Воспитание наследников императоров или педагогика Древних Цивилизаций (Персия, Китай, Египет и др.) |
Педагогика | |
Автор: Черныш Сергей Иванович | |
20.04.2025 09:22 | |
По прежнему привлекаю внимание к проблеме подготовки к школе. Родители, бабушки и дедушки; педагоги и воспитатели; няни могут сколько угодно рассуждать о методиках; о своём понимании. Всё станет ясно во втором классе — когда начнут выставлять оценки, но тогда уже ничего изменить будет нельзя. В стате рассматриваются некоторые аспекты развития и воспитания наследников императоров. Если показатель уровня педагога — средний показатель успеваемости класса (для воспитателя — группы), то применительно к будущему руководителю страны возможен только индивидуальный подход. Некоторые аспекты такового рассматриваются в статье.
Введение: Цель подразумевает выбор средств — как не банально это звучит, но, при этом, начисто забыто. Кем родители хотят видеть своего ребёнка (Р)? — «пусть сам выбирает» — не ответ. Удачный выбор профессии подразумевает соответствующий потенциал. Представитель естественных наук, инженер — с плохо развитой памятью и логическим мышлением, — разве такое бывает? Выпускник школы должен понимать, насколько он соответствует своим стремлениям. Окончание ВУЗа — вовсе не подразумевает профессиональный успех, увы. Понимание не верно выбранной профессии приходит слишком поздно. Новые знания можно получить, не проблема, но вот значительно увеличит интеллектуальный потенциал — сомнительно. Я не навязываю решение, лишь выношу вопрос. Если в классе педагог выбирает преуспевающих, на которых можно опереться, то как ситуация развивалась при воспитании наследников престола? Родился мальчик, которому суждено возглавить державу. Не выбрать лучшего из параллели классов, а развить и обучить конкретного этого малыша — такова задача перед наставниками. Напрашивается аналог с заботливыми родителями — вас же не интересует будущее каждого из одноклассников вашего Р! Задача создать достойное будущее конкретно вашей дочери или внуку (например). Раскрытию темы и посвящена статья. Проблема. Изучая обучение и воспитание наследников престолов, столкнулся с характерной тенденцией: перечисляются дисциплины, но нет упоминания методик. Допустим, пред наставником трёхлетний малыш. Чем отличается один от другого? Генотипом? Но, это не столь великое отличие, как принято думать. Читаю первоисточники: «К пяти годам, Р свободно изъяснялся на четырёх диалектах». Как? Каким образом? Кто имеет детей, или работает с детьми, скажет, что подобное не возможно, но это так! Вдумайтесь: Людовик XIV, Мемуары «Я пришел сюда, чтобы поговорить с вами о своих делах; мой канцлер выскажет вам мою волю». Эту старательно подготовленную речь произнес своим детским голоском четырехлетний малец Людовик XIV 18 мая 1643 года. Ролевая игра — он учится стать королём, его этому обучают. В данной статье собран не материал чему обучали наследников престола, а элементы, которые вполне возможно применить сегодня к Р. ДРЕВНЯЯ ПЕРСИЯ. Имя Р может дать только старейший (не всегда по возрасту) в роду, признанный лидер. Время, когда Р получит имя — не определено, за новым членом семьи тщательно наблюдают, пытаясь выявить характерные черты. Махди — на правильном пути; Хашар — храбрый мальчик; Гафиа — танцующая; Ниуша — умеющая слушать; Азерми — стыдливая. Дело не в имени, в понимании сего дня, а в понимании характерной тенденции, расположения к чему либо. Скажем, Р два — три года. Пусть каждый член семьи напишет своё мнение — к чему предрасположен Р. Ещё раз напишет через год — два; затем третий раз — через год. Из всего материала можно достаточно точно определить к чему расположен, а к чему – нет ваш Р. Наставники будущих властителей делали сие многократно. Наложницы китайского императора, автоматически, считались матерями наследника трона, и должны были сформулировать своё мнение о его предрасположениях. Не оценить, а выявить склонность. Император лично выслушивал, и анализировал совершенно разные мнения. Обилие развивающих игр, раскрасок, тематических занятий — не более чем набор инструментов — часть которых понадобится для выполнения какой — то операции. Инструменты для операции, а не операция для инструментов. Император желал видеть через сына продолжение своего дела, точно так же, как родовитый купец — своего; помещик — своего; лавочник и ремесленник — соответственно. Современное общество свободно, главная ценность человека в нём (кроме морали) — интеллектуальный потенциал. В прежние века простолюдин (Ломоносов; Шевченко; Есенин – список бесконечен) мог достигнуть больших высот в творчестве, но стать князем, боярином, царём – никогда. Но были цари (Пётр 3) интеллектуальные возможности которых чуть не привели государство к краху. Цель статьи показать, какие цели ставили правители государств, воспитывая наследников и какие средства для этого выбирали. Данная информация поможет определиться родителям Р с методикой его развития. ДРЕВНИЙ КИТАЙ. Наследник трона — это не просто сын, прежде всего речь идёт о будущем государства. В китайском языке Тайцзы (наследный принц) обозначает также Чуцзюнь (царь в состоянии ожидания). Отмечу, что в семейных кланах, наследник рассматривался как благополучие или не благополучие семейного клана. ИМПЕРАТОР ТАЙЦЗУН. Вынужден обратиться к исторической справке, иначе — будет не ясен смысл. Император Тайцзуни императрицаЧжансун. У императора девять детей, с большой разницей в возрасте, совместных с императрицей — трое. Старший и средний сын решили не ждать естественной смерти отца, а устроить переворот. Затея не вышла. Много детей косвенно поддерживали братьев. По этой причине, император вынужден был наделить титулом принца (наследника) трёхлетнего Ли Чжи. Оптимальный возраст для начала игрового обучения — считают современные детские психологи и физиологи. Растили будущего императора- с целью сделать достойное будущее Китаю. В первую очередь — развивали любознательность и склонность к спокойному рассуждению. В те времена — основными домашними животными (по численности) были овцы, козы и свиньи. Задача. В загоне овцы, свиньи и козы. Посчитай — сколько всего животных имеют рога? Р считал, визуально наблюдая. Образы, ассоциации. Только после подобных уроков переходили к абстрактному счёту. Задача в более старшем возрасте. (Формировать, формулировать и излагать рассказ). Пример. Император не может один управлять громадной страной. Не большими территориями управляют чжоухоу (князьки). Но и чжоухоу не в состоянии управлять хозяйственной деятельностью территории. Он управлял ли (деревнями) через старосту. Каков состав ли? Родственники составляли племена, территориально ограждённые. Пять племён составляли линь (общину). Деревня, которой управлял староста, состояла из пяти линь. Родовые племена, в среднем, насчитывали сто пятьдесят человек. Ученик должен был уверенно пересказать суть территориального деления. Его возили, показывали, рассказывали, чтобы создать образ. Когда информация усвоена — переходили к множеству задач по этой теме (какое количество населения деревни и т.д.). Задачу усложняли, сколько нужно скота для пропитания? Какую пищу употребляют крестьяне и по рецепту сколько идёт мяса. Итог. Наследный принц блестяще знал быт и нравы всех социальных слоёв страны. Это и были развивающие игры, только не бессистемные, как сейчас, а целевые, как вид подготовки. Когда Ли Чжи стал подростком, император понял, что болезнь ему долго властвовать не даст, потому плотно занялся подготовкой преемника, который занял престол в двадцать лет и стал одним из лучших императоров, принесших расцвет стране. Далее. Воспитав наследного принца Ли Чжи как интеллектуального и эрудированного подростка, император понял, что будущему властителю не хватает волевой решимости. Уникальность педагогического подхода заключалась в следующем: Беседы проводились раз в день (иногда раз в неделю), во время утренней трапезы. Эпизод первый: - В нашей стране благополучие зависит от двух факторов: от переменчивости погоды и труда крестьян. Влиять на переменчивость погоды мы не властны, а вот стимулировать работу крестьян не только можем, но и должны. Казалось бы — банальщина, ан нет — это начало пути. Далее, наставник Фу Цзо, возил на поля принца, показывая как высаживают культуры, как за ними ухаживают, как и зачем обрабатывают почву. Аграрный техникум, (простите за сравнение). Затем показывал и рассказывал о жизни крестьян, их желаниях. По — сути наблюдаем второе образование. Во дворце, долго репетировали полноценный, последовательный рассказ императору. Настал час встречи. - Расскажи, что понял и как воспринял то, что я тебе говорил прошлый раз? Терпеливо слушал длинную беседу. Выслушав, обобщил: - Подумай, что именно необходимо решительно пресекать, как заразу в умах, которая может привести к упадку. Иди. Фу Цзо рассказал, привёл исторические примеры последствий вольнодумства. Показывал в темницах тех, кто призывал к вольностям и тех, кто был чрезмерно жесток. Рассказал, что и тех и других постигла одинаковая участь, определённая его отцом — императором. Подросток осознал, что основа благосостояния государства — дисциплина и чувство долга. Все, кто этому способствуют — друзья; те же кто вносит сомнения — враги. Эпизод второй: Мужчины в Китае той поры, состоящие при дворе, были обязаны владеть искусством воина — наездника. В стандартном варианте — лучники. Очень сложное искусство. Для прицельной стрельбы в мишень, необходимо полное спокойствие духа и расчётливое напряжение мышц. Но, при скачке, лошадь толчками сбивает прицел, заставляя вновь и вновь заново целиться, в итоге — всадник приближается к мишени не выстрелив. Если пустить стрелу ранее — вероятность попадания крайне низка, близка к нулю. Во время трапезы, император сказал: - Искусство дао можно познать через выстрел из лука. Сперва участвуют лучник, мишень, её центр, лук и стрела. По мере концентрации всё лишнее отпадает. Остаётся лишь центр мишени и конец стрелы. Прямая между двумя точками. Но и это затем пропадает, остаётся только точка мишени — это и есть время выстрела — всё сконцентрировалось в одной точке. Но лошадь — живое существо, отдельное от наездника, со своим ритмом. Почему же лучник попадает? Наставник повёл принца на скаковую императорскую конюшню. Искусством верховой езды принц уже владел. Золотое правило гласит, что гармония между лошадью и наездником состоит в сочетании возможностей. Лошадь можно заставить бежать быстрее, чем ей комфортно, но тогда в её движениях появятся сбои. Чтобы полностью слиться с ритмом бега животного, надо чувствовать ровный, чёткий как часы, ритм бега и характерные движения мышц животного. Всадник условно руководит лошадью, он больше пытается понять её возможности и не превышать их — в этом залог успеха. Дыхание, пульс тела стрелка в какое – то мгновенье совпадёт с ритмом лошади — это и есть время для выстрела. Один единственный миг! Чуть поторопиться или замедлить — ничего не получится. Принц понял. Отрепетировал рассказ и пришёл к отцу. - Хорошо. Пусть так. Но как эту модель перенести на управление народом государства? Сложные рассуждения с наставникомФу Цзо, которые сводятся к аналоговым примерам. Разве возможно быть отличным лучником на плохой лошади? Даже на хорошей, но плохо ухоженной? Не возможно! Комфорт лошади — основа основ. Как голодная, так и заплывшая жиром лошадь будет не результативна, даже если она лучший представитель породы. Появляется роль конюха. Режим содержания животного в предсоревновательный период — гарантирует возможность лучнику проявить своё мастерство. Лучник — это император; мишень — цель процветания государства; лук и стрелы — реформы; лошадь — весь народ. К великой радости императора принц передал своё понимание. Разберём подробнее радикальные отличия. Арифметика. Современных детей учат тому, что это наука исключительно абстрактная. Складывают яблоки на картинках (как правило), затем учат вычитать. Следующий этап — эти же действия цифрами. Если уподобиться методу Фу Цзо, то это выглядело бы, приблизительно, так. Учебник — большой плакат №1. В земле изображён один корень дерева яблони. Посчитаем из скольких мелких корешков состоит корень. Над землёй возвышается один ствол, на котором расположились крупные ветки. Сколько их? На каждой крупной ветке разное количество мелких — сколько на каждой?. На мелких ветках находятся цветочки — сколько их на каждой. Плакат №2. Та же яблоня, вместо цветов — яблоки. Из скольких цветов сколько яблок получилось? Сколько цветов сорвал ветер? Плакат №3. Дети и взрослые собирают урожай. Сколько детей и сколько взрослых? Мы видим семь корзин, в каждую вмещается … И так далее. В итоге ребёнок получит целый комплект знаний, от состава яблока и косточек из которого вырастает дерево, до умения считать и вычитать. Радикальное отличие состоит в том, что полученные знания он может применить в любой другой области. Воспитанник, с помощью математических действий, изучал культуру, экономику своей страны. Его возили, показывали, рассказывали, задавали посильные вопросы. Дома, с наставником формулировал и репетировал рассказ, чтобы внятно изложить то, что узнал. В этом и состоит контраст подходов. КИТАЙСКИЙ ИМПЕРАТОР КАНСИ — иной метод (17 век, правил 61 год — не бывалый срок). (Сборник «Отцовские наставления»). Имея много сыновей, не пытался выявить наследника. Долго присматривался и с трёх (!!!!!) лет нанимал учителей. Для каждого сына лично подбирал наставника в соответствии с тем, к чему ребёнок проявляет больший интерес. При этом выделил класс в котором проводились общие занятия, цель которых тесная дружба и взаимовыручка между братьями. О его методике и личном примере достаточно много написано, я же затрону лишь определённый аспект. В принципе, мы наблюдаем повторение педагогического опыта императора Тайцзуна. Разница в том, что последний готовил главу государства, а Канси готовил в том направлении, в котором сын проявляет особое усердие и интерес. Ключевое слово — «выдающийся». Каждый его сын стал выдающимся, в