Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие первоначальных представлений о форме предметов у детей 3-4 лет через дидактические игры
Педагогика
Автор: Грибенщикова Алена Валерьевна   
16.09.2024 10:05

Развитие первоначальных представлений о форме предметов у детей 3-4 лет через дидактические игрыРазвитие первоначальных представлений о форме предметов у детей 3-4 лет через дидактические игры

Abstract: The necessity of the use of didactic games as means of development of initial ideas about the shape of things in children 3-4 years.

Keywords: mathematical development, preschool age, the shape of objects, educational games.

Аннотация: Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В статье обоснована необходимость применения дидактических игр как средства развития первоначальных представлений о форме предметов у детей 3-4 лет.

Ключевые слова: математическое развитие, дошкольный возраст, форма предметов, дидактические игры.

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения и умеющие творчески мыслить. Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества, творчески развитых умов, от их способностей обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышенным интеллектуальным потенциалом народа. Переступив порог школы, вчерашний дошкольник попадает в совершенно непривычный для него мир, приобретает новый социальный статус – становится учеником. Одним из основных предметов в школе является математика, несмотря на возрастающую компьютеризацию многих отраслей науки и техники, дети должны научиться хорошо, владеть вычислительными навыками, иметь представления о форме предметов и т.д.

 

Математика является сложной наукой, и для более доступного понимания лучше давать детям знания в игровой форме. Применение игрового метода активизирует мыслительную деятельность детей, увлекает и развлекает их, развивает ум, расширяет и углубляет математические представления, закрепляет полученные знания и умения, упражняет в применении их в других видах деятельности, в новой обстановке, развивает логическое мышление.

Познание ребёнком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная картина мира.

В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.

В педагогике дошкольного возраста одним из вопросов требующего пристального внимания является вопрос о сенсорном воспитании ребенка [2]. Сенсорное воспитание является частью математического развития дошкольников, его необходимой основой. Одной из задач сенсорного воспитания дошкольников является формирование у детей системы сенсорных эталонов. Значительный вклад в понимание природы восприятия внесли психологи и педагоги – Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев и др.

Ребенок рано начинает различать предметы по размеру, цвету, форме, по пространственному расположению и по другим признакам. З.М. Богуславская считает, что представление о форме предмета как границе между предметом и окружающим пространством возникает у детей очень рано [1]. Подражая взрослым, он пытается примитивно измерять предметы, сначала накладывая одни на другие, затем на глаз и с помощью условных общепринятых мер измерения. Формирование и развитие у дошкольников первоначальных представлений о форме предметов является одной из задач математической подготовки дошкольников. Вопросами развития у детей представлений о форме предметов занимались многие методисты, педагоги, психологи, в частности Л.А. Венгер, А.М. Леушина и др.

Работе, обеспечивающей развитие у детей представлений о форме, посвящают как основную часть на занятиях, а также небольшую часть занятий. На занятиях по математике детей 3-4 лет учат различать модели близких по форме фигур (например, круга и фигуры, ограниченной овалом), производить элементарный анализ воспринимаемых фигур, выделять и описывать их некоторые свойства. Детей знакомят с различными видами треугольников, фигур овальной формы, учат видеть изменения по форме, находить тождественные фигуры. Ребят обучают последовательно обследовать и описывать форму предметов, находить ее сходство с геометрическим образцом и отличие от него.

Представления о форме развивают не только на занятиях. Существенное значение имеет использование дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и поэтому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Игра является особой деятельностью, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни, поэтому и неудивительно, что проблема игры привлекала и будет привлекать к себе внимание многих исследователей. Существует целый ряд теорий, которые рассматривают игру с двух точек зрения: игра, как деятельность, в которой ребенок развивается целостно, гармонично, всесторонне; игра как средство приобретения и проработки знаний [5].

Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и основа для развития внимания, памяти, мышления, воображения малыша, т. е. тех качеств, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не подозревая об этом. Все игры можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности. Особая группа игр поможет подготовить ребёнка к школе.

Структурным элементом игры является «игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия» [1, 254].

В наше время игр много, и все они очень разнообразны по своей структуре, значению, целям использования. Но особое значение в обучении дошкольников имеет дидактическая игра.

Дидактические игры – это «вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения» [6, 5]. Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш [5, 89].

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного и умственного воспитания. У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стоят М. Монтессори и Ф. Фребель. М. Монтессорисоздала дидактический материл, построенный по принципу автодидактизма, который служил основой самовоспитания и самообучения детей непосредственной образовательной деятельностью в детском саду. Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности, но никак не в виде традиционного школьного урока.

Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время и учитель, и участник игры, он учит детей и играет с ними, а дети, играя, учатся. Таким образом, можно выделить две очень важные функции дидактической игры: первая – учебная функция, направленная на организацию и дальнейшее совершенствование опыта детей, а также на формирование у них обобщенных представлений и способов действий; вторая важная функция – функция контроля развития детей. Дидактические игры часто используются для определения уровня развития детей, а также определения их умений и навыков.

Дидактические игры математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. Дидактические игры органически включают в систему данной работы. Они позволяют не только уточнить и закрепить представления детей о форме, но и обогатить их. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

Играя, дети легко и с удовольствием осваивают рациональные приемы обследования формы предметов глазами и руками – зрительным и осязательным способом, причем не только осваивают, но и активно применяют эти приемы, совершенствуются в самостоятельном их использовании, что, конечно, имеет большое значение для умственного и эстетического развития. Эти способы и приемы неразрывно связаны и взаимодополняют друг друга. Их сочетание необходимо для целостного представления о предмете, без которого трудно решать различные игровые, изобразительные и конструктивные задачи, различать предметы по форме.

Дидактические игры увеличивают математический кругозор детей, способствует их развитию в математике, улучшается математическая подготовка к школе. Благодаря успешной математической подготовке дети начинают уверенно ориентироваться в закономерностях окружающем их мире и ежедневно используют математические знания.

Таким образом, сензитивный период для развития математических способностей и интеллектуального развития детей – это возраст от 3 до 8 лет. Формирование у детей 3-4 лет представлений о форме имеет огромное значение для сенсорного и умственного развития детей. Развитие представления о форме предметов является одной из проблем сенсорного воспитания. Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе своей разнообразной деятельности, в том числе и игровой, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. Математика является важным звеном в развитии детей дошкольного возраста, и преподносить математический материал необходимо в нетрадиционной, игровой форме.

Список использованных источников

  1. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры// Психология и педагогика игры дошкольника// Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Просвещение, 1996. – С. 254-268.
  2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988.
  3. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., 1974.
  4. Руденко И.В., Котова С.А. К вопросу математического развития детей дошкольного возраста// Балтийский гуманитарный журнал. – 2015. – № 1 (10). – С. 125-127.
  5. Скибицкая И.И. Игра как средство развития детей в дошкольном возрасте [Текст] / И. И. Скибицкая, Т. Л. Золотарева, И. А. Сотникова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы IV Междунар. науч. –практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др. ]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 89–91.
  6. Султанова М.Н. Путешествие в страну математики: Методические рекомендации к дидактическим играм для детей 4–5 лет / М.Н. Султанова. – М.: Вентана‐Граф, 2011. – 25 с.
  7. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 392 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год