Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация библиотеки в рекреации дошкольной образовательной организации с учетом «бережливых» технологий
Педагогика
Автор: Слынько Светлана Анатольевна Косьмина Светлана Алексеевна   
07.12.2024 18:25

Организация библиотеки в рекреации дошкольной образовательной организации с учетом «бережливых» технологийОрганизация библиотеки в рекреации дошкольной образовательной организации с учетом «бережливых» технологий

Задача приобщения детей к чтению и развитие читательской компетентности требует координации действий всех, кто взаимодействует с ребенком: родителей, педагогов ДОО, специалистов детских библиотек, книгоиздателей, авторов детских книг. Для того, чтобы всесторонне поддержать чтение детей, сегодня очень важно преодолеть межведомственные барьеры и объединить усилия всех специалистов, входящих в инфраструктуру детского чтения. Механизмом объединения действий всех участников процесса приобщения детей к чтению может рассматриваться социальное партнерство ДОО с семьями воспитанников и заинтересованными организациями, которое должно осуществляться с позиций согласования общих целей и ценностей; добровольности и долговременности отношений; доверия и диалогичности; признания взаимной ответственности сторон за результат совместной деятельности.

Проектирование библиотечного пространства в дошкольной образовательной организации

Сегодня в дошкольных образовательных организациях в каждой возрастной группе организованы «книжные уголки», пространства, где размещены книги в свободном доступе для детей. Чем же обусловлена необходимость создания библиотечного пространства в рекреации детского сада? Почему зачастую текущее состояние групповых пространств для детского чтения не отвечает современным запросам?

 

Ответ прост: высокая стоимость книг, ограниченность закупок значительно сокращают возможности пополнения новыми изданиями книжных уголков каждой группы. В такой ситуации создание единой зоны активности является оптимальным решением.

Первый шаг проектирования библиотечного пространства — анализ востребованности библиотечного пространства в детском саду.

Требования к организации пространства

Воспитанники

разнообразие и доступность книг;

тематические подборки в зависимости от интересов детей;

уютность и комфортность пространства;

многофункциональность пространства: возможность общения, игры, рисования;

доступность книжного фонда для домашнего чтения

Родители воспитанников

навигация по современной детской литературе, обзоры, выставки и подборки с рекомендациями

наличие книг, посвящённойродительству и развитию ребенка

доступность книжного фонда для домашнего чтения

конкретные практики, приемы для поддержки интереса ребенка к чтению, реализуемые в домашних условиях;

эргономика пространства (при проведении мастер-классов и встреч)

Педагоги

навигация по современной детской литературе, обзоры, выставки и подборки с рекомендациями

наличие книг, посвящённыхродительству и развитию ребенка

расширение книжного фонда

практики, приемы для поддержки интереса ребенка к чтению;

эргономика пространства

поддержка социального партнерства в сфере детского чтения

Стратегия развития библиотечного пространства в условиях детского сада

Многофункциональность пространства

Проектирование пространства, в котором могут быть удовлетворены разнообразные запросы целевой аудитории (информационные, познавательные, просветительские, развлекательные) Адаптируемое пространство под различные потребности и возможности пользователей

Зонирование пространства

Зона новинок

Зона периодических изданий

Зона свободного чтения

Зона тишины

Инфозона

Выставочная зона

Событийная зона

Игровая зона

Хранилище

Пространство читательских коммуникации

Приоритетность взаимодействия «вокруг книги»: обсуждения книг, обмен мнениями и анализ произведений, развитие детско-взрослого читательского сообщества

Пространство самореализации

Создание максимально гибкого пространства — пространства самоорганизации участников для выявления наиболее востребованных форматов организации работы

Второй шаг проектирования библиотечного пространства – определение функциональных зон пространства в детском саду

При создании функционального зонирования рекомендуем включение следующих зон:

- информационная зона (инфозона) должна обеспечивать комфортное попадание в библиотечное пространство посетителей и содержать информацию о его работе. Для комфортного пребывания родителей воспитанников в библиотечном в пространстве создается компактная зона ожидания при входе с возможностью размещения книжных полок для буккроссинга/книжной выставки и объявлений.

- событийная площадка. Зона предполагает объединение в себе функции игровой площадки, репетиционной точки и места представлений. В пространстве создается небольшая событийная площадка для дискуссий и обсуждений, чтения вслух и проведения небольших мастер-классов.

- игровая зона. Зона должна быть оборудована безопасной, мягкой мобильной мебелью, что позволит детям зонировать пространство для занятий творчеством, игр и общения. Компактная игровая зона должна быть оборудована мобильными пуфами и локальным освещением, что обеспечивает реализацию принципа трансформации пространства. Стеллажи для детей с детскими книгами и материалами должны быть невысокими. Доступ к фонду должен быть открытый. Для обеспечения комфортного времяпрепровождения игровая зона обычно оснащена столом и посадочными местами для режиссерских и настольных игр.

- Зона периодических изданий для детей и педагогов. В данной зоне необходимо размещение специальных стеллажей и шкафов для периодических изданий, а также мест для ознакомления с ними.

- Зона свободного чтения должна предусматривать комфортные и разнообразные места для чтения.

- Зона тишины предназначается для того, чтобы провести время в уединении с книгой, а также для «серьезных» разговоров в малой группе. Зона предполагается соблюдение строгого режима тишины, который позволяет настроиться на работу и сосредоточиться на чтении. Мебель и обстановка должна быть уютной.

- Зона хранения книжного фонда представляет собой закрытые и открытые стеллажи.

Навигация в библиотечном пространстве дошкольной образовательной организации

Для формирования понятной и удобной библиотечной среды для всех пользователей важно разработать систему навигационных ориентиров, которые чаще всего отображается с помощью графических объектов (пиктограммы). Навигационная графика делает логику и структуру библиотечного пространства наглядной: показывает, где и какая зона находится, определяет направление перемещения по ним, а также дает представление о функционале тех или иных помещений и зон. Для разработки графических объектов библиотечного пространства детского сада можно привлекать воспитанников и родителей. Важно, чтоб предложенные знаки были понятны и доступны для восприятия детьми.

Третий шаг проектирования библиотечного пространства – обеспечение многофункциональности пространства в детском саду

Выделим ключевые качества библиотечного пространства детского сада:

- гибкое использование во времени. Следует предусмотреть возможность использования помещения на протяжении дня, согласуя нагрузку с режимом организации дня детей и графиком работы педагогов ДОО. В первую половину дня (с 7.30 до 11.00) предусматривается возможность утреннего сбора групп и обсуждений педагогов с детьми, посещение детьми выставок и организация читательской коммуникации в различных форматах.

С 12.30 до 14.30 в библиотечное пространство задействовано как пространство для самообразования и профессиональной коммуникации педагогов. Во второй половине дня в библиотечном пространстве организуются мероприятия как для детей, так и для семей воспитанников. Работа выстраивается таким образом, что пространство остается живым на протяжении всего дня.

Подготовили:

Косьмина Светлана Алексеевна – старший воспитатель МБДОУ «ДС № 9 «Олененок» муниципального образования Староминский район

Слынько Светлана Анатольевна – старший воспитатель МБДОУ «ДС № 9 «Олененок» муниципального образования Староминский район

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год