Самообразование учителей |
Педагогика | |||||||||
Автор: Редактор | |||||||||
04.09.2016 16:10 | |||||||||
Алгоритм работы над темой самообразования • Дата начала работы над темой Алгоритм составления плана по самообразованию На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
Карта самообразования педагога.
«Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование »
Самообразование – одна из форм повышения профессионального
мастерства педагога. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…». Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века –это: Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; Умеющий организовать рефлексивную деятельность; Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов. Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д. Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, я, как заместитель руководителя по ВМР пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности». Предварительно изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, я попыталась их структурировать и применить в работе с педагогами. (см. Приложения) Инновационные направления методической работы маркетинговое: изучение спроса педагогов информационное: создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОУ; социально-адаптивное: подготовка педагогов к успешному выстраиванию профессиональной карьеры; научно-экспериментальное: вовлечение педагогов в опытно - экспериментальную работу ДОУ психолого-педагогическое: психологическая поддержка педагогов управленческое: повышение компетентности педколлектива Профессиональный рост педагогов возможен только тогда, когда созданы в образовательном учреждении определенные условия. Используемые мной диагностические карты, карты самообразования, анкеты, позволяют выявить трудности в работе педагогов, их потребности. После тщательного анализа каждому педагогу, в соответствии с его профессиональными потребностями создаются условия для работы с научно-педагогической информацией как в методическом кабинете, так и в Интернете. Мы стараемся сделать возможным трансформацию передового опыта деятельности наших педагогов на городском, районном и международном уровне. Педагоги МДОУ детского сада № 2 «Золотая искорка» систематически принимают участие в региональных и международных ярмарках педагогических инноваций, о чем свидетельствуют грамоты и дипломы; заместителем заведующей по ВМР разработан мониторинг, позволяющий отслеживать эффективность самообразования педагогов; администрация МДОУ способствует формированию атмосферы творчества и поиска в педагогическом коллективе. Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс МДОУ. Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др. Условия профессионального роста Самообразовательная работа над рефератом по теме Чтение методической, педагогической и предметной литературы. Обзор в Интернете информации по теме Посещение семинаров, конференций, уроков коллег. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег. Изучение информационно-компьютерных технологий. Общение с коллегами в МДОУ, городе и в Интернете. Участие в конкурсах в Интернете. Помещение своих разработок на сайтах в Интернете Получение новой информации помогает нашим педагогам решать новые задачи, или с большим успехом справляться со старыми. В нашем дошкольном учреждении педагоги успешно занимаются самообразованием, которое предусматривает расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня профессиональной подготовки. Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового. Сформировать данные умения у педагогов нам помогает созданная МДОУ «Школа педагога- дошкольника», целью которой является: Повышение результативности методической работы по самообразованию педагогов. Она предусматривает такие формы работы, как: - стажировка у опытного коллеги; -лекции по заявкам педагогов; -Тренинги; - Практикумы; Направления деятельности «Школы педагога- дошкольника»: формирование мотивации к освоению и внедрению новых технологий, творчеству, инициативе; работа в малых группах с презентацией педагогических достижений, самооценкой и коррекцией и т.п. формы самообразования педагогов индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе МДОУ. Обучение начинается с формирования мотивации на самообразование, обеспечивается активная деятельность обучаемых Результативность: Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. у педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал. Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом "Школа начинающего педагога" поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми. При организации обучения учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие методисту отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения. Заместитель заведующей по ВМР Андреенко Т.А. МДОУ детский сад № 2 «Золотая искорка» г.Тольятти Диагностика проблем педагога.
1. При проведении каких видов занятий вы испытываете трудности?
• познавательное развитие • изобразительная деятельность • обучение грамоте • развитие элементарных математических представлений 2. Какие причины, по вашему мнению, этих трудностей? • материальные условия • большое количество детей в группе • отсутствие единых требований к ребенку со стороны воспитателя и родителей • недостаточная методическая помощь со стороны руководства • недостаток педагогического опыта • нехватка методической литературы 3. Испытываете ли Вы затруднения в общении с: родителями, детьми, руководством? • Да • Нет • Не знаю 4. Какие методы и приемы вы используете для активизации познавательной деятельности дошкольников? • на занятиях • в игровой деятельности • в труде • в художественной деятельности • Какие трудности вы испытываете в организации работы по умственному воспитанию? 5. Оцените, пожалуйста, по 10-бальной системе, в какой степени у вас сформированы гностические умения: • знание особенностей эмоционального развития дошкольника и умение его изучать • умение видеть и понимать мотивы поведения ребенка • умение изучать и развивать способности своих воспитанников • умение диагностировать волевое развитие ребенка • умение проанализировать и оценить свою деятельность и поведение • умение анализировать опыт других воспитателей с целью перенесения в собственную педагогическую деятельность 6. Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшее время? 7. В какой методической помощи вы нуждаетесь? • в прослушивании лекций по психологии, педагогике, методикам • в методических консультациях по отдельным разделам • просмотре открытых занятий у опытных воспитателей • в знакомстве с передовым педагогическим опытом Диагностика
«Показатели профессионального роста педагогов»1. активное творческое начало педагогов; 2. стремление педагога к повышению квалификационного разряда; 3. потребность педагога в изучении теоретической литературы в процессе обобщения идей инновационного опыта; 4. готовность педагога разработать тему по самообразованию исследования до конечного результата, т. е. до авторской разработки. 5. стремление педагога выступать на разного рода педсоветах, семинарах, конференциях по развитию инновационного процесса.
|