Мастер — класс Методика составления загадок по технологии ТРИЗ |
Педагогика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Шалимова Наталья Игоревна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18.05.2024 11:10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мастер — класс Методика составления загадок по технологии ТРИЗ Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста». Задачи:
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. В ходе проведения мастер-класса будет продемонстрирована методика (алгоритм) работы по составлению загадок детьми разными способами по опорным таблицам.
Прогнозируемый результат мастер-класса:
Организационный момент, сообщение темы мастер — класса - Добрый день, уважаемые коллеги! - Я рада вас приветствовать на нашем мастер — классе. - В одной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать — и я пойму». - Эти мудрые слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается. - Да и мы, педагоги-дошкольники, люди творческие, неугомонные, в своей работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать». А еще лучше — сто раз сделать. - Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию. - Но прежде чем озвучить тему сегодняшнего мастер класса, я хотела бы вас спросить: о ком можно так сказать? Воспитывает, но не родитель Обучает, но не учитель Учится, но не ученик Играет, но не ребенок. (ВОСПИТАТЕЛЬ) - Как вы считаете, к какому жанру литературы можно отнести данный текст? ЗАГАДКА. Сегодня мы с вами рассмотрим методику проведения составления загадок по технологии ТРИЗ. Загадка является средством развития речи детей дошкольного возраста. Общая характеристика загадки - В своей работе с детьми я, как и все воспитатели, часто использую такие малые формы фольклора, как потешки, сказки, считалки, скороговорки, пословицы, в том числе и загадки. - Давайте немного вспомним, что такое загадка? - Загадка — одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. - Виды загадок: народные и авторские. - Типы загадок:
Кафтан на мне зеленый, А сердце как кумач На вкус как сахар сладок, А сам похож на мяч. (АРБУЗ)
За стеклянной дверцей Бьется чье-то сердце. Бьется чье-то сердце Тихо так, Тихо так. (ЧАСЫ)
В подполье, в каморке Живет она в норке Серая малышка Кто же это? (МЫШКА)
Шерсть смотали мы в моток Выйдет шелковый платок. Отвечайте, правда ли? (НЕТ) - Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей. Загадки:
- помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. - Но я считаю, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость. - А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей. Игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, нужно до — гадаться, от — гадать. - Но при использовании загадок я выявила, что многие дети, даже дети старшего дошкольного возраста, не умеют отгадывать загадки, хотя старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями, достаточными для отгадывания загадок. - А конкретно выявились следующие проблемы:
- не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке. - Учитывая то, загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки: не отгадывать их, а наоборот, придумывать с помощью всем известных методов ТРИЗ, с которым я сегодня хочу вас познакомить. - Так как же играть в загадки? Попытаемся сейчас составить загадки по опорным таблицам. Методика составления загадок о технологии ТРИЗ Ι ЭТАП. Предварительная работа: научить детей сравнивать предметы «На что похоже?» Например: «У меня в руках меховая шапка. На что похоже?» (на котенка, на крокодила, на сугроб снега, на медвежью берлогу). Просто ответить на вопрос недостаточно. Надо доказать, что шапка похожа на крокодила. «С какой стороны надо смотреть, чтобы увидеть крокодила? А где у него хвост? А что он сейчас делает?». II ЭТАП. Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам
Первая модель: 1. Составление опорной таблицы вида:
2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например: СОЛНЦЕ 3. Заполнение левой части таблицы: «Какое?»
4. Заполнение правой части таблицы: «Что такое же яркое (круглое, жаркое), но не солнце?»
5. Вставка «слов – связки» - А НЕ. Составление загадки о солнце Загадка: Что это? Яркое, а не лампа? Круглое, а не колесо? Жаркое, а не огонь? Вторая модель 1. Составление опорной таблицы вида:
2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например: КОМАР 3. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?»
4. Заполнение правой части таблицы: «Кто делает то же действие?»
5. Вставка «слов – связки» - А НЕ. Составление загадки о комаре. Загадка: Что такое? Летает, а не самолёт? Пищит, а не мышь? Кусается, а не собака? Третья модель 1. Составление опорной таблицы вида:
2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок) Например: РАСЧЁСКА
3. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа? (на забор, на пилу, на траву) РАСЧЁСКА
4. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?» РАСЧЁСКА
5. Вставка «слов – связки» - КАК, НО. Составление загадки о расчёске Загадка: Что это? Как забор, но нельзя лазить. Как пила, но не пилит, Как трава, но не растёт. Работа по подгруппам. Сейчас я предлагаю вам стать воспитанниками и попробовать самостоятельно по подгруппам с помощью этой методики составить загадки по опорным таблицам. Слова: яблоко, кошка, автомобиль. Итак, коллеги, давайте посмотрим, что у вас получилось. Предлагаю вам загадать составленные загадки друг другу. - Скажите, какие речевые задачи вы решали при составлении загадок? (ответы воспитателей). - Как можно играть в загадки? Можно использовать различные формы. Формы работы с детьми по составлению загадок:
Один ребёнок отправляется за дверь. Воспитатель с детьми выбирает предмет и обсуждает, как составить загадку. Предмет прячется, приглашается ребёнок и кто – то из детей загадывает загадку.
- Итак, коллеги, предлагаю вам обменяться информацией: - Что мы сейчас с вами делали? - А как мы это делали? - Таким образом, загадка- настоящее высокое творчество, доступное детям дошкольного возраста. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ. Подведение итогов мастер – класса, рефлексия. - Возвращаясь к тому, с чего мы начали, то есть с девиза нашего мастер – класса: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму», мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми. - Мне очень нравятся слова Е. Ермоловой: «Как общаться с ребёнком? Да очень просто: увлекать, пока не увлечётся. Чем насыщеннее и многослойнее занятия поначалу, тем больше свободы в процессе и больший талант в результате». Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми! А для дальнейшей моей педагогической работы я попрошу вас оценить сегодняшний мастер – класс. Рефлексия: «Уважаемые коллеги! Прошу вас оценить мероприятие, заполнив таблицу, используя выражения «да», «нет», «частично». Заранее благодарю!
|