Взаимодействие с детьми ОВЗ в дошкольных группах: реализация ИОМ, создание специальных условий и социализация обучающихся. |
Педагогика | |||
Автор: Филиппова Н. В. | |||
10.01.2025 07:49 | |||
Взаимодействие с детьми ОВЗ в дошкольных группах: реализация ИОМ, создание специальных условий и социализация обучающихся. Не надо плыть по течению, не надо плыть против течения, надо плыть туда, куда тебе надо. Михаил Жванецкий Включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольные группы – это важный шаг на пути к инклюзивному образованию. Для успешной интеграции таких детей необходимо создать условия, способствующие их всестороннему развитию и социализации. Любая образовательная организация обязана реализовывать инклюзивную практику: в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подписанном президентом РФ 29. 12. 2012 года говориться, что каждый ребенок имеет право обучаться с остальными. Суть инклюзивного образования в том, что все дети имеют равный доступ к образованию, причем это не зависит от их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Педагоги и родители также понимают и осознают важность создаваемых условия, для успешного образования детей с ОВЗ.
Инклюзивная образовательная модель. Инклюзивная образовательная модель предполагает создание единого образовательного пространства для всех детей, где учитываются индивидуальные особенности развития каждого ребенка, в том числе детей с ОВЗ. Родитель при получении заключения ЦПМПК предоставляет его в образовательную организацию и подает заявление о предоставлении специальных условия. После чего начинается всеобъемлющая работа с конкретным ребенком. При посещении дошкольного учреждения, обучающемуся оказывается помощь коррекционных специалистов, по тем направлениям работы, которые рекомендует ЦПМПК. В первую очередь любой ребенок проходит адаптационный период и здесь очень важно сопровождение всех специалистов, особенно психолога, и всех участников образовательного процесса. Родители в свою очередь являются важным звеном в успешной адаптации ребенка, взаимодействие семьи и педагогов позволяет ребенку пройти этот период наиболее комфортно и быстро. По результатам диагностики специалисты коррекционной службы составляют индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в котором учитываются все дефициты и ресурсы ребенка. Каждый специалист, педагоги и родители могут внести свои коррективы в процессе реализации образовательного маршрута. Согласно Адаптированной образовательной программы, рекомендованной обучающемуся, педагоги понимают на какие целевые ориентиры должны опираться в реализации ИОМ. По мере прохождения маршрута у обучающегося могут возникать некоторые сложности или, наоборот, ребенок при совместных усилиях с учетом индивидуальных ресурсов и компенсаторных возможностей показать значительный прогресс в освоении ИОМ. В любом случае задача участников образовательного процесса создать условия позволяющие как можно успешнее реализовать освоение АОП в полном объеме. Что же включает в себя реализация ИОМ в работе с детьми ОВЗ:
Создание специальных условий:
Социализация детей ОВЗ:
Заключение: Включение детей с ОВЗ в дошкольные группы – это сложный, но необходимый процесс. Реализация ИОМ, создание специальных условий и активное участие всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, специалистов) позволяют сделать этот процесс эффективным, содействуя полноценному развитию и социализации детей с ОВЗ. Воспитатель ГБОУ Школа №1517 Филиппова Н. В.
|