Профилактика агрессивного поведения старших дошкольников в ДОО |
Педагогика | |||
Автор: Синельникова Е.В. Овдина Т. В. | |||
30.04.2024 16:34 | |||
Профилактика агрессивного поведения старших дошкольников в ДОО Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №281» (МАДОУ «Детский сад №281») Оригинальная статья (свободная структура) Автор: Синельникова Е.В. Овдина Т. В. Резюме. Статья посвящена проблеме профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. В данной работе рассмотреныформыи методы профилактики агрессивного поведения старших дошкольников в ДОО. Раскрыты причины и психологические особенности проявления агрессивных проявлений в поведении старших дошкольников, проведена диагностика агрессивных проявлений у старших дошкольников. Проанализирована практическая деятельность детского сада № 200 г. Барнаула по профилактике агрессивного поведения старших дошкольников. Разработаны рекомендации для родителей «Как справиться с детской агрессивностью». Ключевые слова: агрессия, старшие дошкольники, диагностика уровня агрессивности, профилактика агрессивного поведения, профилактическая деятельность. Введение. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе и вызывает серьезную обеспокоенность общества. Дошкольное детство — ответственный возраст интенсивного формирования всех сторон личности, насыщенный кризисными периодами. В формировании личности агрессия играет пагубную роль, превращая ее либо в потенциального агрессора, либо в потенциальную жертву конфликтов. Не менее пагубно деформирующее влияние агрессии на общее развитие всех высших психических функций. Агрессивные проявления или же постоянное ожидание подобного от окружающих ограничивают активность ребенка, усиливают его тревожность, формируют неадекватную самооценку, нарушают его взаимоотношения в коллективе, приводят к социальной дезадаптации ребенка. Агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Поэтому проблема профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста приобретает актуальность в современных условиях и уже долгое время является предметом пристального внимания многих ученых-исследователей. В первой половине XX столетия в нашей стране она получила отражение в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В. Шмитд и др. Специфика агрессии у детей, с точки зрения классического психоанализа, показана в работах М. Кляйн, А. Фрейд, К. Хорни и других ученых. Поиском путей и средств преодоления, предупреждения агрессии дошкольников занимаются Г.Паренс, Г.Фигдор и другие представители психоаналитической педагогики. В работах отечественных психологов проявления агрессивного поведения детей рассматриваются в контексте влияния социальной среды. Широко изучаются вопросы социализации агрессивных форм поведения (А. А. Реан и др.), исследуется их связь с социальной компетенцией (Н. А. Дубинко) и психическими аномалиями (А. Е. Личко, Ю.Б. Можгинский). Проблема агрессивного поведения детей затронута в работах Г. Э. Бреслава, С. Л. Колосовой, Ю. Б. Можгинского, А. Налчаджяна, И. А. Фурманова и др. Данные авторы отмечают, что агрессивные проявления в поведении возникают вследствие недостаточной социализированности личности и отсутствия конструктивных коммуникативных навыков. Также проблеме агрессивного поведения личности вообще, и детей в частности, уделяли внимание такие авторы, как А.Бандура, Л.Берковиц, А.Басс., К.Лоренц, В.И. Жельвис, С.Сафуанов, Л.М. Семенюк, Л.М. Чепелева, Г.М. Андреева, Т.Е. Драгунова и др. Профилактическая работа по проблеме агрессивного поведения должна быть направлена на ликвидацию причин агрессивного поведения, а не ограничиваться одним лишь снятием явных внешних проявлений. Цель исследования – выявление форми методов профилактики агрессивного поведения старших дошкольников в ДОО Задачи исследования:
Объект исследования — процесс социально-педагогической профилактики агрессивного поведения старших дошкольников в ДОО Предмет исследования – способы и методы профилактики агрессивного поведения старших дошкольников в ДОО Методы исследования: теоретические: анализ и синтез литературы по проблеме исследования;
эмпирические:
Гипотеза исследования- профилактика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста будет эффективной, если:
Практическая значимость: данные рекомендации могут быть использованы родителями в работе по профилактике агрессивного поведения детей. Исследование проводилось с целью выявления форм и методов профилактики агрессивных проявлений в поведении старших дошкольников в условиях ДОО. В исследовании принимали участие воспитанники муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка «Детский сад № 200 «Солнышко» (МБДОУ ЦРР – «Детский сад № 200») г. Барнаула, старшей группы № 12 в возрасте 5-6 лет в количестве 25 человек, из них 11 девочек и 14 мальчиков. Исследование проходило в 3 этапа:
На первом этапе проводилось выявление агрессивных проявлений у воспитанников старшей группы № 12 Для выявления агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста, выяснения ее причин использовались следующие методы и диагностические методики:
