«СОЦИАЛЬНАЯ АКЦИЯ» КАК МЕХАНИЗМ АКТИВНОГО ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС |
Педагогика | |||
Автор: Загидуллина Динара Шамильевна | |||
26.07.2024 19:42 | |||
«СОЦИАЛЬНАЯ АКЦИЯ» КАК МЕХАНИЗМ АКТИВНОГО ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Загидуллина Динара Шамильевна, воспитатель МБДОУ «ДС № 150 г. Челябинска» Аннотация. В данной статье представлен опыт работы педагогов МБДОУ «ДС № 150 г. Челябинска» по использованию социальных акций для эффективного взаимодействия детского сада и семьи. В современном мире одним из ключевых аспектов в вопросах воспитания и образования детей центральное место занимает тема взаимодействия семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства.
Целью данной работы является рассмотрение взаимодействия семьи и детского сада в общей системе образования для достижения эффективных стратегий сотрудничества и совместной работы, способствующих всестороннему развитию и социализации.. А. Сухомлинский сказал: «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, традиционных семейных ценностей Указом Президента РФ В. В. Путина 2024 год был объявлен в стране Годом семьи. Семья и детский сад представляют собой две основные социальные структуры, которые взаимодействуют между собой. Детский сад является одним из основных институтов воспитания в современном обществе. Этот институт предоставляет детям первый опыт социализации вне семейной среды и играет важную роль в формировании их социальных навыков, эмоционального интеллекта, а также когнитивных и физических способностей. В современном мире возникают новые требования к характеру и качеству отношений между детским садом и семьей, что подчеркивает актуальность необходимости укрепления взаимодействия между этими двумя институтами. Включение семьи в жизнь ребенка в детском саду является актуальным и важным аспектом, который способствует формированию благоприятной образовательной среды. Необходимо заинтересовать родителей в активном участии в воспитательно-образовательном процессе и сделать их полноценными партнерами педагогов. Сотрудничество невозможно без материала для совместной работы, который способствует организации взаимодействия всех участников образовательного процесса, выработке единых требований к воспитанию и обучению ребенка с целью формирования у него интегративных качеств для дальнейшей успешной его социализации. Одна из действенных форм привлечения родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и сотрудничеству – проведение социальных акций. Социальные акции – один из видов инновационных технологий социальной деятельности дошкольников. Акция способствует сплочению семьи, позволяет родителям стать ближе к своим детям, укрепить отношения, сформировать ценностное отношение к близким людям, а детям – получить позитивную обратную связь от родителей, ощутить любовь и собственную нужность. При проведении акций педагог через направленную организованную деятельность детей решает педагогические задачи: углубление знаний, воспитание качеств личности, приобретение ребенком опыта жизни среди сверстников, взрослых. Воспитанники МБДОУ «ДС № 150 г.Челябинска» являются активными участникамидвижения «Эколята — дружные ребята». Традиционнокаждый год в детском саду проводятся акции, вкоторых активно принимают участие родителии воспитанники. Акция "Мы против мусора». Благодаря данному мероприятию дошкольники получили природоведческие знания, приобрели навыки экологической культуры. В рамках акции прошел конкурс «Из мусорной кучки – нужные штучки». Акция «Наш цветущий детский сад». Целью которой являлось придание эстетического вида летним участкам путем консолидации усилий работников детского сада и родителей. Традиционная забота о зимующих птицах проходит в рамках акций «Покормите птиц зимой», «Синичкин день». Успех в реализации данных акций невозможен без помощи и поддержки со стороны родителей. Совместно с родителями были спроектированы и изготовлены кормушки, дети на мастер-классе своими руками сделали экокормушки. Поддержать собственного ребенка в желании помочь птицам – обязанность каждого родителя. В акции «Сбор кормов для бездомных собак и кошек» педагоги, воспитанники и родители поддержали добрую традицию детского сада помогать бездомным животным и организовали сбор корма для наших меньших братьев. Проведённое мероприятия сформировало у детей бережное отношение к животным, ответственность и милосердие. Организация и проведение экологических праздников и акций является не только одной из интереснейших форм экологического воспитания дошкольников, так как она способна вызывать у участников и зрителей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание, но и