ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДОШКОЛЬНИКАМ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ |
Педагогика | |||
Автор: Андреева Наталья Олеговна | |||
20.09.2024 06:19 | |||
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДОШКОЛЬНИКАМ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Одной из основополагающих задач дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДОО) является обеспечение условий для индивидуального развития всех воспитанников, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях воспитания и образования – детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнообразная по своему составу. Некоторые дети имеют негрубые нарушения центральной нервной системы вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает из-за соматической ослабленности, наличия хронических заболеваний, функциональной незрелости ЦНС, а также может стать причиной отставания в нервно-психическом развитии. Дети с ЗПР проходят тот же путь развития, что и дети, не имеющие отклонения в развитии. Однако, темпы развития у них — иные. Нормально развивающиеся дети учатся всему так быстро, что взрослые порой не замечают всех этапов, которые дети преодолевают на своем пути. Для детей с ЗПР создаются специальные условия для развития, воспитания и обучения.
Основным фактором, обусловливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка, является своевременная организация коррекционного воздействия. В научных исследованиях на сегодняшний день показано и подтверждено практикой, что педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребёнка имеются в период раннего возраста из-за пластичности психики. Коррекционная помощь – это деятельность, которая присоединяется к основному образовательному процессу и способствует более эффективному развитию ребенка. Также коррекционная работа раскрывает и реализует способности и возможности ребенка в различных сферах [4, с. 359]. Основными для процесса воспитания детей с ЗПР являются коммуникативные, социально-трудовые, общекультурные, личностные и ценностно-смысловые компетенции. Перечисленные виды жизненных компетенций должны формироваться у ребенка с ЗПР в тесной взаимосвязи дуг с другом, постепенно встраиваясь в структуру его личности. Главным условием эффективной социализации данной категории дошкольников является именно привитие им социальной компетентности, что непосредственно осуществляется в рамках воспитательной работы [7, с. 35]. Социальная компетентность по своей природе является интегративной, потому что вбирает в себя схожие умения и навыки, применяемыми дошкольниками в различных сферах деятельности, которые помогают им самостоятельно решать разноплановый спектр трудностей, повседневно возникающих в профессионально-трудовой и социальной жизни. В целях повышения уровня сформированности жизненных компетенций у дошкольников с ЗПР необходимо как можно раньше начать коррекционно-воспитательную работу в этом направлении. В первую очередь у данной категории дошкольников необходимо развивать коммуникативные компетенции, так как дошкольники с ЗПР испытывают трудности в установлении полноценного межличностного взаимодействия с окружающими. В рамках воспитательной работы это доступно посредством обучения их приемам взаимодействия с окружающими людьми, формирования навыков коллективной работы и овладения ими различными социальными ролями [7, с. 38]. Социализация дошкольников с ЗПР невозможна без речевого общения и взаимодействия. Поэтому воспитатель на занятиях должны развивать у дошкольников навыки выполнения словесных инструкций, учить давать полные ответы на заданные вопросы. Словесные поручения педагогов не будут вызывать трудностей в понимании при условии упрощения инструкции, разбивки ее на отдельные операции, а также при учете имеющегося дошкольного и бытового жизненного опыта дошкольников с ЗПР. Воспитательная работа по формированию коммуникативных компетенций может проводиться в форме бесед. Педагог должен включать в беседу с дошкольниками с ЗПР упражнения, которые будут активизировать их познавательную деятельность, и расширять круг представлений об окружающей действительности. Например, в рамках формирования у дошкольников с ЗПР навыка ориентировки на улице можно предложить им составить маршрут от дома до детского сада. Коммуникативные умения данной категории дошкольников активно развиваются в процессе игровой деятельности, в которой моделируются реальные жизненные ситуации в пределах детского сада. Целью направления "Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях" является формирование у ребенка с ЗПР необходимых представлений и навыков жизнеобеспечения, осознанного контролирования