Результаты и обсуждение. Методика «Структурализированное наблюдение» А. А. Романова помогла получить информацию для предварительного анализа. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, в ней наиболее ярко проявляются особенности взаимоотношений, коммуникативные детей. Организуя наблюдение за детьми в игровой деятельности, как в совместной с воспитателями, так и в свободной самостоятельной, я использовала карту наблюдений, которая включает фрагменты, фиксирующие агрессивные формы поведения. На основании подсчета итоговой суммы баллов, были сделали вывод о формах агрессивности ребёнка. Выяснилось, что из 25 детей 4 (16%) проявили физическую агрессию, направленную на другого, 2 (8%) – направленную на предметы, 2 (8%) – вербальную, 2 (8%) – в мимике, 4 (16%) – в виде угрозы. Результаты методики приведены на рисунке 1. Рисунок 1 – Результаты по выявленным формам агрессии (по методике А.А. Романова) Хочется отметить, что в ходе наблюдений многие дети проявили одновременно несколько форм агрессивного поведения. Так, Саша Л. неоднократно проявлял физическую агрессию, направленную на другого (может ударить, толкнуть сверстника), также физическую агрессию, направленную на предметы (швырнуть стул, опрокинуть стол). Сергей Г. проявил агрессию в форме угроз ( «Я тебя убью!», «Ты у меня сейчас получишь!»), а также физическую агрессию, направленную на другого человека (ударить девочку, дернуть за волосы, толкнуть). В результате количественного анализа по методике "Рисунок человека", разработанной К. Маховер на основе теста Ф. Гудинафи модифицированной А.Л. Венгер по уровню выраженности агрессивности, были получены результаты, которые представлены на рисунке 2. Как видно из рисунка 2 четыре (16%) дошкольника были отнесены к категории детей с высоким уровнем агрессивности, шестеро (24%) респондентов к детям со средним уровнем выраженности агрессивности, и у пятнадцати (60%) дошкольников мной был определен низкий уровень агрессивности. Рисунок 2 – результаты количественного анализа по методике "Рисунок человека" разработанной К. Маховер на основе теста Ф. Гудинаф и модифицированной А.Л. Венгер Качественный анализ рисунков детей, отнесенных к категории дошкольников с высоким уровнем агрессивности, показал у них наличие большинства агрессивных тенденций, определяемых по символическим значениям фигуры человека. На рисунке Саши Л. изображен человек с открытым ртом, в котором прорисованы зубы, с кулаками, отведенными от тела, в которых сжимает автомат. Все в рисунке говорит о прямой агрессии, враждебности. На рисунке Софьи К. изображена девочка с поднятыми вверх руками, производящего впечатление человека, замахивающегося на кого-то. Настя Л. нарисовала девочку с очень длинными пальцами и ногтями, что тоже свидетельствует об агрессии. Егор Ф. нарисовал человека с повязкой на глазах, с открытым ртом, с тщательно прорисованными зубами, сжимающего в руке меч. В ходе проведения теста с каждым ребенком проводилась беседа. С учетом специфики дошкольников, вопросы задавались в альтернативной форме. Саша Л. нарисовал человека, «который спешит в бой, атаку с пришельцами». Егор Ф. нарисовал черепашку-ниндзя. На вопрос "Как ты думаешь, он с кем-нибудь дружит или нет?", Саша Л. и Егор Ф. дали однозначный ответ «Нет». А на вопрос «Как тебе кажется, он любит драться или нет?" те же ребята ответили «Да, любит драться, потому что он сильный». Из беседы с Софьей К. выяснилось, что она нарисовала девочку, которая «просто машет своими ручками», у нее есть друзья, «но они живут в другом городе». Настя Р. рассказала, что нарисовала принцессу, «которая живет в замке со своей семьей», и «у нее есть только один друг». По результатам анкетирования по методике Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М. «Критерии агрессивности у ребенка», проведенного с воспитателями, мы выяснили, что 56% (14 чел) имеют слабый уровень агрессивности, 28% (7 чел) средний, 16% (4 чел) высокий уровни агрессивности. Для наглядности результаты оценки уровня агрессивности дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. приведены на рисунке 3. Рисунок 3 – Результаты оценки уровня агрессивности дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. В ходе беседы с воспитателем группы выяснилось, что мальчики чаще используют физическую агрессию: 30% против 13% у девочек. В тоже время можно отметить, что мальчики практически не используют мимические и пантомимические средства агрессии, и, по сравнению с девочками, реже пользуются средствами вербальной агрессии. Девочки же больше склонны к проявлению вербальной и мимико-пантомимической агрессии (14% против 8%). Особую тревогу у воспитателей вызывали Саша Л., Сергей Г., Софья К. и Настя Р. Со слов воспитателей, данные дети чаще всего ведут себя агрессивно по отношению к другим детям. В группе также есть дети, которые отличаются тем, что не реагируют на замечания, легко вступают в ссоры с другими детьми, непослушны, обижают более слабых. Таким образом, по результатам констатирующего этапа исследования выяснилось, что из 25 детей в группе наблюдается: 4 детей — с высоким уровнем агрессивности 7 детей – со средним уровнем 14 детей — с низким уровнем. Были выявлены формы проявления агрессивности у детей, а именно: гнев, враждебность, неумение сдерживать свои эмоции, негативное отношение к замечаниям, драки и ссоры. В результате наблюдений и бесед с воспитателями мы пришли к выводу, что данные дети используют агрессию, в основном, как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели – нужного им предмета, ведущей роли в игре, выигрыша у своих товарищей по игре. Но после достижения результата всплеск агрессивных эмоций затухает. Основным фактором повышения возникновения агрессивных действий у детей мы видели в неумении договариваться со сверстниками и дефиците общения с родителями. Родителям были даны рекомендации как справиться с детской агрессивностью
Результаты первичной диагностики показали необходимость проведения ряда профилактических мероприятий с целью предупреждения агрессивного поведения детей. Методы профилактики агрессивного поведения среди детей дошкольного возраста в детском саду № 200 направлены на:
Также в детском саду № 200 разработана программа по профилактике агрессивного поведения среди старших дошкольников. Основной целью программы является формирование у детей навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развитие эмпатии, раскрытие нравственного потенциала ребенка. Программа включает в себя 6 занятий, которые проводятся раз в неделю, продолжительностью 20 минут. Работу с родителями проводят индивидуально в форме консультаций и групповую в виде родительского собрания на тему агрессивности в детском возрасте. Литература
|