Модели развития корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации |
Педагогика | |||
Автор: Чмелева Татьяна Анатольевна | |||
24.12.2024 18:51 | |||
Модели развития корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации Чмелева Татьяна Анатольевна студентка 3 курса ФГБОУ ВО «Армавирского государственного педагогического университета», Старший воспитатель МДОБУ №12 г.Новокубанск Корпоративная культура в дошкольной образовательной организации играет ключевую роль в формировании эффективной команды педагогов. На основе анализа литературы под корпоративной культурой педагогов дошкольной образовательной организации нами понимается совокупность ценностей, норм и традиций, которые формируются в коллективе и определяют его уникальную атмосферу. Она влияет на взаимодействие между педагогами, детьми и родителями, а также на качество образовательного процесса. Важными аспектами такой культуры являются взаимопомощь, поддержка и уважение к профессионализму каждого сотрудника. Корпоративная культура создает условия для совместного обучения и профессионального роста. Педагоги, работающие в благоприятной атмосфере, более мотивированы к обмену опытом, внедрению инновационных подходов и активному участию в коллективных проектах. Это, в свою очередь, положительно сказывается на эмоциональном климате в группе и на развитии детей.
Кроме того, корпоративная культура способствует формированию единой образовательной стратегии и ценностной ориентации. Она помогает установить четкие коммуникации внутри коллектива и с родителями, что является важным аспектом в работе дошкольной организации. Тем самым, гармоничная корпоративная культура вносит значительный вклад в успешное развитие не только педагогов, но и всей образовательной среды. Для развития корпоративной культуры педагогов ДОО были определены основные ее составляющие:
Модель развития корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации направлена на создание единой образовательной среды, способствующей развитию как педагогов, так и детей. Основными принципами развития корпоративной культуры являются:
- сочетание коллективного корпоративного имиджа ДОО и развитие индивидуального творческого имиджа каждого педагога. Каждый педагог должен быть вовлечен в процесс формирования общих ценностей, которые определяют образовательную практику и взаимодействие с детьми и родителями. Ценностный подход подразумевает, что все члены педагогического коллектива разделяют и проникаются общими идеалами, такими как уважение, поддержка, открытость и профессионализм. Командное взаимодействие позволяет эффективно решать задачи, обмениваться опытом и находить инновационные решения. Создание атмосферы доверия и взаимопомощи способствует укреплению рабочих связей, что положительно сказывается на качестве образовательного процесса. Ориентированность на результат подразумевает регулярные оценки достижений педагогов, а также внедрение механизмов обратной связи. Это дает возможность не только отслеживать динамику развития корпоративной культуры, но и вносить необходимые коррективы в подходы к обучению и воспитанию детей. Важно помнить, что развитие корпоративной культуры – это непрерывный процесс, требующий активного участия каждого педагога. Целостность модели определяется целью педагогической деятельности руководителя ДОО, ценностными ориентациями, определяющими корпоративную культуру всего учреждения и индивидуальный имидж педагога. Предлагаемая модель управления развитием корпоративной культуры ДОО определяет направления организационно-методической работы по развитию деятельности учреждения, созданию корпоративного и индивидуального имиджа, пути обеспечения качества управленческой и педагогической деятельности всех субъектов образования. Одним из направлений организационно-методической работы в ДОО является мотивирование педагогов к профессиональному росту и к совместному обучению по формированию индивидуального имиджа педагога дошкольного образования; В модели представлена характеристика индивидуального имиджа педагога дошкольной образовательной организации. Индивидуальный имидж педагога дошкольного образования — это совокупность внешнего и внутреннего облика педагога, который включает его профессиональные качества, личностные характеристики, внешние атрибуты и поведенческие черты. Этот имидж играет важную роль в формировании отношений с детьми, родителями и коллегами, а также влияет на общий уровень корпоративной культуры в образовательном учреждении. Определены ключевые компоненты индивидуального имиджа педагога дошкольного образования:
