Обобщение опыта «Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста» |
Педагогика | |||
Автор: Краснова Надежда Владимировна | |||
19.08.2016 19:54 | |||
Обобщение опыта «Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста» 1-й слайд «Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста» 2-й слайд Я считаю, что моя тема в настоящее время является особенно актуальной, так как отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказывать ребенку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. 3-й слайд В своей работе ставлю перед собой цель помочь детям справится с этим процессом, осознать свою индивидуальность, выработать свой стиль общения из данной цели вытекают задачи, 4-й слайд которые я решаю на протяжении нескольких этапов. 5-й слайд Этапы работы: 1. Констатирующий: Сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников. 2. Формирующий: Перспективное планирование работы с детьми по использованию коммуникативных игр на развитие социальной уверенности. Система работы с детьми по личностному развитию. 3. Итоговый: Определение динамики развития у детей необходимых социальных навыков. 6-й слайд Под коммуникативной компетенцией мы понимаем совокупность индивидуальных качеств личности, способствующих установлению социальных и межличностных взаимосвязей, содержанием которых является взаимное понимание и обмен информацией, основанные на вежливости, тактичности, гуманном отношении к людям. 7-й слайд Компоненты: 1. Эмоциональный (чувства) – Использую игры, которые можно использовать: «Отражение чувств», «Мое настроение», «Передача чувств», «Цвета эмоций», «Эмоции героев». 8-й слайд 2. Когнитивный (познание другого человека) – игры, которые можно использовать: «Опиши друга», «Рисование», «День помощника». 9-й слайд 3. Поведенческий (способность к сотрудничеству, совместная деятельность) – игры, которые можно использовать: «Зеркало», «Подарок другу», «Поймай меня». 10-й слайд В своей работе с детьми я увидела проблемы взаимоотношений между дошкольниками, обнаружила конфликтные ситуации в группе. Между моими воспитанниками во время игровой, непосредственно образовательной деятельностью сформировался широкий диапазон взаимоотношений, которые не всегда складывались благополучно. Дети не умели договариваться, часто ссорились, конфликтовали, не пытаясь, услышать друг друга, были агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствовали нормальному общению детей, но и мешали воспитательно-образовательному процессу в целом. Свою работу с детьми начала строить так, чтобы к старшему дошкольному возрасту дети смогли сотрудничать, слушать и слышать сверстников и взрослых, обмениваться информацией. Кроме этого, у дошкольников должно сформироваться умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. 11-13 -й слайд На подготовительном этапе работы подобрала и изучила необходимую литературу, провела анкетирование родителей «Об отношениях их ребёнка к сверстникам», обновила предметно-раз вивающую среду в группе. Пространство группы разделила на игровые зоны: интеллектуальную, творческую, театрально-игровую, сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивную, игры с двигательной активностью, уголок уединения. 14- й слайд Коммуникативные игры начала использовать не только в непосредственно образовательной деятельности, но и включать во все режимные моменты каждый день, в зависимости от цели их предназначения. Например, утренний приём — игры, направленные на создание эмоционально-положительного настроя в группе ( «Здравствуй солнце», «Скажи Маше добрые слова»). На прогулке – подвижные коммуникативные игры, направленные на оптимизацию коммуникативных и подвижных навыков, игры, формирующие у детей умения любить окружающих ( «Когда природа плачет»). Во вторую половину дня со всей группой детей, организую, условия для разнообразных самостоятельных игр, доверительного общения с детьми, чтения терапевтических сказок-метафор, формирующих у ребёнка «механизм самопомощи», то есть стремления в любой ситуации искать силы в себе, верить в успех, стремиться и обязательно добиваться цели; чтение этических сказок, позволяющих посмотреть на обычные предметы повседневного пользования и вообще на мир другими глазами. Сказки учат внимательному бережному отношению не только ко всему живому, но и различного рода предметам, окружающих нас, игрушкам. 15-й слайд Классификация коммуникативных игр: (информация на слайде) 16-й слайд Сделала диагностику. Целью которой было изучение особенностей социально – личностного развития детей дошкольного возраста. (по схеме) На основании полученных данных можно судить о положительной динамике развития межличностных отношений у старших дошкольников: дети стали доброжелательнее, отзывчивее, общительнее. По итогам диагностики у «моих» детей сформировано положительное отношение к миру, к другим людям и самому себе, дети обладают чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Дети способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам. 17- й слайд В результате речевые игры коммуникативной направленности улучшили не только речь детей, но и их способности общаться со взрослыми и сверстниками, повысили их самооценку, сформировали уважительное отношение к товарищам. Занятия, на которых использовались игры коммуникативной направленности, стали более содержательными, а свободное время – более продуктивным, интересным и насыщенным. 18-й слайд Для успешной работы необходимо тесное сотрудничество детского сада и семьи, общаясь с родителями, ставлю перед собой задачи:
19-й слайд Веду работу с родителями, как информационную, так и практическую. Для формирования партнерских взаимоотношений родителей с детским садом, выбираю разнообразные формы работы – традиционные и нетрадиционные. 20-21-й слайд Консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные праздники помогают родителям глубже узнать своего ребёнка и помочь ему стать увереннее, наладить отношения с друзьями, справиться с застенчивостью, а также принимать активное участие в делах группы и сада, в воспитательно — образовательном процессе вместе с детьми, работая по тематическим неделям. Родители, несмотря на свою занятость, совместно с детьми стали активными участниками различных конкурсов. 22-й слайд Моя задача и в будущем продолжать работу по развитию социально-личностной уверенности у детей, помочь родителям в осознании значимости обеспечения системы психолгических условий позитивно-личностного развития ребенка. 23-й слайд Я бы хотела, чтобы «мои» дети умели не только считать и писать, но и любить. Что и кого любить? Любить небо, ветер, звезды, волны — это очень важно. Но главное, чтобы они умели любить людей: всех вместе и каждого отдельного человека, который встретится на их пути.
|