Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ВНЕДРЕНИЕ НЕЙРОПОДХОДА В СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Педагогика
Автор: Лялькаева Татьяна Николаевна Галчушкина Светлана Владимировна Нестерова Наталья Владимировна   
16.04.2025 20:18

ВНЕДРЕНИЕ НЕЙРОПОДХОДА В СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗВНЕДРЕНИЕ НЕЙРОПОДХОДА В СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

  • Учитель-логопед Лялькаева Т. Н.
  • Инструктор по физической культуре Галчушкина С. В.
  • Воспитатель Нестерова Н. В.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» Иван Петрович Павлов

В последнее время данные статистики говорят о возрастании количества детей, имеющих различные нарушения развития. Это связано с факторами, на которые мы не можем повлиять. К сожалению, родителями часто не замечают эти нарушения сразу, поэтому важна роль педагогов и специалистов, которые могут оказать помощь детям и провести консультации по просвещению родительского сообщества. Однако развитие ребенка зависит от комплексной работы, в которой принимают участие родители, педагоги, дети. Именно общая работа играет ключевую роль в решении этой глобальной проблемы. Таким образом, мы говорим о том, что вопрос о внедрении нейроподхода в работу педагогов образовательных учреждений более чем актуален.

 

Для начала необходимо понять, что из себя представляет нейроподход. Это методы и технологии, в совокупности помогающие скорректировать нарушенные психические процессы и эмоционально-волевую сферу ребёнка посредством движения. Для этого используются специальные нейроигры и нейроупражнения. Они полезны не только детям, имеющим определённые нарушения, но и совершенно здоровым ребятам, так как представляют собой игру, в которой происходит развитие детей, взаимодействующих друг с другом и прилагающих максимум усилий для достижения результата с учетом совершенных ошибок и опыта. Важно то, что эти методы являются здоровьесберегающими, поскольку развивают все психические процессы, способствуют созданию новых нейронных связей и улучшению работы головного мозга.

Инновация работы в том, что можно использовать нейропсихологические технологии в преодолении речевых, когнитивных, моторных, поведенческих нарушений, создав модель совместной работы всех педагогов образовательных учреждений (ОУ).

Стоит отметить, что все нейроигры и нейроупражнения связаны с развитием межполушарных связей. Одновременная работа обеими руками является одним из примеров такого взаимодействия: она активизирует оба полушария мозга и способствует формированию нескольких навыков, к примеру, согласованные движения рук и глаз, рук и ног и т. д. Наиболее известны кинезиологические упражнения, как «Змейка», «Ухо — нос», «Колечки», «Перекрестные шаги» и другие. Они активизируют межполушарное взаимодействие и помогают психическим процессам гармонично развиваться.

Применять такие игры можно как на занятиях и в режимных моментах всех педагогов.

Так, практикой отмечено, что на логопедических занятиях нейроподход решает важную проблему при развитии мелкой, артикуляционной моторики, постановке, автоматизации, дифференциации звуков, коррекции лексико-грамматического строя, словарного запаса и развитии связной речи.

Утренняя зарядка, физкультурные занятия и гимнастика после полуденного сна, включающая нейроигры, улучшают общую моторику, физические навыки. Это включает в себя способность выполнять симметричные и асимметричные движения, поддерживать равновесие, а также способствует увеличению подвижности плечевого пояса, ловкости рук и силы кистей.

На музыкальных занятиях использование нейроигр способствует слуховому восприятию музыки, темпо-ритмическому развитию, формированию речевого дыхания, певческих навыков, способности к импровизации, развивается зрительно-моторная координация.

