Интегрированное занятие для дошкольников с использованием системного анализа - Татарский национальный костюм
Хабибуллина Галия Закиулловна, воспитатель МАДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад № 378", Республика Татарстан, г. Казань
Цель. Используя системный подход, расширить представление детей о национальной культуре, в частности о татарском национальном костюме. Познакомить детей с историей национального костюма. Развивать творческие способности детей. Ввести в словарь детей новые слова ичиги, шаровары, калфак, оборки, волан.
Предварительная работа. Экскурсия в национальный мини музей. Рассматривание иллюстрации в книге «Национальный костюм» Составление и рисование орнаментов. Развитие речи с применением элементов ТРИЗА, «мозговой штурм».
Материал: куклы в старинных национальных одеждах и в современных, разрезные картинки с национальным орнаментом, наглядный материал по ИЗО, компьютеры.
Ход занятия.
Ребята, сегодня мы с вами рассмотрим татарский национальный костюм. Посмотрите. В нашем национальном уголке куклы мальчик и девочка в национальных костюмах. Давайте рассмотрим костюм мальчика. Какой на нем интересный костюм! Вынесем его на наш девятиэкранник.
«Если мы рассмотрим что-то, это что-то для чего-то…» - Для чего нужен мальчику такой костюм? - Можно сказать, нарядный? - Что он будет делать в таком костюме? - «Это что-то из чего-то» Из чего состоит костюм мальчика? На голове – тюбетейка. На мальчике что еще надето? - Рубаха. - Поверх нее надевается костюм, который называется «камзол».
Одежда расписана орнаментом, который включает в себя растительные элементы. Сшита из ярких, дорогих тканей, рубаха – из парчи, камзол – из бархата. На ногах у мальчика красивые сапоги – ичиги.
Почему все такое красивое? - Да, наряд праздничный. - «Это что-то часть чего-то»? - «Чем-то было раньше что-то»?
Раньше, когда люди не умели ткать ткани, они надевали на себя куски кожи животных, которая их спасала от холода и жары. А потом они научились ткать ткани и сшить из них себе одежду. Но вернемся к татарскому национальному костюму.
Мужчины носили свободные рубахи и шаровары (штаны) с широким шагом, камзолы. - Ребята, а сейчас на улице можно встретить человека в таком одеянии? - Так люди одеваются на праздники. В таких костюмах танцуют и поют. Ребята, почему же изменилась одежда людей? - Что такое мода? - Давайте посмотрим внимательно костюм мальчика и девочки. А лучше представьте, что вы надели такие костюмы. Сыграем в игру «Хорошо – плохо» и обнаружим, что же в них нас может не устраивать. - А теперь придумаем такой костюм, который будут носить в 21 веке, а может быть и в 22 веке. Он должен быть удобным, красивым, прочным и еще каким? (Общие обсуждения). - 21 век. Представьте, что вы – модельеры, кутюрье и вам на конкурс танцоров от Татарстана нужно придумать костюмы. Нарисуйте с помощью компьютера, какие же будут эти костюмы. В своих работах не забудьте отразить элементы национального орнамента.
Источник: «Татарский национальный костюм»
|