Ребенок с особенностями в развитии в вашей группе, как вести себя правильно. |
Педагогика | |||
Автор: Чигринская Г.В., Притулина С.Г., Шугаева Т. И. | |||
29.12.2024 06:27 | |||
Ребенок с особенностями в развитии в вашей группе, как вести себя правильно. Авторы: воспитатели МБДОУ «Колокольчик» п. Чернянка Белгородской области Чигринская Галина Валентиновна, Притулина Светлана Григорьевна, Шугаева Татьяна Ивановна. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, с точки зрения педагогики, являются детьми «с особыми образовательными потребностями», для обучения которых необходимо создание специальных условий, специальной образовательной среды. Кто же такие дети с ОВЗ?
Дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения встречаются практически в каждой группе ДОУ. Это гиперактивные, расторможенные, с гиперопекой, неврозами, страхами, повышенной утомляемостью, с нарушениями навыков общения и самообслуживания. А также не стоит забывать о детях с неустановленными диагнозами, которым также необходим особый подход со стороны воспитателей и специалистов. Часто педагоги испытывают страх и неуверенность в своих силах, когда в общеобразовательную группу впервые приходит "особый" ребенок. Это вполне оправданно, ведь такому ребенку требуется больше внимания и создание специальных условий для обучения и развития. Притом, следует отметить, что не всегда родители заранее информируют воспитателей о проблемах, например, с поведением (гиперактивный ребенок, ребенок с СДВГ). В таких случаях, на педагога ложится двойная нагрузка в виде нового ребенка в группе и его «проблем». Педагог должен внутренне принять такого ребенка, ведь от этого зависит то, как малыша будут воспринимать другие ребята, как отнесутся к появлению ребенка с ОВЗ в группе родители нормально развивающихся детей. На что необходимо обратить внимание воспитателям при работе с детьми с ОВЗ? Для ребенка с ОВЗ очень важно постоянное поощрение его взрослым за малейшие успехи — это развивает в нем веру в собственные силы и возможности. Поэтому, хвалите ребенка даже за незначительные достижения! Воспитателям следует помнить о том, что детям с ОВЗ необходимы другие методы и способы подачи информации. Например, на занятиях по художественно-эстетическому развитию (рисовании, детям необходима пошаговая инструкция, а не законченный образец рисунка. Такие дети, тяжело воспринимают сложные инструкции, зачастую им требуется больше времени для выполнения задания, чем другим детям. Педагог ни в коем случае не должен сравнивать "особого" ребенка с другими детьми, ведь его развитие идет другим, собственным путем. Если в группе слабовидящий ребенок. Воспитателю необходимо проводить специальную работу по ориентировке ребенка в пространстве группы, детского сада, а также в схеме собственного тела. Такую работу следует вести на всех занятиях, где материал позволяет усвоить и закрепить соответствующие знания. Это возможно при работе с книгой, на занятиях по рисованию и физической культуре. При этом важно использовать все сохранные и нарушенные анализаторы. Задача воспитателя через коллективные игры формировать позитивные свойства личности ребенка, мотивацию общения, которая обеспечит успешную адаптацию. Если в группе слабослышащий ребенок. Для того чтобы выстроить свою работу максимально эффективно, в данном случае, воспитателю необходимо знать, что:
Рекомендации воспитателям по организации деятельности ребенка с ЗПР Как известно, дети, имеющие диагноз «задержка психического развития» не всегда имеют возможность обучаться в специализированных группах коррекционной направленности. Причины этому могут быть разные, от нехватки мест, до отказа родителей менять воспитателя, группу, «привычную обстановку». В таком случае, воспитатель, имеющий ребенка данного контингента в своей группе, должен применять особый подход в обучении. Он необходим для достижения максимально возможного результата обучения ребенка в условиях массовой группы. В чем же он заключается?
Рекомендации воспитателям по организации деятельности ребенка с СДВГ Воспитатель в своих отношениях с ребенком должен постараться поддерживать позитивную установку. Чаще хвалите его, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самооценку. Очень важно! Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя», старайтесь не делать резких замечаний, говорить, «не крутись», «не бегай», т. к. это мгновенно приводит к возбуждению нервной системы ребенка. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить. Учите расставлять приоритеты при выполнении задания: что сначала, чт о потом и что для этого нужно. Важно, также, учить по ходу действия приспосабливаться к вполне возможным изменениям в ситуации. Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с конструктором, раскрашивание, чтение). Если ребенок захотел порисовать, воспитатель должен убрать все лишнее со стола. Гиперактивный ребенок не умеет сам отсекать все, что ему в данный момент мешает. Воспитатель может обговорить с родителями и создать единую систему поощрений и наказаний гиперактивного ребенка. Требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми. Если в группе ребенок с ранним детским аутизмом РАС Работа должна строиться на тесной взаимосвязи воспитателя с другими специалистами, которые занимаются с данным конкретным ребенком. Задача воспитателя — поддерживать единую выработанную систему обучения и воспитания, при которой ребенок чувствовал бы себя комфортно, находясь в детском саду. Действовать педагогу необходимо исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он в этом нуждается. Помните, что аутизм — это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни и без вашей поддержки ребенку с аутизмом не обойтись. Вступая во взаимодействие с ребенком, нужно адекватно оценивать его реальный «эмоциональный» возраст. Необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже приятными впечатлениями. Удачи в воспитании наших малышей!
|