ВНЕДРЕНИЕ НЕЙРОПОДХОДА В СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ |
Педагогика | |||
Автор: Лялькаева Татьяна Николаевна Галчушкина Светлана Владимировна Нестерова Наталья Владимировна | |||
16.04.2025 20:18 | |||
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» Иван Петрович Павлов В последнее время данные статистики говорят о возрастании количества детей, имеющих различные нарушения развития. Это связано с факторами, на которые мы не можем повлиять. К сожалению, родителями часто не замечают эти нарушения сразу, поэтому важна роль педагогов и специалистов, которые могут оказать помощь детям и провести консультации по просвещению родительского сообщества. Однако развитие ребенка зависит от комплексной работы, в которой принимают участие родители, педагоги, дети. Именно общая работа играет ключевую роль в решении этой глобальной проблемы. Таким образом, мы говорим о том, что вопрос о внедрении нейроподхода в работу педагогов образовательных учреждений более чем актуален.
Для начала необходимо понять, что из себя представляет нейроподход. Это методы и технологии, в совокупности помогающие скорректировать нарушенные психические процессы и эмоционально-волевую сферу ребёнка посредством движения. Для этого используются специальные нейроигры и нейроупражнения. Они полезны не только детям, имеющим определённые нарушения, но и совершенно здоровым ребятам, так как представляют собой игру, в которой происходит развитие детей, взаимодействующих друг с другом и прилагающих максимум усилий для достижения результата с учетом совершенных ошибок и опыта. Важно то, что эти методы являются здоровьесберегающими, поскольку развивают все психические процессы, способствуют созданию новых нейронных связей и улучшению работы головного мозга. Инновация работы в том, что можно использовать нейропсихологические технологии в преодолении речевых, когнитивных, моторных, поведенческих нарушений, создав модель совместной работы всех педагогов образовательных учреждений (ОУ). Стоит отметить, что все нейроигры и нейроупражнения связаны с развитием межполушарных связей. Одновременная работа обеими руками является одним из примеров такого взаимодействия: она активизирует оба полушария мозга и способствует формированию нескольких навыков, к примеру, согласованные движения рук и глаз, рук и ног и т. д. Наиболее известны кинезиологические упражнения, как «Змейка», «Ухо — нос», «Колечки», «Перекрестные шаги» и другие. Они активизируют межполушарное взаимодействие и помогают психическим процессам гармонично развиваться. Применять такие игры можно как на занятиях и в режимных моментах всех педагогов. Так, практикой отмечено, что на логопедических занятиях нейроподход решает важную проблему при развитии мелкой, артикуляционной моторики, постановке, автоматизации, дифференциации звуков, коррекции лексико-грамматического строя, словарного запаса и развитии связной речи. Утренняя зарядка, физкультурные занятия и гимнастика после полуденного сна, включающая нейроигры, улучшают общую моторику, физические навыки. Это включает в себя способность выполнять симметричные и асимметричные движения, поддерживать равновесие, а также способствует увеличению подвижности плечевого пояса, ловкости рук и силы кистей. На музыкальных занятиях использование нейроигр способствует слуховому восприятию музыки, темпо-ритмическому развитию, формированию речевого дыхания, певческих навыков, способности к импровизации, развивается зрительно-моторная координация. Использование данного подхода педагогом-психологом предполагает коррекцию психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Кроме того, нейроигры помогают педагогам в работе с детьми решить проблемы с гиперактивностью или медлительностью, концентрацией внимания на важных моментах, нетерпеливостью, раздражительностью, возбудимостью, необоснованной агрессией, тревожностью, быстрой утомляемостью и частыми отвлечениями, трудностями общения со сверстниками, страхами и т. д В результате применения нейроподхода в работе педагогов ОУ, по прошествии времени можно отметить их положительное влияние на развитие воспитанников: комплексно воздействует на коррекцию устной и письменной речи, улучшается мыслительная деятельность, память, внимание, синхронизируется работа полушарий мозга, повышается стрессоустойчивость, ускоряется формирование пространственных представлений у детей и пр. Именно поэтому их применение в практике имеет огромное значение для полноценного развития детей – главного целевого ориентира в условиях реализации ФГОС и ФОП ОУ. Мяч – универсальная игрушка, друг из детства каждого из нас, игра с мячом активизирует весь организм, все анализаторные системы. Существует великое множество традиционных игр с мячом. Развивающей находкой явились нейропсихологические игры-упражнения с мячом: «Веселые мячики» Цель: эмоциональная разрядка, развитие моторной координации, умение работать с группой, снятие напряжения. Ход: Дети встают в круг, в руке у каждого маленький мяч. По команде педагога дети перекладывают мяч из одной руки в другую, или за спиной, далее соседу и так далее. Команды могут быть разнообразные: вправо, влево, вперед, назад, соседу, вверх, вниз и т.п. Главное сохранять темп, заданный педагогом. Темп тоже можно менять или передавать мячики в темпе сопровождающего стихотворения или музыки. «Поймай мяч» Цель: развитие зрительно-пространственной и зрительно-моторной координации. Ход: Под контролем взрослого ребенок, лежа на спине, подбрасывает и ловит мяч двумя руками. Когда ребенок начнет легко справляться с этим заданием, его можно усложнить. Например, выполнять это упражнение, считая в прямом и обратном порядке, рассказывая стихотворение, называя предметы мебели, животных, овощи-фрукты и др. несложные задания. Глаза следят за происходящим в окружающем пространстве, мозг направляет (координирует) движения и реакции. Это необходимо для осознания своего тела, а впоследствии, способствует развитию грамотной речи, чтения. Если эти зрительные навыки не сформированы (или недостаточно), проблемы проявляются в обучении. «Влево-вправо» Цель: развитие зрительно-пространственной и зрительно-моторной координации, счет. Ход: Ведущий передаёт мяч по кругу предварительно дав здание: например, «3 влево» и передаёт мяч влево, а все считают: «1, 2, 3». Теперь мяч у третьего игрока слева, и он стал ведущим, передаёт мяч и даёт своё задание, например, «6 вправо с шагами» и т.д. «Части тела» Цель: развитие зрительно-пространственной и зрительно-моторной координации, ориентация в собственном теле. Ход: Игроки передают мяч по кругу, прикасаясь к какой – то части тела соседа, сосед берёт мяч и называет часть тела, к которой прикоснулись, передавая мяч, например, «правая ступня». Можно всем напевать: «Вот летела муха, на правую ступню мне села, почесала брюхо, дальше полетела» «Месяцы и дни недели». Цель: Развитие памяти, мышления и внимания. Ход: Ребенок и взрослый кидают большой мяч друг другу. Если звучит название месяца, мяч надо поймать. Если называются дни недели, то мяч не ловится. Аналогично можно провести игры: «Съедобное — несъедобное», «Живое — неживое», «Летает — не летает» Рекомендуемая литература:
|