Использование данного подхода педагогом-психологом предполагает коррекцию психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Кроме того, нейроигры помогают педагогам в работе с детьми решить проблемы с гиперактивностью или медлительностью, концентрацией внимания на важных моментах, нетерпеливостью, раздражительностью, возбудимостью, необоснованной агрессией, тревожностью, быстрой утомляемостью и частыми отвлечениями, трудностями общения со сверстниками, страхами и т. д

В результате применения нейроподхода в работе педагогов ОУ, по прошествии времени можно отметить их положительное влияние на развитие воспитанников: комплексно воздействует на коррекцию устной и письменной речи, улучшается мыслительная деятельность, память, внимание, синхронизируется работа полушарий мозга, повышается стрессоустойчивость, ускоряется формирование пространственных представлений у детей и пр. Именно поэтому их применение в практике имеет огромное значение для полноценного развития детей – главного целевого ориентира в условиях реализации ФГОС и ФОП ОУ.

Мяч – универсальная игрушка, друг из детства каждого из нас, игра с мячом активизирует весь организм, все анализаторные системы. Существует великое множество традиционных игр с мячом. Развивающей находкой явились нейропсихологические игры-упражнения с мячом:

«Веселые мячики»

Цель: эмоциональная разрядка, развитие моторной координации, умение работать с группой, снятие напряжения.

Ход: Дети встают в круг, в руке у каждого маленький мяч. По команде педагога дети перекладывают мяч из одной руки в другую, или за спиной, далее соседу и так далее. Команды могут быть разнообразные: вправо, влево, вперед, назад, соседу, вверх, вниз и т.п. Главное сохранять темп, заданный педагогом. Темп тоже можно менять или передавать мячики в темпе сопровождающего стихотворения или музыки.

«Поймай мяч»

Цель: развитие зрительно-пространственной и зрительно-моторной координации.

Ход: Под контролем взрослого ребенок, лежа на спине, подбрасывает и ловит мяч двумя руками. Когда ребенок начнет легко справляться с этим заданием, его можно усложнить. Например, выполнять это упражнение, считая в прямом и обратном порядке, рассказывая стихотворение, называя предметы мебели, животных, овощи-фрукты и др. несложные задания. Глаза следят за происходящим в окружающем пространстве, мозг направляет (координирует) движения и реакции. Это необходимо для осознания своего тела, а впоследствии, способствует развитию грамотной речи, чтения. Если эти зрительные навыки не сформированы (или недостаточно), проблемы проявляются в обучении.

«Влево-вправо»

Цель: развитие зрительно-пространственной и зрительно-моторной координации, счет.

Ход: Ведущий передаёт мяч по кругу предварительно дав здание: например, «3 влево» и передаёт мяч влево, а все считают: «1, 2, 3». Теперь мяч у третьего игрока слева, и он стал ведущим, передаёт мяч и даёт своё задание, например, «6 вправо с шагами» и т.д.

«Части тела»

Цель: развитие зрительно-пространственной и зрительно-моторной координации, ориентация в собственном теле.

Ход: Игроки передают мяч по кругу, прикасаясь к какой – то части тела соседа, сосед берёт мяч и называет часть тела, к которой прикоснулись, передавая мяч, например, «правая ступня». Можно всем напевать: «Вот летела муха, на правую ступню мне села, почесала брюхо, дальше полетела»

«Месяцы и дни недели».

Цель: Развитие памяти, мышления и внимания.

Ход: Ребенок и взрослый кидают большой мяч друг другу. Если звучит название месяца, мяч надо поймать. Если называются дни недели, то мяч не ловится.

Аналогично можно провести игры: «Съедобное — несъедобное», «Живое — неживое», «Летает — не летает»

Рекомендуемая литература:

  1. Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. М.: Генезис, 2007. —474 с.
  2. Кравченко Л. Как развивать у детей межполушарное взаимодействие//Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2019. — №6. – с.43-50
  3. Нейропсихология. Игры и упражнения/Ирина Праведникова. -М.: АЙРИСпресс, 2018. — 112с.: или. +вклейка 8 с. — (Популярная нейропсихология)
  4. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч. 1/ В. Колганова, Е. Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. -М.: АЙРИС-пресс, 2018. -416 с.: ил.
  5. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч. 2/ В. Колганова, Е. Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. — М.: АЙРИС-пресс, 2018. — 144с.: или. — (Культура здоровья с детства).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 14 (376) выйдет
20 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год