Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Взаимодействие с детьми ОВЗ в дошкольных группах: реализация ИОМ, создание специальных условий и социализация обучающихся.
Педагогика
Автор: Филиппова Н. В.   
10.01.2025 07:49

Взаимодействие с детьми ОВЗ в дошкольных группах: реализация ИОМ, создание специальных условий и социализация обучающихся.Взаимодействие с детьми ОВЗ в дошкольных группах: реализация ИОМ, создание специальных условий и социализация обучающихся.

Не надо плыть по течению, не надо плыть против течения, надо плыть туда, куда тебе надо. Михаил Жванецкий

Включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольные группы – это важный шаг на пути к инклюзивному образованию. Для успешной интеграции таких детей необходимо создать условия, способствующие их всестороннему развитию и социализации. Любая образовательная организация обязана реализовывать инклюзивную практику: в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подписанном президентом РФ 29. 12. 2012 года говориться, что каждый ребенок имеет право обучаться с остальными. Суть инклюзивного образования в том, что все дети имеют равный доступ к образованию, причем это не зависит от их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Педагоги и родители также понимают и осознают важность создаваемых условия, для успешного образования детей с ОВЗ.

 

Инклюзивная образовательная модель.

Инклюзивная образовательная модель предполагает создание единого образовательного пространства для всех детей, где учитываются индивидуальные особенности развития каждого ребенка, в том числе детей с ОВЗ.

Родитель при получении заключения ЦПМПК предоставляет его в образовательную организацию и подает заявление о предоставлении специальных условия. После чего начинается всеобъемлющая работа с конкретным ребенком.

При посещении дошкольного учреждения, обучающемуся оказывается помощь коррекционных специалистов, по тем направлениям работы, которые рекомендует ЦПМПК. В первую очередь любой ребенок проходит адаптационный период и здесь очень важно сопровождение всех специалистов, особенно психолога, и всех участников образовательного процесса. Родители в свою очередь являются важным звеном в успешной адаптации ребенка, взаимодействие семьи и педагогов позволяет ребенку пройти этот период наиболее комфортно и быстро.

По результатам диагностики специалисты коррекционной службы составляют индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в котором учитываются все дефициты и ресурсы ребенка. Каждый специалист, педагоги и родители могут внести свои коррективы в процессе реализации образовательного маршрута. Согласно Адаптированной образовательной программы, рекомендованной обучающемуся, педагоги понимают на какие целевые ориентиры должны опираться в реализации ИОМ. По мере прохождения маршрута у обучающегося могут возникать некоторые сложности или, наоборот, ребенок при совместных усилиях с учетом индивидуальных ресурсов и компенсаторных возможностей показать значительный прогресс в освоении ИОМ. В любом случае задача участников образовательного процесса создать условия позволяющие как можно успешнее реализовать освоение АОП в полном объеме.

Что же включает в себя реализация ИОМ в работе с детьми ОВЗ:

  • Индивидуальные образовательные программы (ИОП): Разрабатываются с учетом специфики нарушений развития ребенка и включают в себя цели, задачи, содержание и методы обучения.
  • Индивидуальная поддержка: Предоставляется квалифицированными специалистами (логопедами, психологами, дефектологами) в рамках коррекционной работы.
  • Модификация учебных материалов: Учебные материалы адаптируются к особенностям восприятия и познавательной деятельности ребенка с ОВЗ.
  • Создание доступной среды: Оснащение групповой комнаты, игровой площадки и санузла для детей с различными потребностями (пандусы, поручни, адаптированная мебель, оборудование).
  • Сотрудничество с родителями: Важна тесная работа педагогов с родителями, участие которых в воспитательном и коррекционном процессе является важным фактором успешного развития ребенка.
  • Повышение квалификации педагогов: Необходима регулярная подготовка педагогов к работе с детьми ОВЗ.

Создание специальных условий:

  • Специально оборудованные помещения: Отдельные комнаты для проведения коррекционных занятий, оборудование для детей с различными нарушениями (сенсорные комнаты, развивающие центры).
  • Специальные пособия и материалы: Учебные пособия, дидактические игры, адаптированные для детей с ОВЗ.
  • Технологии вспомогательной реабилитации: Применение современных технологий, облегчающих обучение и развитие детей с ОВЗ.
  • Организация групповой работы: Создание групп с учетом особенностей детей (смешанные группы, группы с детьми ОВЗ).
  • Проведение индивидуальных занятий: Специальные занятия для детей с ОВЗ, направленные на коррекцию нарушений и развитие компенсаторных механизмов.

Социализация детей ОВЗ:

  • Включение в игровую деятельность: Организация совместных игр с детьми без ОВЗ, создание инклюзивной игровой среды.
  • Развитие коммуникативных навыков: Поощрение общения детей, развитие навыков межличностного взаимодействия.
  • Формирование чувства принадлежности: Создание атмосферы принятия, уважения и поддержки среди всех детей в группе.
  • Взаимодействие с родителями детей без ОВЗ: Объяснение особенностей развития детей с ОВЗ, поощрение толерантного отношения к одноклассникам.

Заключение:

Включение детей с ОВЗ в дошкольные группы – это сложный, но необходимый процесс. Реализация ИОМ, создание специальных условий и активное участие всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, специалистов) позволяют сделать этот процесс эффективным, содействуя полноценному развитию и социализации детей с ОВЗ.

Воспитатель ГБОУ Школа №1517 Филиппова Н. В.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 1 (363) выйдет
12 января 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год