своего психофизического состояния и своевременного и адекватного сообщения взрослым об изменении самочувствия или о неудобствах, возникающих в процессе учебной деятельности. Параметр «сформированность самосознания, адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях» необходим для оценки адаптированности ребенка с ОВЗ. Хотя возможности адекватной и дифференцированной самооценки у него формируются позже, чем в норме, его необходимо учить не только оценивать успех/неуспех своей деятельности, но и осознавать свои трудности, привлекать внимание к ним с целью получения помощи. Формирование социально-трудовых компетенций – это основная задача работы дошкольного учреждения. При воспитании ребенка с ЗПР в семье в условиях гипер- или гипоопеки затруднено формирование у него способности действовать самостоятельно, он не овладевает в необходимом объеме социально-бытовыми навыками или не приучается их использовать в повседневной жизни. Недостаточность бытовых умений нередко может провоцироваться и низким энергетическим потенциалом ребенка, в связи с чем он легко пресыщается и отказывается от субъективно непривлекательных для него нагрузокх [1, c 149]. В данном направлении воспитательной работы у дошкольников с ЗПР необходимо развивать навыки самообслуживания, обучать их самостоятельно организовывать свой быт, знакомить с особенностями взаимоотношений между членами семьи, а также способами решения различных экономических проблем, возникающих в жизни каждого человека. Педагог обязан прививать ученикам культурно-гигиенические навыки, формировать представления о доме, обучать пользоваться бытовой техникой, а также развивать трудовые навыки в процессе работы в столовой и в других помещениях детского сада. Развивая социально-бытовые компетенции дошкольников с ЗПР, воспитатель может применять такие различные игровые технологии, как сюжетно-ролевые игры и имититационные игры, тем самым проигрывая различные аспекты трудового процесса в целом. Развитие социальных компетенций должно опираться на мотивацию и произвольность деятельности, саморегуляцию, а также на способность учащегося к конструктивному поведению в трудных ситуациях. Общекультурные компетенции – это совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих дошкольнику ориентироваться в социокультурном окружении. Учитывая особенности интеллектуальной деятельности дошкольников, формирование данной компетенции является важной составляющей в процессе работы воспитателя. Большинство дошкольников с ЗПР не владеют социальными навыками, а знания об обществе, которые у них имеются, примитивны и поверхностны. Коррекционная помощь в данном направлении позволяют формировать такие компетенции, как обладание необходимым уровнем культуры, знание обычаев своего народа и умение ориентироваться в бытовой, культурной и досуговой сферах. Компетенции личностного самоопределения требуют от воспитателя создания специфических педагогических ситуаций, направленных на раскрытие личностных качеств дошкольников с ЗПР. Например, входящее в эту компетенцию умение заботиться о собственном здоровье формируется у дошкольников посредством физкультурно-оздоровительных технологий, применяемых на спортивных мероприятиях, а также на занятиях в форме физкультминуток и динамических пауз, что в целом помогает прививать учащимся знание о необходимости соблюдения здорового образа жизни, и делает это знание положительной личностной установкой. Формирование ценностно-смысловых компетенций у дошкольников с ЗПР подготавливает их к включению в социум и улучшает дальнейшее качество их жизни. Данный вид компетенций направлен на развитие способности анализировать события, происходящие в окружающем мире, уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, становление механизма самоопределения в различных видах деятельности. Концепции специального образовательного стандарта для детей с ОВЗ устанавливает обязательные направления коррекционной помощи в сфере жизненной компетенции для всех категорий детей с ОВЗ, включая и детей с ЗПР [3]:
Мы выделили в качестве предмета рассмотрения одну из областей жизненной компетенции – «дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации». Приведем составляющие ее умения в соответствии с Концепцией ФГОС ДОО для детей с ОВЗ:
Аспект жизненной компетенции в структуре образования детей с ОВЗ предполагает прорабатывание с ребенком определенных знаний, умений и навыков, имеющихся у него в настоящий момент, так как они необходимы ему в обыденной жизни, т.е. здесь и сейчас. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением. Важно показать ребенку, как опереться на то, что имеется в его опыте, чтобы он мог соотнести свои собственные события и впечатления жизни с окружающим. Что бы добиться положительного результата при коррекционной работе, необходимо построить этот процесс в соответствии с основными периодами развития ребенка и свойственных для него достижений и особенностей. Во-первых, коррекционная работа должна быть направлена на исправление и развитие, а также на устранении тех психических дефектов, которые начали формироваться в предыдущий возрастной период и которой являются основной особенностью для следующего возрастного периода. Во-вторых, коррекционно-развивающая деятельность должна создавать все возможные благоприятные условия для эффективного достижения тех психических функций, которые значительно развивались в текущем возрастном периоде. В-третьих, для достижения успешного формирования последующих предпосылок коррекционно-развивающая работа должна благополучно способствовать в следующем возрастном периоде. В-четвертых, коррекционно-развивающая работа должна нести за собой гармонию для развития личности ребенка на данном возрастном этапе [2, с.46] Можно выделить важнейшие направления коррекционной помощи детям с задержкой психического развития дошкольного возраста:
Для реабилитации и коррекции недоразвитий у детей с ЗПР, необходимо постоянное сотрудничество с взрослыми, которые смогут направлять и помогать ребенку при выполнении определенных заданий, что в результате будет способствовать поэтапному компенсированию недостатков. Однако, при не оказании своевременной психолого-педагогической, а также медицинской поддержки, отклонения могут стать необратимы, что в дальнейшем будет препятствовать социальной адаптации детей с ЗПР. По мнению В.В. Ткачевой, психолого-педагогическая поддержка представляет собой систему профессиональной деятельности, которая направлена на создание благоприятных социально-психологических условий необходимых для успешного воспитания, развития и обучения детей с ЗПР на определенном возрастном уровне. Сама работа с детьми с ЗПР имеет определенную последовательность и направленность на развитие и коррекцию с учетом индивидуальных особенностей. На этапе организации учебно-воспитательного процесса для детей с ЗПР, следует учесть несколько важных аспектов. Во-первых, в организации учебного процесса подразумевается использование или создание образовательной программы. Программа для работы с детьми с ЗПР разрабатывается с учетом рекомендаций ПМПК, а также в соответствии с образовательными потребностями таких детей. Психолого-педагогическая поддержка детей с ЗПР, обуславливает уровень эффективности учебно-воспитательного процесса для развития и коррекционного воздействия. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР – фактор, обуславливающий успешное воспитание. В первую очередь, предполагается создание консилиума, который анализирует особенности конкретного ребенка с ЗПР, определяет направления в разработке индивидуального образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы. В организации и реализации образовательного и воспитательного процессов обязательно должны принимать участие педагог-психолог, логопед и дефектолог. Причем работа всех участников должна быть слаженной и четкой. Только в этом случае возможно достичь намеченных результатов в обучении и развитии ребенка с ЗПР. В организации комплексной работы с детьми, имеющими задержку психического развития, могут быть использованы различные техники, которые позволяют разрешить такие проблемы, как: повышенный уровень агрессивности и конфликтность; кризисные состояния, в том числе и возрастные; невротические расстройства; психосоматические расстройства; расстройства психоэмоциональной сферы в результате стрессовой ситуации. Независимо в каком направлении коррекционной помощи работает специалист, необходимо выделить несколько значимых рекомендаций для педагогов при организации работы с детьми с ЗПР:
Формирование жизненных компетенций у дошкольников с ЗПР довольно длительный процесс. Его успешность зависит от рационального выбора педагогами (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель) методов и приемов используемых в работе; важно также учитывать индивидуальные психофизиологические особенности дошкольников с ЗПР. Таким образом, используя положительные качества личности воспитанников, необходимо развивать у них жизненно важные навыки, чтобы после окончания ДОО они могли социально адаптироваться в обществе, быть подготовленными к школьной жизни. В завершение обсуждения этой важной проблемы необходимо заметить, что успех этой работы будет зависеть от объединения усилий всех субъектов образовательной деятельности образовательной организации. Список используемой литературы:
|