Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности консультирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях дошкольного учреждения
Педагогика
Автор: Неверова Анастасия Александровна   
21.12.2024 08:23

Особенности консультирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях дошкольного учрежденияОсобенности консультирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях дошкольного учреждения

Тесное взаимодействие детского сада и семьи является важнымэлементом развития и формирования гармоничной личности ребенка. Толькопри рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательногопространства, подразумевающего активное включение в процесс развитияребенка педагогов дошкольной образовательной организации и родителей, достигается положительный результат в его развитии и воспитании.

Ежедневно наблюдая за ребенком, педагог может первым отметитьособенности в его поведении, обучении, межличностных отношениях и, какправило, является одним из самых доступных ресурсов для родителей приполучении информации по вопросам развития малыша, интересующих их вданный промежуток времени. В этом контексте педагог-психолог является первымзвеном консультативного процесса в дошкольной образовательнойорганизации.

 

При консультировании родителей, воспитывающих ребенка сограниченными возможностями здоровья, педагогу надо помнить, что этагруппа находится в трудной жизненной ситуации, а внутрисемейныеотношения часто сопутствуются кризисом и имеют деструктивный характер.

Отечественные исследователи (А. И. Захаров, В. Н. Мясищев, В. Е. Рожнов, А.С. Спиваковская) выявили общие черты семьи и ближайшегоокружения ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

  • гиперсоциализация – обостренное чувство долга, ответственности бескомпромиссности;
  • сенситивность – ранимость, обидчивость, повышенная эмоциональная чувствительность, склонность принимать всё близко к сердцу;
  • сочетание сенситивности и гиперсоциализации – внутренний конфликт (противоречие между чувствами и долгом)
  • защитный характер поведения – скрытность.

Учитывая вышеперечисленные особенности семей, тщательная подготовка и грамотно выстроенная консультация, является одним из факторовдля дальнейшего продуктивного взаимодействия родителя, ребенка и воспитателя.

При проведении консультативной беседы педагогу важнопридерживаться определённого алгоритма, состоящего из нескольких этапов

(по Г. М. Абрамовой):

1 этап. Установление контакта. От того, как выстроятся отношения в

течение первых минут, будет зависеть эффективность консультации. Важнойсоставляющей является готовность обеих сторон к консультированию, общийнастрой, выбранное место и время.

2 этап. Прояснение ситуации, выяснение потребностей родителя, выслушивание. На этом этапе воспитателю важно внимательно выслушатьпричину обращения. Понять, как родитель видит проблему ( «Что Васбеспокоит?», «Как это происходит?», «В каких ситуациях?»). Уточнить запрос ( «Правильно ли я вас поняла?») и решить, готов ли он ответить на вопрос илиего нужно переадресовать узкому специалисту (логопеду, психологу, дефектологу, социальному педагогу, медицинскому работнику).

3 этап. Осознание желаемого результата. Выяснить, каких результатов

хочет получить родитель ( «То, что меня бы больше устроило, это…»). Какие

попытки родители делали, чтобы самостоятельно справится с ситуацией ( «Какие варианты решения нашли сами?»).

4 этап. Выработка альтернатив. Предложить 2–3 рекомендации поисправлению ситуации. Наметить реальный шаг к совершению поступка.

Например: ( «Начиная с завтрашнего дня, Вы постараетесь контролироватьрежим дня вашего ребёнка так, чтобы он был максимально приближен крежиму дня детского сада»). Дать возможность родителю самому проговоритьварианты решения проблемы ( «Что бы достичь этого, мне нужно...»).

5 этап. Завершение консультации. Обобщение в форме резюме, озвученные выводы родителя: ( «Я пришёл к пониманию того, что…»).

Поддержать родителей ( «Я уверена, что у Вас получится»; «Я готова

поддержать Вас в трудную минуту»).

В исследованиях зарубежных и отечественных авторов (В. М. Рахманов, Е.И. Исенина, Г.Г. Гузоев Е. Шукард, Д. Льютман) подробно описано, что для «принятия» особого ребенка, семья проходит несколько стадий переживаний, которые отражаются на общении с окружающими. Взаимодействуя сродителем, воспитателю важно понимать, на какой из стадий он находится вданный промежуток времени.