силу сочетания интереса к будущей профессии и мощного развития интеллектуального потенциала. Выдающийся военоначальник, учёный, император — братья не составляли друг другу конкуренции, каждый имел свой, специфический интерес. Рассмотрим подробнее. Ребёнок проявляет черты агрессии. Учите его мыслить, излагать свой взгляд, считать, писать, через увлекательные сказки, рассказы, картины, мультики о военных сражениях всех времён; о тактике и стратегии. В этом свете, с ранних лет можно давать, в соответствии с возрастом, историю страны, эпизодами рассказывая об битвах. Не важно девочка или мальчик, в наше время женщины и до генералов дослуживаются. Р будет комфортно себя чувствовать в любом силовом ведомстве, с чётко сформулированными задачами и приказами. При этом вольная, творческая среда ему чужда, как и он ей. Не корректно приводить конкретные примеры — но, произвольно, просмотрите двадцать — тридцать книг — обучалок счёту, они рассчитаны на абстрактного ребёнка. Главное же не научить считать и обучить сложению и вычитанию. Основная задача развить интеллектуальный потенциал, показать малышу зачем это надо. Выявить специфику интересов и в этом ключе быть интересным. Один, непоседа, любит танцевать и петь; другой — усидчив и стремиться во всём разобраться — как их подчинить общей методикой? Подобная попытка обрекает одних на успех, других на прозябание — всё зависит на какой типаж рассчитаны методические разработки. НАСЛЕДНИКИ ФАРАОНОВ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ. История Египта насчитывает много, совершенно разных, периодов, потому обобщение не возможно. Проведу некий исторический обзор, чтобы было ясно — о каком правлении идёт речь. Общая история с рубежа IV — III тысячелетия до н. э., вплоть до III века н. э. Речь идёт о времени Нового Царства (империи) рубежа IV — III тысячелетия до н. э., вплоть до III века н. э. Если для большинства населения существовали традиции и правила в воспитании детей, то элита преследовала совсем иные цели. Кормилица, практически, большую часть бодрствования носила Р на шее. Познавательная цель — она постоянно ходила показывая Р и рассказывая, что происходит вокруг. Прототип бесконечной экскурсии. С трёх до пяти лет, к ней подключается первый наставник. (Обращу внимание — занятия снова начинаются с трёх лет.) Его задача рассказать о древнеегипетском царе знаний ТОТе. Он принёс людям игру сенет, которая упоминается в «Книге мёртвых». К слову будет сказать, появилась игра 3500 л. до н.э. В эту игру играли все: взрослые — дети; нищие и вельможи. Некое подобие нард. Задача первого наставника научить наследника фараона блестяще играть в сенет. Просчитывать ходы, возможные варианты, исключить понятие везение, заменив его логикой и расчётом. С точки зрения педагогики, Р ставили правильную речь, манеру изъясняться; стремительно развивали логику. В игру были вовлечен весь интеллектуальный потенциал. Разбирали варианты других партий. Сильные и слабые ходы, тактику и стратегию. Но не развитие интеллекта было основной целью, Р чувствовал громадное превосходство в сравнении со сверстниками и теми, кто постарше. С каждым годом отрыв всё рос, было понятно, что наследник фараона одарён богами особыми качествами, резко отличающими его от других. Легко обыгрывая даже взрослых, будущий правитель утверждался в понимании своего превосходства. Символом для будущего правителя были слова: «Смотри, нет занятия без надсмотрщика, Только ученый муж может сам управлять собой». Поучение Мудрого Даууфа, сына Херте своему сыну (Новое Царство). Мальчику показывали, как надсмотрщики управляют рабами на стройке, как прототип боцмана — управляет рабами гребцами на галерах. Наставники стремились утвердить Р в мысли, что если бы не силовой контроль, страна бы утонула в хаосе. Разве рабы сами бы строили или гребли? А если даже допустить такое, то они не могли бы достичь слаженной работы. Разве специальностью инженера строителя или кораблестроителя может овладеть раб или даже простолюдин египтянин? Ответ очевиден. Порядок в стране должен установить фараон, сам следовать ему и наказывать тех, кто усомнился. С ранних лет Р прививали подозрительность. Если ты правитель, но не в чём не разбираешься, тебя легко обмануть, неся Египту беду. Но чтобы надёжно контролировать, надо учиться. Р водили, показывали и рассказывали как строятся суда; как возводятся строения. Подозрительность — главная мотивировка учёбы. Смена поколений. Подростку внушали, что его прямая обязанность передать будущим поколениям опыт прошлых поколений, а, главное, то что он познал и понял сам. А как сего достичь не умея писать? «Человек мертв, тело его – пыль, все современники