеть без хлеба. Ведь за лето я уничтожаю тысячи полевок, а они такие прожорливые, что за способны за лето испортить и съесть до тонны зерна каждая. Так что меня все, кто булочки, пирожки любят, уважать обязаны.

Умные люди меня уважают и ценят: символом Мудрости меня называют, а мой портрет украшает эмблему известной передачи: «Что? Где? Когда?».

Ведущий: Догадались, ребята, что это за лесной житель?

Ответы детей, раздача жетонов.

Ведущий: Ребята, сов осталось в природе не так уж много, и у нас в лесах Тамбовского края встречаются они редко.

Задание 4. «Лес».

Ведущий: Следующую страницу книги непонятно, кто написал. Придется вам отгадать загадки:

Богатырь стоит, богат,
Угощает всех ребят:
Сашу – земляникой, Настю – костяникой,
Алешу – орешком, Яну – сыроежкой,

Катеньку – малинкой, Даню – хворостинкой.

Ведущий: Догадались, ребята, что это за чудо-богатырь? Конечно, это лес. Но он такой большой и сильный, почему тоже жалобу написал?

Ответы детей, раздача жетонов.

Ребята, а кто назовет, какие деревья растут в нашем лесу? Давайте поиграем в игру «Я знаю названия деревьев …».

(Выходят по 2-3 человека. Ведущий берет мяч. На каждый подскок мяча ребенок называет дерево. Победителем становится тот, кто назовет больше деревьев).

А кто объяснит, что такое лес?

Ответы детей, раздача жетонов.

Молодцы, ребята! Все правильно вы объясняете. А теперь послушайте еще загадки:

Стоят дома высотные, этажи несчетные, шпили колючие под тучами летучими.

(Ель).

Стоит столб до небес, а на нем шатер-навес: красной меди столб точеный, а навес сквозной, зеленый. (Сосна).

Весной растет, летом цветет, осенью осыпается, зимой отсыпается. А цветок-то медок лечит от гриппа, кашля и хрипа. (Липа).

Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (Осина).

Стоит Алена: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. (Береза).

Есть у родственницы елки неколючие иголки, но в отличие от елки – опадают те иголки. (Лиственница).

Я из крошки-бочки вылез, корешки пустил и вырос, стал высок я и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок, ничего, что плод мой мелок. (Дуб).

Задание 5. «Грибы»

Ведущий: Ранней весной появляются в лесу маленькие гномики. Сначала из прошлогодней листвы выглядывают их буро-коричневые колпачки. Летом гномики надевают яркие разноцветные шапочки. Живут они в лесу с мая по октябрь. Что это за гномики, догадались?

Ответы детей.

Конечно же, это грибы. Щедр лес на лесные подарки. И счастлив тот, кто умеет из разнообразия съедобных и несъедобных грибов выбирать то, что нужно. А вот знаете ли вы, ребята, грибы – мы сейчас выясним.

(Читает загадки).

Я в красной шапочке расту среди корней осинок, меня узнаешь за версту, зовусь я … (подосиновик).

Вдоль лесных дорожек много белых ножек в шляпках разноцветных, издали заметных. Собирай, не мешкай – это … (сыроежки).

Под березой – старичок, на нем бурый колпачок. (Подберезовик).

Стоит Лукашка – белая рубашка, а шляпа надета шоколадного цвета. (Боровик).

Стоит мальчонка – замасленная шапчонка. (Масленок).

Возле леса на опушке, украшая темный бор, вырос пестрый, как Петрушка, ядовитый … (мухомор).

Ведущий: Ребята, как вы думаете, грибы-то почему и на кого обижаются?

Ответы детей, раздача жетонов.

Задание 6. «Лесные обитатели»

Ведущий: А эту страничку в «Жалобную книгу природы Тамбовского края» написали лесные обитатели: птицы, насекомые, ягодные кустарники. Как порой мы бываем невнимательны к ним, отправляясь в лес по грибы и ягоды! Попадаем в лес, и у нас появляется хорошее настроение! Мы песни начинаем громко петь, аукаться да окликать друг друга. А как вы думаете, нравится птицам шум?

Ответы детей, раздача жетонов.