Первая стадия – «Шок». Родители стараются доказать себе иокружающим, что ребёнок совершенно здоров, могут длительное времяотказываться от помощи специалистов (невролога, психиатра, дефектолога, психолога), не хотят проходить ПМПк, находят объяснения действиям ребёнка ( «Он устал», «Ему не интересно», «А дома у него получается»). На этой стадии наиболее эффективен деловой тон взаимодействия, ясноеинформирование о фактах, характеризующих поведение или состояние ребенка.

Вторая стадия – «Гнев, агрессия». Родители испытывают чувство стыда, обиду. Часто задают себе вопрос: «Почему мой ребенок такой?», ищутвиновных в случившемся, могут злиться на себя и окружающих. Обращаются кспециалистам (неврологам, психиатрам, дефектологам, психологам, логопедами врачам по профилю заболевания). Могут корректировать курс назначенноголечения или программу работы с ребёнком на своё усмотрение ( «Это лекарствоможет оказывать возбуждающее действие, покупать его не будем»). Если невидят быстрого положительного результата лечения и занятий, перекладываютвину на специалиста, к которому обратились. Гнев родителя может доставаться, как специалисту, так и ребёнку. ( «Быстро сел и слушай, что тебе говорят, невертись» (ребёнок с дефицитом внимания)). На стадии «Гнев, агрессия» для педагога важно внимательно выслушатьродителя и уточнить, каких конкретно действий он ожидает от дошкольнойобразовательной организации.

На первой и второй стадиях родители могут активнее делитьсяпереживаниями с другими семьями, имеющими ребенка со схожимипроблемами, и оказаться не готовыми к помощи специалистов. Третья стадия – «Защитное отрицание». По мере того как родителиначинают принимать и понимать проблемы ребёнка, они погружаются вглубокую печаль, связанную с её осознанием. У членов семьи могут появитьсядепрессивные и невротические реакции.

На этой стадии для педагога важно эмоционально поддержать, сказать оресурсах, которые он видит в родителе ( «Вы много для него делаете», «РебёнокВас любит»)

Четвертая стадия – «Принятие». Характеризуется эмоциональнойреорганизацией, приспособлением, принятием ситуации. Родители понимаютособенности своего ребенка и намерены сделать все для его счастья.

Действия педагога на стадии «Принятие» заключаются в оказаниипомощи определения ключевых задач и целей. Большая задача делится нанесколько частных, с конкретными этапами их достижения.

Пятая стадия – «Конструктивное действие». Родители ребёнка сограниченными возможностями здоровья меняют жизненные ценности, образжизни. Значимой целью становится воспитание малыша так, чтобы он сталличностью, счастливым человеком. Можно услышать следующиевысказывания родителей: «Что можно сделать, чтобы мой ребёнок это смог?», «Что Вы мне посоветуете?», «Какие занятия будут более эффективны?»

На стадии «Конструктивное действие» происходит максимальноевзаимопонимание родителя и педагога. Это наиболее благоприятный периоддля выстраивания общих действий и планов. Эффективно обсуждениеиндивидуального маршрута с четкими рекомендациями по обучению ивоспитанию ребенка, оценки результативности совместных действий взрослогои ребенка.

Взаимодействуя с родителями, педагогу дошкольной образовательнойорганизации важно осознавать, что в настоящее время формированиеродительской компетентности с учетом особых потребностей родителей впсихолого-педагогической помощи, информировании, обучении и жизненнойнавигации является важным звеном воспитательного процесса. Для осмысления и разбора вопросов, зарождающихся с рождением, воспитанием, обучениемребенка и взаимодействием с ним, родители должны обладать достаточнымуровнем осведомлённости и уметь выстраивать жизненный маршрут для себя исвоего ребенка. Важно понимать, что действенность помощи, котораяоказывается воспитателем, помогает родителю осознать, проанализироватьвозникшую проблему и, в конечном итоге, найти решение.

Список литературы

  1. Басалаева Н.В., Захарова Т. В., Казакова Т. В. Сопровождение детей с особыми потребностями как актуальная проблема современного образования // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей, 2018 – Т. 9 № 9 – С. 199-205.
  2. Воронцова Т. Н. «Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ как проблема специального (дефектологического) образования. Студенческий электрон: научный журнал № 23 – 2018 г.
  3. Черных С. В. «Исследование особенностей образовательного запроса родителей детей с особыми образовательными потребностями», 2018 г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год