его обратились в пыль; но надписи заставляют вспомнить о нем того кто произносит [молитвы за усопших]. Больше в письме пользы, чем в доме строителя или гробницы на Западе. Оно лучше, чем прочный замок или стела храма». Несколько отвлекусь. Выше я показал, что началу учёбы предшествует мощнейший этап подготовки, с целью убедить в необходимости учения по каждому разделу. Наследник фараона, на детском языке, уверенно объяснил бы — зачем ему сие надобно. Египтянам необходимо организовать учение, иначе кто будет лечит, строить, воевать? А кто, как не фараон должен организовать учебные центры? А как же их можно организовать если нет понимания предмета? Есть ли подобный подготовительный этап у современных дошкольников? Решайте сами. Наследника водили в школы, в которых культивировалось послушание, как основа основ. За ослушание — физические наказания. Аналогово, наследника подталкивали к стремлению учиться. Показывали страдания больного и то, как врач излечивает его. Вот, такого — то мальчика хотят выучить на врача, а он не хочет учиться, как можно подобное терпеть? Власти решили, что он будет врач, следовательно, надо прилагать все усилия, дабы оправдать доверие. «Уши мальчика на спине его, как только он услышит голос палки, то впредь не допустит небрежности». В двенадцать лет, дети сдавали экзамены по всем предметам. Смысл индивидуальной подготовки будущего фараона состоял в том, что его наставники достигали в разы большего эффекта, чем преподаватели школы. Дело в том, что показывая на живых примерах задачи и их решение, они привлекали развитию визуальную, слуховую, ассоциативную, вкусовую и иные виды памяти, что в рамках класса никак не возможно. Как и в игре сенет, Р чувствовал своё громадное превосходство. Особый смысл имело разделение учителей по предметам. Преподаватель отлично знал свой предмет, но не обладал знаниями по другому, в этом плане Р был образованнее его, и оба это понимали. Сперва для детей знати, затем для самой знати, должно быть очевидно превосходство будущего властелина, в этом была гарантия устойчивости власти. Отвлекусь. Р приходит в первый класс с определённым интеллектуальным потенциалом и со знаниями и умениями, которые могут заинтересовать, а могут быть безразличны одноклассникам. Дети смотрят на всех и на каждого — пытаюсь определить его статус относительно себя. Именно это явление определит: будет ли школа площадкой для самореализации конкретно вашего Р или нет. Чему вы, родители, научили Р, чтобы его умение создало авторитет у сверстников? Девочки. Отдельная тема. От девочек ожидалась в разы большая отдача, чем от мальчиков. Наследник фараона всего один, а детей много. Знать при царе — это торжество фамилии и статуса. Замужество девочки из такой семьи — это повышение или понижение статуса всей фамилии! Своей красотой, эрудицией, культурой, знаниями будущая невеста должна ярко выделяться среди иных. Отдельное внимание уделялось знанию этикета и истории одежд, пониманию красоты одеяний. Дети от наложниц не считались детьми фараона, и воспитывались как все египтяне. НАСЛЕДИКИ СУЛТАНА. Повторюсь. Цель статьи показать способ подачи информации с раннего возраста. Не оценить объём, не дать оценку образованию и воспитанию, а понять (с точки зрения возможного применения) интересные фрагменты образовательного процесса. Отвлекусь. Те, кто разводит поющих кенаров — хорошо знает громадные трудности в обучении. Кроме того, что далеко не каждый кенар по генотипу певец, так ещё иные факторы омрачают процесс становления песни. Птица старается копировать у других наиболее лёгкие и громкие коленца, Отсюда «рыкание»; «тя – тя – тя…» — иной брак. Если клетку накрыть прозрачной тканью, птица петь не будет, хотя и бодрствует. Задача — ученик не должен слышать других учеников, не говоря уже о взрослых птицах. Вживую, или через запись, ему с достаточной частотой дают слушать кенаров без брака, дикую птицу (овсянку, полевого жаворонка и проч.). Птица компонует свою, не повторимую песню, которой нет равных. Но и после того, как песнь сформирована, кенару нельзя давать слушать других птиц, он с радостью оставит сложные колена и вставит лёгкие и громкие, навсегда испортив песню. Наследника султана, содержали в подобной строгости (кафес — клетка). Клетка принцев Шехзаде насчитывала тридцать — сорок комнат и три больших зала. Каждый принц имел 30 слуг и более 30 наставников. Связь с внешним миром была исключена. Наставники. Воспитателям категорически было запрещено общаться друг с другом, и в этом был свой резон. Каждый учитель был фанатично влюблён в свой предмет и ничего более его не интересовало. Несколько преподавателей персидского языка, знали два — три диалекта, чему и обучали, другие наставники персидского обладали знаниями по иным диалектам; тоже по изучению арабского языка. У каждого наставника была своя, отработанная методика. Детей начинали обучать чуть ранее четырёх лет. Будущие правитель должен знать и понимать языки на которых общается население его страны. К шестнадцати — восемнадцати годам молодой человек знал в совершенстве более десяти языков, в том числе основные европейские. Толкователь Корана — муфассир, обучал мудрости веры. Особо отмечу интересный факт. Если вы полагаете, что масса учителей лишали Р детства, то вы сильно ошибаетесь. Любой детский психолог скажет, что это не возможно. Психика человека имеет защитный механизм, при переутомлении, она «закрывается», не допуская новую информацию. Здоровье будущего наследника, как физическое так и психическое — главная забота. Мальчики играли, смеялись, пели и танцевали, но все развлечения были тематически выстроены каждым педагогом по своей методике обучения. Свои наглядные пособия, игры, спектакли, минисцены — громадный разносторонний арсенал. На определённом диалекте наставник рассказывал в какие игры играют дети таких — то народностей; какие звери и птицы там живут; как они охотятся. Что Р не понимал — переспрашивал, ему объясняли. Давали играть в национальные детские игры, но разговаривать можно было только на определённом диалекте. Особо выделю особенность: наставники не стремились к определённой дате достичь конкретного результата — шёл процесс, который неизбежно даст положительный результат. Специфика индивидуума определит сроки результата. Ролевые игры. Будущего правителя готовили сперва на примере легенд и игр, затем на практике, но после того, как шехзадБаязид в 1559 году восстал против Сулеймана I (отца) практика была отменена. Ранее, юных правителей отправляли самостоятельно управлять провинциями, например — в свои пятнадцать лет Сулейман Великолепный стал губернатором Кафы (Феодосии). Дети, в спектаклях, вели переговоры с послами других держав — полностью копируя деятельность султана. Представления о жизненном укладе были столь жёстки, что никакой жалости к братьям они не испытывали — закон превыше всего. До XVII века, когда султан определял наследника престола, все его братья подлежали казни (убийству), как потенциальные, возможные враги в стремлении занять престол ("канун-и османи" (османский закон), автор — Мехмед II в 1451 год). Ахмед I отменил кровавую практику, гуманно заменив её пожизненным заточением в кафесе, без права продолжения рода (1603 год). Если, условно, опыт перенести в наше время, то обязательны маленькие спектакли. Р, одетый в халат врача, слушает больного, даёт рекомендации; в форме продавца — торгует; в форме работника полиции — отчитывает нарушителя. То есть — готовят, через игровые спектакли, к пониманию взрослой жизни. Р может быть в роли школьного учителя или директора школы, ученика, родителя шалунишки. НАСЛЕДНИКИ КОРОЛЯ АНГЛИИ. Мы снова сталкиваемся с рубежом — три года. Именно в этом возрасте, будущего короля знакомили с одногодками — детьми родовитых вельмож. Задача состояла в том, что наследник должен сдружиться с одним из мальчиков, должна возникнуть взаимная симпатия. Когда наставники в этом убедятся, остальных детей убирают из общения. Отныне второй мальчик — друг, советник и самый близкий человек. Ровно год взрослые стимулируют данную дружбу. Зачем? Я думаю, след ведёт к Римской империи, педагогике того времени. Будущего короля Англии наказывать было нельзя, тем более, принятым наказанием — палками. Тем не менее мальчик — есть мальчик; нарушение установленных норм неизбежно. За его непослушание, при нём, наказывали его друга. Обострённое чувство детской справедливости являлось идеальным стимулом для послушания. Основа воспитания будущего короля заложена в трудах Аристотеля «Политика». Уместно упомянуть труд «Дисциплина клирика», врача Арагонского короля Альфонсо I. Чтобы я отметил как наиболее актуально для нашего времени? Наследника и его «тень» с трёх лет (иногда с четырёх) отправляли в замок к родственникам аристократам. Для чего? Очень чёткий распорядок дня, который ничто изменить не может. Р привыкает к тому, что иное — не возможно. Любые отклонения — несут негатив. Данное понимание Р пронесёт через всю жизнь. Дома естественны поблажки любящего окружения воспринимаемые малышом как то, что может быть так, а может иначе — и я могу повлиять на это. В замке родственников, с гувернанткой и наставниками сама мысль об изменениях кажется абсурдной и нелепой. Низшие слои должны беспрерывно подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства, высшие — сами творят обстоятельства. Видится