является формой укрепления связей между детским садом и институтом семьи в ходе образовательного процесса. В результате акций приобретаются новые знания в различных сферах как родителями, так и детьми. Например, акция приуроченная к празднованию Международного женского дня «Письмо маме». Цели акции: укрепить детско-родительские отношения; формировать ценностное отношение к близким людям; получить позитивную обратную связь от своих родителей. Данная акция становится замечательной возможностью для ребенка сказать добрые слова, выразить свои чувства самому близкому человеку и увидеть ответную реакцию любви к себе. Акция ко «Дню семьи любви и верности», целью которой являлось познакомить детей с историей возникновения праздника, воспитать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним. В ходе акции были проведены беседы, сюжетно-ролевые игры, консультации для родителей, рисунки на асфальте, чтение и разучивание стихов, выставки творческих поделок с участием родителей. На территории детского сада была оформлена фотозона, где семьи могли сфотографироваться. В итоге родители и дети получили знания об обычаях и традициях праздника, улучшилась работа по взаимодействию с семьями. С целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, безопасного поведения детей дошкольного возраста были проведены акции: «Внимание — дети!», «Засветись!», «Безопасная дорога», «Пристегни меня!». Ко «Дню Российского флага» была проведена акция «Российский триколор», где главная цель была рассказать об истории праздника, о важности и значении государственных символов России и семейных ценностей. Была проведена предварительная работа: знакомство с государственными символами России, беседа о стране и просмотр презентации «День Российского флага». Для родителей были подготовлены папки – передвижки. Была оформлена выставка творческих работ на тему: «Один флаг – одна Россия». Ежегодно осенью мы проводим акцию «Осенние дары природы». Данная акция была проведена с целью приобщения к природе, накопления знаний об окружающем мире, развития творческих способностей у детей, а также привлечения родителей в образовательный процесс в детском саду. В результате совместной работы с родителями была организована выставка «Осенние фантазии», на выставку были приглашены воспитанники из других групп. Ребята с большим интересом и восхищением рассматривали оригинальные, необычные поделки. Наиболее активные родители вместе с детьми были награждены грамотами. Акция «Подари книгу детскому саду», целью акции было популяризация чтения и пополнение книжного фонда группы современной и детской познавательной и художественной литературой. Большинство родителей с радостью откликнулись на акцию. Было собрано много книг для детей младшего возраста. Ребята с удовольствием подарили их малышам. Более того, другим способом, который позволяет укрепить взаимоотношения ребенка и семьи в контексте детского сада является мастер-класс. К примеру, мастер — класс «Подари жизнь!» по изготовлению открыток участникам специальной военной операции. Во время изготовления открыток у родителей со своими детьми устанавливаются эмоциональные контакты. Это начало патриотического воспитания, любви к Родине, воспитание уважения к ветеранам войны, солдатам, защищающим наши рубежи. Это помогает родителям взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям. Семья и детский сад представляют собой два важных феномена в воспитании ребенка, каждый из которых обеспечивает социальный опыт. Однако только взаимодействие между ними создает оптимальные условия для успешного вхождения ребенка в общество. Гармоничное сотрудничество между детским садом и семьей позволяет компенсировать друг друга. Этот процесс требует терпеливого и последовательного следования выбранной цели. Важно отметить, что сотрудничество между родителями и педагогическим коллективом дошкольного учреждения не только формирует у ребенка определенные навыки поведения, но и оказывает влияние на его личность в целом, определяя ход его социализации. Образовательная среда, будучи результатом деятельности человека, поддается целенаправленному формированию. Можно сделать вывод, что взаимодействие между педагогами и родителями воспитанников является неотъемлемой частью образовательной среды дошкольного учреждения. Оно оказывает прямое и косвенное влияние на разностороннее развитие ребенка, его физическое и психическое здоровье, а также на успешность его образования и воспитания. Необходимо стремиться к установлению контакта между педагогами и родителями. Важно разнообразить способы взаимодействия, избегая формализма и помня о том, что ребенок является зеркалом своей семьи, отражая ее нравственные ценности.
|