Вот мы увидели муравейник и быстрее к нему. Нет, мы не разрушим его, просто близко к нему подойдем, чтобы за муравьями понаблюдать. Можно так делать?

Ответы детей, раздача жетонов.

А вот, гуляя по лугу или лесу, увидели красивую стрекозу или бабочку. Осторожно подошли, поймали, подержали в руках, рассмотрели и отпустили. Правильно мы поступаем?

Ответы детей, раздача жетонов.

Другая ситуация: собираете вы в лесу ягоды сочные, вкусные. Вот и корзина полна, а ягод еще много – такие они на кустах красивые, что рука невольно тянется и срывает кустик с ягодами один, другой, да вот и красивый букет получился. Можно это делать?

Ответы детей, раздача жетонов.

Ведущий: Вижу, что вы, ребята, многое уже знаете о природе. Но пока не все умеют в природе вести себя правильно. А теперь, когда вы узнали, что даже самая небольшая ошибка может нанести лесу, природе вред и беду, давайте будем стараться себя вести в лесу осторожно. Внимательно относится к тому, что нас окружает.

А теперь я предлагаю вам отгадать кроссворд. Справившись с ним, мы узнаем просьбу, которая содержится в жалобе леса.

Вопросы кроссворда:

  1. Насекомое, питающееся цветочной пыльцой. (Бабочка).
  2. Дерево, очень часто встречающееся в наших лесах, которое называют «русской красавицей». (Береза).
  3. Насекомое – санитар леса. В лесу у пня суета, беготня: народ рабочий весь день хлопочет, из лесного сора строит себе город. (Муравей).
  4. Цветок, который распускается в марте на проталинах. (Подснежник).
  5. Птица, прилетающая к нам зимой. (Снегирь).
  6. Дерево, семенами которого зимой питаются птицы, выбирая их из ягод. Ягоды обладают лечебным свойством. (Рябина).
  7. Птица – санитар леса. (Дятел).
  8. Лесной певец. (Соловей).
  9. Цветок, занесенный в Красную книгу природы Тамбовской области. Распускается ранней весной в лесу. (Ландыш).
  10. Сама мелковата, а хвост богатый, с ветки на ветку – скок-поскок, орешек за орешком – щелк да щелк. (Белка).
  11. Хвойное дерево с длинными иголками. (Сосна).

Ведущий: А теперь прочтем, что у нас получилось. Какую просьбу записал лес в «Жалобной книге природы Тамбовского края»?

Воспитатель показывает строчку в красных клетках кроссворда и читает:

БЕРЕГИТЕ ЛЕС!

Ведущий: Знайте, ребята, об этой просьбе и помните:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

(В. Берестов).

- Мы с вами обязательно будем друзьями природы! Давайте вспомним правила поведения в природе.

«Правила друзей природы»:

  • Не ломайте деревья и кустарники, не срывайте растения.
  • Не сшибайте грибы, даже несъедобные.
  • Не обрывайте паутину и не убивайте пауков.
  • Не разоряйте птичьих гнезд.
  • Не ловите диких зверей и птиц, не берите их домой.
  • Не шумите в лесу. Шумом вы отпугнете животных, помешаете им, а сами увидите и услышите гораздо меньше.
  • Как вы думаете, а какой девиз должен быть у друзей природы?

Правильно, ребята: ЛЮБИТЬ И БЕРЕЧЬ ПРИРОДУ!

Награждение победителей и участников конкурса.

Подводя итог можно сказать, что организация содержательного общения педагога с детьми в форме викторины — это эффективное средство решения актуальных проблем, связанных с обучением современных дошкольников, так как именно взаимодействие детей и взрослых способствует развитию речевой активности детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Гербова В.В. Развитие речи и общения детей в подготовительной группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
  2. Романович О.А., Стефанова Н.Л. Дидактические игры для дошкольника. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие». – М.: Учитель, 2016.
  3. Славина Т.Н. Мир домашних животных и птиц в заданиях и играх. – М.: Учитель, 2016.
  4. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  5. Федина Н.В. Игры, викторины, конкурсы. – М.: Просвещение, 2013.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год