интересным опыт режима и обязанностей. Играясь, Р собирает мусор в ведро и выносит в угол комнаты. Игрушечный веник и совочек. Ролевая игра. Девочка моет посуду и стирает (например) в варианте детской игры для маленьких. В упомянутых случаях, повзрослевший малыш вовсе не будет сопротивляться новым, «навешанным» на него обязанностям. «Ты уже повзрослел и должен помогать…» — в детском восприятии подобное — ничем не спровоцированная агрессия. Другое дело, что до трёх лет нужно тщательно продумать список игр, который подведут к участию в жизни семьи. Не нарцисс, ни иждивенец, а участник процесса, называемого — жизнь семьи. Он изначально к этому привык, и сопротивляется (что естественно) любым изменениям. Несколько интересных аспектов в воспитании Людовика XIV, его отец - Людовик XIII, в жутких страданиях, скончался в сорок один год. Регент — Анна Австралийская Птифис описывает: «одетый в королевскую робу, сидя в королевском кресле, он невнятно произнесет одну-единственную подсказанную ему фразу: «Господа, я пришел, чтобы засвидетельствовать вам свою добрую волю; господин канцлер скажет остальное». Ролевая игра. Понятно, что в этом возрасте он был не способен осознать то, что говорил, это была лишь игра Р со взрослыми. Неоднозначную роль в воспитании сыграла гувернёр — мадам де Лансак. Важно! Дочь горничной, отлично понимала свой статус, и совсем не претендовала на особую дружбу — они играли. Девочка изображала королеву (подобие Анны Австралийской), а будущий король осваивал множество ролей — от слуги до вельможи. Таким образом, он формировал в сознании образ. (Во многом на этом принципе основан метод дошкольного обучения с 3 до 7 лет — см страничку в телеграм https: //t. me/doshkonik). Согласно нашей методике, Р с шести до семи лет играет в ролевые игры, готовясь к школе. Воображает себя учителем, либо отвечающим «у доски» перед классом; тянущим руку и проч. Продолжим. Анна Австралийская узнала об этом от мадам де Лансак, решительно пресекла подобное, переведя горничную в другой дворец. При этом, сделала ошибочные выводы. Решив, что Р следует окружить сверстниками, подошла к этому вопросу весьма ответственно: только дети вельмож достойного рода и статуса имели честь быть приглашены. Получив приглашение, заботливые родители, бабушки дедушки посвящали всё время воспитанию — инструкциям — как себя вести подобающе с будущим королём. По окончании дня интересовались — были ли дети достаточно почтительны. Подобное общение «сковало» Людовика, определив его замкнутость. С детьми (ролевые игры), затем со взрослыми, взошедши на трон, он не мог быть откровенным «по определению». Единственный человек, который мог проникнуть в атмосферу доверительности — была королева, которой полностью доверял. Герцог Анжуйский (брат) воспитывался совсем по — другому. Ему давали играть с детьми разных социальных слоёв, потому для него была естественна раскрепощённость. Он мог легко найти общий язык с любым. С любым, но не с братом Людовиком, что естественно. Ролевые игры РИЧАРДА I ЛЬВИНОЕ СЕРДЦЕ — сына короля Генриха II и королевы Элеоноры Аквитанской. Понимая, что шансы стать королём ничтожны, герцогиня готовила его к управлению своим доменом. Лучшие учителя прививали любовь к музыке, литературе, поэзии; культурным традициям. Однако, речь не о них. Был у него гениальный наставник по физкультуре и военному делу. Увы, имя забыто. Да! Гениальный! Казалось бы — какую романтику можно увидеть в спорте или в истории войн? Тренировка, физические упражнения — это одно, а походы войск Древнего Рима — совсем иное. Что же касается Веры Христианской — то это отдельный, самостоятельный, выделенный сегмент. Расскажу о двух легендах, которые Ричард считал путеводной звездой (ему поведал наставник по физкультуре и военному делу). Легенда первая, преподносимая Р. Только представьте себе масштаб воображения и фантазий, которые породила в сознании Р легенда. Легенда первая. Жил всесильный волшебник и чародей Мерлин, равному по уму и силе не было. Он не очень ценил величие родства, но культивировал личные качества, которые мужчина воспитал в себе с детства. Чтобы все достойные имели равные возможности — он изготовил сказочный меч, и вонзил его в камень. На мече светилась надпись: «Тот, кто сможет вытащить меч из камня, будет правопреемником короля Британии». Мерлин утверждал, что счастье для страны принесёт самый целеустремлённый и сильный. Условия просты: кто сможет вырвать меч из объятий камня, то и есть достойный король Англии. Многие пробовали, но сумел только Артур, незаконнорождённый сын короля Утера Пендрагона и стал правителем Британии. Почему он один смог? Железная воля и физические нагрузки, которым