Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для педагогов «Образовательные практики как механизм повышения воспитательного потенциала семьи»
Педагогика
Автор: Сергиенко Наталья Валерьевна   
18.12.2024 18:38

Консультация для педагогов «Образовательные практики как механизм повышения воспитательного потенциала семьи»Консультация для педагогов «Образовательные практики как механизм повышения воспитательного потенциала семьи»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад №68 г.Благовещенска»

Воспитатель: Сергиенко Н.В. г.Благовещенск, 2024

Семья ребенка, в которой он растет и воспитывается, и детский сад — это самые главные организации для социального развития ребенка. Хотя воспитательные функции этих органов разные, но для того, чтобы ребенок развивался всесторонне требуется их взаимодействие.

Детский сад имеет важное значение в жизни ребенка, так как здесь он получает не только образование, но учится общаться с другими детьми и взрослыми, получает первые навыки по организации собственной деятельности.

 

Полноценное развитие ребенка дошкольного возраста без привлечения и участия его родителей к образовательному процессу невозможно. Только в семье у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности под влиянием особенной эмоциональной обстановки.

Основная цель взаимодействия детского сада с семьями воспитанников — сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, создание условий для участия родителей (законных представителей) воспитанников в образовательной деятельности.

Для того, чтобы взаимодействие с семьями воспитанников было эффективным, необходимо:

  • взаимно информировать о ребенке и разумно использовать полученную информацию педагогами и родителями в интересах детей;
  • обеспечить открытость дошкольного образования: открытость и доступность информации, регулярность информирования, свободный доступ родителей в пространство детского сада;
  • обеспечить максимальное участие родителей в образовательном процессе;
  • обеспечить педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • обеспечить единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

В современном дошкольном образовании особую актуальность приобретают инновационные (нетрадиционные) формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.

К инновационным формам и методам взаимодействия с родителями относятся:

Информационно-аналитические формы. Прежде всего они предназначены на выявление интересов, запросов родителей, налаживание эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. К ним относятся: опрос, тесты, анкетирование, социальный паспорт, «почтовый ящик доверия», «телефон доверия». С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий проводится анкетирование «Социальный портрет семьи». «Родительская почта» организуется с целью выяснения проблемных вопросов. Это сделанный почтовый ящик с надписью «Спрашивайте — отвечаем», куда родители помещают записки. Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п.

«Телефон доверия» помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Познавательные формы взаимодействия с родителями. Они направлены на знакомство родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, на процесс формирования у них практических навыков воспитания.

Активные формы и методы работы с родителями:

  • посещение семей воспитанников на дому;
  • общие и групповые родительские собрания;
  • консультации;
  • занятия с участием родителей — «Дни открытых дверей»;
  • тренинги;
  • семинар-практикумы;
  • родительские гостиные.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются родительские собрания нетрадиционной формы.

«Педагогическая лаборатория»: рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги.

«Читательская (педагогическая) конференция»: проводится предварительная работа перед собранием, где родителям дается какое — либо задание по определенной теме. Подготовленное задание на конференции обсуждается с различных позиций.

«Аукцион»: собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т. е. советы продаются за фишки).

«Семинар — практикум»: на собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, можно использовать элементы тренинга.

«Душевный разговор»: собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят.

«Мастер — класс»: родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей.

«Ток-шоу»: собрание такой формы предполагает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток-шоу выступают родители, воспитатель, может пригласить специалистов.

Еще одна эффективная форма работы с родителями — это тематические Акции. В ходе реализации этих акций решаются задачи семейного воспитания: трудовое и патриотическое воспитание, физическое развитие, формирование речевой культуры. Акции могут быть посвящены традиционным праздникам, таким, как День пожилого человека, День Матери, «Цветок ветерану» ко Дню Победы, Акция по озеленению территории и т. д.

«Дни открытых дверей» помогают родителям лучше узнать дошкольное учреждение, его традиции, правила, особенности воспитательно — образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводятся в форме экскурсии по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей.

Досуговые формы взаимодействия с родителями предназначены для установления дружеских, неформальных, конфиденциальных отношений между воспитателями и родителями, между родителями и их детьми:

  • Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями ( «Осенний калейдоскоп», «Мастерская Деда Мороза», «Космический вернисаж»)
  • Совместные экскурсии и досуги ( «Мы — защитники природы», «День пожилого человека»)
  • Дни общения (участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов)
  • Дни добрых дел (совместное создание предметно-развивающей среды)
  • праздники ( «День рождения», «Моя семья лучшая»)
  • Развлечения и посиделки ( «Семейные посиделки», «День матери», «А ну-ка, бабушки»)
  • Спортивные досуги ( «Папа, мама, я — спортивная семья»)»
  • Вернисажи ( «В мире космоса», «Вот оно какое наше лето»)
  • Совместные проекты ( «Моя родословная», «Снежный городок»)
  • Выпуск семейных газет ( «Мой папа — самый лучший», «Самая лучшая мама на свете»)
  • Выставки семейных коллекций, реликвий ( «Бабушкин сундучок», «Тепло любимых рук»)
  • Театрализованные спектакли ( «Под грибом», «Репка»)
  • Совместные походы ( «В мире красивых вещей», «За здоровьем в лес»)

Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогу проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Для решения задач ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания и обучения детей в дошкольном образовательном учреждении используются наглядно — информационные формы организации общения воспитателей и родителей. Они помогают правильно и беспристрастно оценить деятельность педагогов, пересмотреть свои взгляды по отношению к домашнему воспитанию.

Наглядно-информационное направление включает в себя:

  • родительские уголки (стенд «Для вас, родители!») – папки-передвижки ( «Безопасность ребенка «, «Правильное питание»)
  • семейный и групповые альбомы ( «Портфолио нашей группы», «Мое портфолио»)
  • памятки-буклеты ( «Профилактика гриппа и ОРВИ», «Рекомендации по обучению детей ПДД»)
  • фотогазеты ( «Наш день», «В кругу семьи», «Мы такие разные»)
  • фотовыставки ( «С днем Матери!», «Семья — наша сила», «С папой классно!»)

К ним также можно отнести следующую форму — «Копилка добрых дел». Очень часто родители привлекаются к помощи в благоустройстве ДОУ. Они красят, строят, сажают деревья, кустарники и цветы, участвуют в различных конкурсах. Все слова благодарности и фото можно хранить в папке, под названием «Копилка добрых дел». Наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность.

Инновационные формы работы с семьями воспитанников при их разнообразном использовании дают хорошие результаты. При этом родители становятся активными участниками всех мероприятий группы и незаменимыми помощниками. Они начинают понимать, что это все нужно не потому, что это надо воспитателю, а потому, что это необходимо для развития их собственных детей. Только в процессе длительного и кропотливого труда, при котором все идут к определенной цели, возникает взаимодействие родителей и дошкольного образовательного учреждения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год