ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ДИАЛОГА, КАК ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАДИЦИЙ ДЕТСКОГО САДА |
Педагогика | |||
Автор: Карпунина Ольга Алексеевна | |||
31.08.2024 05:11 | |||
ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ДИАЛОГА, КАК ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАДИЦИЙ ДЕТСКОГО САДА В современном мире мы можем наблюдать то, что развитие диалогической речи дошкольников является одной из актуальных проблем, так как диалогические высказывания детей не достигают должного уровня. А слабо развитая диалогическая речь, влечёт за собой, торможение процесса интеллектуального развития ребенка в целом. Совершенно согласна с мнением учёного, лингвиста Л.П. Якубинского, он говорил: «Диалог — не только форма речи, он еще и «разновидность человеческого поведения». Диалог, как форма речевого взаимодействия с другими людьми, подчиняется определенным, сложившимся в обществе правилам его ведения. Эти правила определяют поведение людей в диалоге, регулируют их речевое взаимодействие. Работа по развитию диалогической речи, выстраивалась мною в условиях обычного дошкольного образовательного учреждения, успешно зарекомендовала себя с дошкольниками 4-5 лет. Научно-исследовательской основой стали для меня работы современных педагогов–новаторов: Л. Якубинского, Т.Г. Винокура, О.С. Ушаковой, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, методической основой являются идеи и подходы по развитию речи детей 4-5 лет Т.И. Гризик. Моя работа в этом направлении началась с ежедневных педагогических наблюдений за воспитанниками в разных видах деятельности. Я выявила, что уровень развития диалогической речи детей снижен, так как дети не всегда самостоятельно могли вести диалог со взрослыми и со сверстниками.
Считаю, что проблема, которая существует, решается в моём опыте и заключается в противоречии между традиционными формами и средствами по развитию диалогической речи детей 4-5 лет и неумении педагогов использовать в работе новые современные педагогические подходы, технологии и приёмы. Выход из сложившегося противоречия я увидела в организации системы работы с дошкольниками по формированию диалогической речи, которая осуществлялась в процессе повседневного общения, в рамках традиций детского сада предусмотренных ООП учитывая индивидуальные особенности детей. Каждый день в нашем детском саду начинается и продолжается традиционными событиями, моментами и ритуалами: «Утренний круг друзей», «Утро радостных встреч», «Минутки вхождения в день», «Подари словечко», «Встречи с интересными людьми», «Познавательные минутки», «Сеансы маленьких подарков», «Разноцветные дни», «Наши гости», «Встречи с интересными людьми», «Отмечаем день рождение», «Сладкий вечер», «Семейная мастерская» — она и позволила включить в работу родителей, что очень важно. Главным аргументом для меня было, то что дети четырех-пяти лет, испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта. Они охотно откликались на предложение рассказать о своих встречах на природе, о четвероногих друзьях, любимых занятиях со своими близкими и это четко прослеживалось в рамках традиций- «Наши славные дела», «Познавательные минутки», «Сейчас узнаем», «А что у нас?». Получить опыт равенства в общении; научится контролировать друг друга и себя; говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, воспитанники смогли в таких традициях как: «Встречи с интересными людьми», «Подари словечко», «Панорама добрых дел». Свободно и содержательно общаться друг с другом (используя именно диалог) дети учатся на ежедневных утреннем и вечернем «Круге друзей», на котором они вместе с взрослым планируют, обсуждают свою предстоящую деятельность или подводят итоги дня. Анализируя свой опыт работы, я могу сказать, что благодаря традициям детского сада, обогатилась РППС группы, разработаны и внедрены картотеки «Утренних приветствий» и «Минуток вхождения в день». Что помогло мне решить все поставленные задачи по формированию диалога у детей 4-5 лет, как формы общения. НОВИЗНА опыта: апробирован и показан путь развития диалогической речи детей 4-5 лет в процессе общения через организацию традиций, ритуалов группы в условиях конкретного ДОУ. Диапазон моего личного опыта представлен: разработкой плана работы с детьми, также составлением картотек, обогащением РППС: самодельными книгами, разными видами театров, альбомами с познавательным содержанием.
|