он следовал с раннего возраста. Это не академический пример, мы наблюдаем погружение в образ. Р формирует образ, к которому должен стремиться. Легенда вторая. Замок Камелот стал базой, в которой находились рыцари, под командованием Артура. А как иначе? Кто защитит страну от великанов, драконов и чёрных рыцарей? Но не в этом была главная цель. Нужно было отобрать у врагов Чашу Грааля из которой пил Христос во время Тайной вечери. Именно в эту чашу Иосиф Аримафейский собирал кровь распятого Христа. Он спрятал её в Британии, но злые духи перепрятали её и тщательно охраняли. Чем важна была чаша? Достойный, испивший из Чаши Грааля получал прощение грехов и вечную жизнь. Единственный человек, который смог преодолеть заслон злых духов и драконов, был рыцарь Галахад, именно он получил вечную жизнь. Почему он? Только он готовил с детства себя стать защитником своей страны, обеспечив ей процветание. К чему сей сказ? К тому, что безобидные ролевые игры позволили сформировать личность Ричарда Львиное Сердце — одного из величайших крестоносцев в истории средневековой Европы. Именно он организовывал походы для освобождения Иерусалима. Вывод. Если вы не подбираете тематические ролевые игры и не играете в них с Р, то он сам, стихийно, силой воображения создаёт образы, которые формируют его. Вы это поймёте в пять — шесть лет, когда позиции по многим вопросам сформировались. В заключении. Тема: ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. Этимология слова «педагог»: Заимствовано в XVIII веке из французского языка (pedagogue) через посредство латинского (paedagogus). Восходит к греческому слову paidagogos. Оно образовано путём сложения существительного pais (paidos), имеющего значение «ребёнок», и причастия agogos со значением «ведущий» (от глагола agein — «вести»). Таким образом, буквальное значение: «тот, кто ведёт (воспитывает) детей». Традиции имеют и отрицательные последствия, мы теряем изначальный смысл. Пример: В Древней Греции, у состоятельных граждан сына обучали несколько наставников (педагогов). В те времена педагог была престижная профессия. Почему? Педагога выбирали из рабов (своих, либо специально покупали). Тяжело работать физически, либо всё время посвятить обучению и воспитанию Р — выбирай. Стандартный первый вопрос: - Чему ты можешь обучить моего сына? Стандартный второй вопрос: - Через какое время я увижу первые реальные результаты? В назначенное время Р должен показать запланированный результат. По — сути экзаменуется не Р, а педагог. Если ожидаемый результат не получен, не зависимо от причин, педагога отправляют на тяжёлые работы, либо продают, а Р получает нового. Педагог, который вырастил Р, которым гордится семья — стоил не мыслимо дорого. У него было понимание этапности образования на годы (методика), тот же, кто мыслил локально — долго не задерживался. Однако, вернёмся к стандартным двум вопросам. Именно в таком виде устраивали вступительный экзамен педагогам, которые воспитывали и образовывали наследников императоров, султанов, королей и царей. Бояре, князья, богатые дворяне, купцы высшей гильдии следовали тем же образом. Данный смысловой подход утерян. В государственном садике сошлются на утверждённую федеральную программу, согласно которой происходит обучение и воспитание. Точка. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утверждённая приказом Министерства просвещения РФ от 25. 11. 2022 №1028, определяет единые для Российской Федерации базовые объём и содержание дошкольного образования, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ДОО), и планируемые результаты освоения образовательной программы. Как определить результативность планируемых промежуточных итогов освоения образовательной программы? Общий показатель успеваемости группы, не иначе. Не более. Родители должны чётко и ясно ответить самим себе — они согласны с таким подходом? «Alterumalterumhaudexcludit» — «одно не исключает другого» на латыни. Детский сад — это социализация, общее развитие, понимание жизни в коллективе — к достижению данных целей составлена ежегодная программа. Наставники наследников тиранов стремились к развитию интеллектуального потенциала — прежде всего. Не коллективным, а индивидуальным ролевым играм — в равной степени с первой задачей. Рекомендую родителям, по методике и поурочным планам, с обязательными промежуточными тестами, индивидуально дома готовить малыша. Психологи утверждают, что в три года два раза в день по пятнадцать минут, с интервалом не менее четырёх часов — вполне достаточно. «Небольшие усилия, которые вы ежедневно повторяете, приводят к большим достижениям, которые медленно накапливаются со временем». — Джон К. Максвелл
|