«Педагогическое руководство по взаимодействию с родителями» |
Педагогика | |||
Автор: Бадалова Эльза Абдулазизовна | |||
23.08.2024 09:55 | |||
«Педагогическое руководство по взаимодействию с родителями» Я очень люблю свою профессию! Так же очень люблю работать, сотрудничать, взаимодействовать с родителями с первых дней знакомства. И могу с уверенностью сказать, что у меня это хорошо получается. Родители легко и свободно идут на контакт со мной и у нас складываются крепкие, дружеские, доверительные отношения. И получается у нас с ними крепкая, дружная Семья в которой, мы, сообща растим и воспитываем наших деток! Взаимодействие с родителями строится на личностно-ориентированном подходе, то есть с учетом их жизненного опыта – это не только опыта познания, но и общения. Хочу поделиться своим многолетним плодотворным опытом работы, может коллег заинтересуют мои методы и приёмы работы, может прочитав эту статью, родители с другой стороны посмотрят на жизнь своего ребёнка в ДОУ.
Чтобы позитивно влиять на желания той или иной семьи, участвовать в педагогическом процессе, нужно в первую очередьхорошо узнать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. Частые встречи, беседы, консультации с членами семей воспитанников- вот ключ к успеху и тесному взаимодействию и плодотворной работы. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие. Отношения «воспитатель-родитель» должны быть основаны на принципах сотрудничества и свободы выбора. Очень важно привлечь родителей к участию в деятельности детского сада, активизации их педагогического самообразования, консультативная поддержка семьи, содействие гармонизации детскородительских отношений. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество должно проходить «на общих» и «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, оценивать. Сотрудничество с родителями не должно быть ограничено только педагогической пропагандой, не рассматривать семью как лишь объект воздействия, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Моё сотрудничество с родителей позволяет мне лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка. Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на воспитателей, а сами они должны лишь контролировать и оценивать действия воспитателей, не участвуя в самом воспитательнообразовательном процессе. Педагогу нужнограмотно запланировать свою деятельность так, чтобы родители поменяли своё мнение. Очень важно заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и инновационные формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи родителей и воспитателей, совместные мероприятия родителей, педагогов, детей, проведение тренингов, семинаров-практикумов, круглых столов, конференций и т.д. Традиционные формы подразделяются на: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. К коллективным формам относятся: «круглые столы», родительские собрания, групповые и подгрупповые консультации, выставки совместных работ детей и родителей, конкурсы, педагогическое просвещение, развлечения и праздники, родительские кружки, школа молодых родителей, встречи с родителями, вечера вопросов и ответов. К индивидуальным формам относят: индивидуальные педагогические беседы с родителями, консультации, поручения родителям, портфолио ребенка, посещение семьи ребенка и другое. Традиционные формы работы помогают мне организовать целенаправленную и содержательную работу с родителями воспитанников. Многие считают, что ДОУ – это место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего ребенка, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы и просьбы сотрудников ДОУ. И перед педагогами встает вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательно-образовательного процесса? Могу с уверенностью сказать, что нужно начинать работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи, как только набираете новую группу детей. Родители должны становиться субъектами образовательного процесса. Составная часть взаимодействия – это общение педагога с родителями. «Взаимодействие – это процесс обмена идеями, чувствами, переживаниями, мыслями, это способ организации некой совместной деятельности. Моё взаимодействие с родителями происходит в условиях открытости обеих сторон, что подразумевает организацию системы взаимодействия, при которой я и родители постоянно обмениваются опытом. С каждым годом нужно стараться овладевать новыми методами и средствами психологопедагогического просвещения родителей, искать новые пути выстраивания партнерских взаимодействий с ними для решения образовательных задач, стараться строить доверительные отношения между педагогом и родителями, чтобы у родителей возникла заинтересованность к процессу воспитания, уверенность в своих силах, желание добиться успехов. Исходя из моего педагогического опыта следствием такой организации педагогического взаимодействия становилось деятельное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы воспитанников в целом. Родители и воспитатель как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность. Первая задача для педагога – это установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка, объединить усилия для воспитания, обучения и развития дошкольника, создать необходимую атмосферу, эмоциональную взаимoподдержку, совместное преодоление трудностей. Вторая задача – это активация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях. Ее решение тесно связано с осознанием родителями своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимодействия с ребёнком. Основываясь на вышесказанном можно выделить следующие основные задачи взаимодействия воспитателя с родителями: — установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; — объединить усилия для воспитания, образования и развития дошкольника; — создать благоприятную психологическую атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга, совместное преодоление трудностей; — обогащать и активизировать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Вот именно в этой ситуации взаимодействие воспитателя и родителей может являться профессиональной помощью семье в воспитании дошкольника, при которой педагоги и родители постоянно будут обмениваться опытом, внедряя в практику наиболее ценные приемы воздействия на ребенка. Важно строить общение с родителями, чередуя традиционные и нетрадиционные формы. Смысл, назначение нетрадиционных форм в том, что у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, заинтересовать родителей проблемами воспитания своего ребенка, способствовать пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания, сформировать у них уважительное отношение к труду педагогов ДОУ, приобщить к жизни детского сада. Принимая активное участие в совместных мероприятиях, родители меняют свое отношение к ДОУ. Они стараются помочь в организации мероприятий, создается доверительная домашняя обстановка, и, что не менее важно, родители сближаются со своим малышом, начинают лучше его понимать. Таким образом, содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы и методы, которые я стараюсь изучать с каждым годом. Главное — правильно и целенаправленно спланировать работу по взаимодействию с родителями воспитанников. Именно от нашей совместной, грамотно и интересно спланированной работы зависит дальнейшее развитие детей. И именно от качества работы воспитателя, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, значит, и уровень развития дошкольника. Встречаются родители, которых вообще не интересует все происходящее в детском саду, не волнуют успехи или проблемы их ребенка. Вместе с тем ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка, и, если они не будут интересоваться тем, как протекает этот процесс, сотрудничать с воспитателями, усилия последних могут оказаться напрасными. Детский сад не может заменить семью, он лишь дополняет ее, выполняя свои особые функции. Для успешного воспитания важно, чтобы отношения между ДОУ и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс, чтобы родители совместно с педагогами помогали своему ребенку развиваться. Поэтому каждый педагогический коллектив, работая по той или иной программе, ищет новые формы и методы работы с семьей. Но педагогам также следует помнить, что изучение семьи дело деликатное, требующее от воспитателя проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании дошкольника. Семья и дошкольное образовательное учреждение — два важных института социализации ребенка. Конечно их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Роль семьи в обществе несравнима, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка-дошкольника, происходит овладение им социальных ролей. В семье закладываются основы нравственности личности, формируются нормы поведения, раскрываются индивидуальные качества, способности личности человека. Семья – это первый коллектив дошкольника, естественная среда его обитания, первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама – образцы для подражания. Семья и дошкольное образовательное учреждение – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» записано, что родители являются первыми педагогами ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Но семья, которая является первой ступенью социализации малыша, к сожалению, не всегда способна обеспечить полноценное воспитание и развитие активной, творческой и легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности. Ребенок, поступивший в ДОУ, попадает в новые условия, где взаимодействие педагогов и родителей, объединивших свои усилия, направленно на решение этих задач. Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка, т.к. именно все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для дошкольника.
|