Проблемы социализации воспитанников в условиях инклюзивной группы дошкольного образовательного учреждения. |
Педагогика | |||
Автор: Щербакова Татьяна Андреевна | |||
15.09.2024 12:36 | |||
Проблемы социализации воспитанников в условиях инклюзивной группы дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время в нашей стране широко используется термин «инклюзивное образование», причем оно характерно как для школ, так и для дошкольных образовательных учреждений. Многие слышали об этом из СМИ, кто-то уже лично коснулся этой темы при поступлении ребенка в детский сад или школу. Но не все понимают, что же это такое «инклюзивное образование». Для начала давайте выясним, что под этим подразумевается. Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование строится на 8 основополагающих принципах:
В данной статье мы рассмотрим проблемы, с которыми сталкиваются все участники образовательно-воспитательного процесса, и в частности, проблемы социализации детей с нормальным развитием и детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в условиях инклюзивной группы детского сада. По мнениюН. Д. Никандрова и С.Н. Гавровасоциализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает «правила игры», принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения. [1: 21] Именно в детском саду ребенок учится взаимодействовать с окружающими его сверстниками, с взрослыми, осваивает новые правила поведения в той или иной ситуации. Разумеется, от тогокак построен воспитательный процесс зависит успешно ли будет проходить социализация ребенка, поэтому задача педагогов создавать максимально благоприятные для этого условия. Несмотря на широкое распространение инклюзивного образования и его повсеместное внедрение, этот процесс для многих учебных заведений еще новый и инклюзивные группы в них только начинают появляться, хотя пользуются уже большой популярностью. Но помимо этой положительной тенденцииесть и ряд трудностей, с которыми нам приходится непосредственно сталкиваться, работая в инклюзии. Рассмотрим их более подробно. Одной из очень важных проблем является организация воспитателем образовательного процесса. Уровень развития детей разный и детям с ОВЗ требуется где-то больше времени, в каких-то моментах больше внимания для усвоения новых умений и навыков. Главная задача педагога в решении этой проблемы построить образовательный процесс так, чтобы он был доступенкак ребенку с нормальным развитием, так и воспитаннику с ОВЗ. Занятия строятся в игровой форме, и у детей воспитываются такие чувства, как поддержка и взаимовыручка, т.е. дети помогают друг другу в решении поставленной перед ними задачи. Но для указанной реализации с детьми необходимо проводить беседы, которые воспитывают в них чувство толерантности к ребенку с ОВЗ, а также необходимо помочь понять, что он не хуже тебя из-за того, что плохо видит или слышит, важно объяснять детям, что все мы разные, но все равны. Наиболее эффективными способами достижения этой цели являются: игры, беседы, совместное выполнение коллективной работы. Так, например, в нашем саду была разработана целая серия игр для детей дошкольников подготовительной группы, в которой они могли почувствовать себя на месте другого, в частности ребенка с ОВЗ. По итогам занятий получены положительные результаты: дети стали больше помогать друг другу, перестали дразнить детей с проблемами в развитии. Другая не менее важная проблема, с которой мы сталкиваемся на практике — это отношение родителей. Ведь часто можно услышать расхожее мнение, что дети стали жестокими друг с другом, с взрослыми, и неудивительно, что в адрес ребенка с ОВЗпостоянно идут насмешки, нежелание общаться с ним, потому что он «какой-то не такой». Но давайте подумаем, как у маленького ребенка сложилось это ложное мнение? Процесс социализации идет ведь не только в детском саду и в школе, но и непрерывно в семье малыша. И зачастую именно оттуда формируются те или иные установки. С появлением инклюзивных групп мы столкнулись с тем, что многие родители были против, причем как родители детей массовых групп, так и родители детей с ограниченными возможностями. Первые считали, что присутствие в их группе воспитанников с ОВЗ может как-то негативно сказаться на развитии их собственных детей. Этот страх сформирован скорее непросвещенностьюродителей в этом вопросе, так как большинство родителей не знает об особенностях детей с ОВЗ. Вторые, также в результате незнания вопроса, опасались, что их ребенка могут обижать, дразнить. Именно поэтому работа педагога заключается в тесном взаимодействии с семьей воспитанников, в том, чтобы донести до обеих вышеперечисленных групп родителей, что совместное обучение полезно для их детей, для того чтобы ребенок успешно социализировался в обществе, а главное вырос без предрассудков и с высоким уровнем доброжелательности. В свою очередь ребенку с ОВЗэто поможет устроиться в этом мире, не боясь того, что его не примут. Отношение детей к друг другу, которое формируется в детстве, тем более родителями, закрепляется в сознании ребенка и становится для него установкой, которую в дальнейшем очень тяжело поменять. Взаимодействие с семьями воспитателей, психологов и других специалистов детского сада является неотъемлемой и очень значимой частью образовательно-воспитательного процесса. Оно заключается в проведении родительских собраний, тренингов для родителей, возможно, даже совместных с детьми, консультаций для родителей, всё это способствует созданию благоприятной атмосферы в работе инклюзивной группы. Также нельзя не остановиться на еще одной трудности, которая уже возникает у педагога, потому что внедрение инклюзивного образования для многих педагогов является стрессом. Объясню почему, работая не первый год, у них уже выработаны свои приемы и методы работы с детьми, разумеется, они совершенствуют свой педагогический опыт, но в целом, процесс уже налажен. В случае с инклюзией в организованном учебно-образовательном процессе происходят изменения, вызванные появлением нескольких детей, к которым нужен иной подход. К примеру, если это ребенок с ДЦП, то необходимо учитывать это при построении воспитательного процесса, при организации прогулки (если это проведение на прогулке подвижной игры, то учитывать момент, что есть ребенок с нарушениями двигательной активности), выполнения режимных моментов, это требует индивидуального подхода. Но для этого необходимо принять эти перемены, перестроить свое сознание, не всегда это выходит быстро и безболезненно. Поэтому очень важно, чтобы в детском саду был психолог, который будет проводить занятия и в целом работу не только с детьми, но и с педагогами, что повлечет за собой положительные перемены. Таким образом, мы рассмотрели ряд наиболее ярких и часто встречающихся проблем, которые необходимо решать в условиях инклюзивного образования для успешной социализации воспитанников. Разумеется, необходимо образовывать такие группы в детских садах и создавать классы в школах, так как, чтобы наше общество было здоровым и способным принять всех его граждан, вне зависимости от состояния здоровья и особенностей их развития, формирование этого принятия и чувства толерантности лучше начинать с раннего возраста, воспитывать его в семье и в условиях образовательных учреждений. Ведь именно то, что мы вкладываем в них сейчас, когда они социализируются, познают этот мир и его порядки и правила, то мы и получим в дальнейшем, когда они станут взрослыми. Мы трудимся над разработкой новых методов и методик для работы в таких группах для того, чтобы наши дети были счастливыми вне зависимости от того ребенок это с нормальным развитием или ребенок с ОВЗ. Для каждогородителя его малыш уникальный и самый лучший, а значит он стремbтся дать ему все для его благоприятного развития. Инклюзивное образование, на наш взгляд, верная дорога к светлому будущему наших детей, потому что если воспитание и обучение станут более эффективными при внедрении инклюзии, то это будет положительным сдвигом для всех детей, а не только для детей с ограниченными возможностями здоровья. Итак, подводя итог всему вышесказанному, разрешение проблем, с которыми мы сталкиваемся в ходе работы в инклюзивной группе, зависит от вклада каждого участника образовательно-воспитательного процесса.
|