Также в нашем исследовании были апробированы следующие методыразвития дисциплинированности на основе принятия системы ценностей, норм, правил, регулирующих отношения субъектов образовательногопроцесса, поддерживающих исполнительскую дисциплину, обеспечивающих качество деятельности учреждения, достигающееся за счет способности руководителя управлять развитием корпоративной культуры. Методы управления, поддерживающие творчество и дисциплину педагогов, обуславливают и развитие корпоративной культуры: «круглый стол» по проблемам общих ценностей, дискуссии по поводу необходимости правил совместной деятельности, методы исключения из группы совместной деятельности, методы поощрения больших и малых успехов педагога на основе общих правил и ценностей и др. Вопрос дисциплины труда связан с совершенствованием культуры педагогического процесса и ее влиянием на организацию труда педагогов. Важное место в развитии корпоративной культуры занимает мотивация педагогов на создание коллективного корпоративного имиджа ДОО и развитие индивидуального творческого имиджа. Мотивация проявляетсяв побуждении себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Мы придерживались научной теории мотивации, согласно которой сам процесс труда для педагогического работника может стать привлекательным, если будут обеспечены следующие составляющие: наличие обратной связи с заказчиками образовательных услуг, общественностью, значимость выполняемой работы, ответственность работников за результаты труда, возможности профессионального роста. В нашем исследовании определены основные группы общественности, с которыми работает ДОО:
- внешняя общественность — органы управления образованием, социальные институты, органы муниципальной власти; будущие матери, семьи, имеющие детей дошкольного возраста, не пользующиеся услугами ДОО. Целью связей с внешней общественностью является достижение доброжелательного отношения общественности к ДОО и его услугам. Целью связей с внутренней общественностью — поддержание продуктивных взаимоотношений внутри детского сада, т.е. создание у сотрудников, педагогов, детей и их родителей чувства ответственности и заинтересованности в сотрудничестве. Педагоги ДОО, занимающиеся внешними связями, реализуют следующие функции:
Таким образом, главной целью паблик рилейшнз (связи с общественностью) является установление взаимопонимания с общественностью, создание ситуации успеха ДОО в обществе в результате эффективного управления имиджем ДОО. Механизмом формирования общественного мнения является: умение ДОО заявить о себе; привлечь и удерживать внимание; вызвать интерес к деятельности ДОО и тем самым снять напряженность и недоверие; побудить общество к желаемому для ДОО действию; совершенствовать имидж, повышать рейтинг ДОО. Были проанализированы традиционные каналы коммуникации, которые помогают установить и поддерживать диалог с родителями, местным сообществом и другими заинтересованными сторонами и дополнены новыми формами, которые были оценены с точки зрения паблик рилейшнз (связи с общественностью). К ним относятся:
Сайт ДОО является очень важным инструментом для донесения ключевых сообщений учреждения до его целевых аудиторий. После запуска следует поддерживать его в оффлайне: опубликовать адрес вебсайта на корпоративных полиграфических продуктах — от визитной карточки до имиджевой рекламы в СМИ. Нами была апробирована форма воркшопа – это вид мероприятия, в рамках которого акцент делается на активном взаимодействии участников в решении общей проблемы. В рамках опытно-экспериментальной работы нами была организована работа по разработке индивидуального плана улучшения имиджа педагога. Для этого на семинаре -практикуме была организована работа по созданию педагогами детского сада «ИмиДж-Дневника» является важным и ответственным проектом, включающим несколько ключевых этапов. Остановимся кратко на основных этапах совместной работы с педагогами. 1. Определение цели и задач. Цель: повышение эффективности взаимодействия педагогов с детьми и их родителями. Задачи: документирование достижений ребенка, отслеживание прогресса, обратная связь родителям. 2. Разработка структуры Дневника. Основные разделы: ‒ личные данные ребенка, ‒ ежедневные/еженедельные отчеты, ‒ достижения, ‒ фотографии, ‒ комментарии педагогов, ‒ заметки для родителей. Дополнительные разделы: полезные советы для родителей, планы на учебный год, расписание занятий. Заполнение дневника предполагает обновление информации о прогрессе ребенка, его достижениях, фотографиях и заметках. В помощь педагогам были даны методические материалы и инструкции по заполнению и ведению дневника. Мотивация к совместному обучению и создание привлекательного индивидуального имиджа педагога дошкольного образования способствует улучшению качества образования и развития детей. С этой целью использовались такие формы методической работы, как тренинг и семинар-практикум, мастер-классы по взаимодействию и сотрудничеству; семинары по обмену лучшими практиками; индивидуальное и групповое наставничество, направленные на развитие профессиональных и коммуникативных навыков. Итогом совместного обучения явилось проведение семинара-практикума: «Формирование корпоративной культуры в детских учреждениях», в рамках которого был апробирован новый метод командной работы с педагогами "Шесть шляп» (Эдварда де Боно). Это метод предполагает обсуждение проблемы с разных точек зрения (эмоциональная, логическая, креативная и т. д.), разработку комплексного решения на основе всех аспектов обсуждения. Каждая из шести шляп представляет собой определенный стиль мышления:
Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно — это инновационная и структурированная техника для улучшения мышления и принятия решений, который может быть очень полезен в профессиональном обучении воспитателей. Этот метод позволяет рассмотреть проблему с разных точек зрения, что помогает сделать более сбалансированные и объективные решения. Также нами на основе этого метода был разработан и проведен контрольный эксперимент, результаты которого представлены в следующем параграфе. Список использованных источников:
|