Повышение качества дошкольного образования с учетом ФГОС ДО. |
Педагогика | |||
Автор: Бардеева Татьяна Сергеевна | |||
08.11.2016 22:40 | |||
Повышение качества дошкольного образования с учетом ФГОС ДО. Бардеева Татьяна Сергеевна, воспитатель АНО ДО «Планета Детства «Лада» №63 «Весняночка»; г. Тольятти, Самарская область Актуальность: Важной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Система дошкольного образования на данный момент активно развивается. Современное общество предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров. Ключевые слова: качество дошкольного образования; подходы управления качества образования ДОУ; методологические подходы к оценке качества ДОУ; функции оценки качества ДОУ; объекты, субъекты и предмет оценки.
Качество дошкольного образования – это характеристика системы дошкольного образования, которая отражает степень соотношения реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Задача повышения качества дошкольного образования предоставляется весьма современным, в актуальных условиях модернизации системы дошкольного образования и требует осуществления управленческих решений на разнообразных уровнях системы дошкольного образования. Политика преобразования в системе дошкольного образования выявила проблему повышения качества дошкольного образования. Формирование современного общества представляет современные требования ко всем образовательным учреждениям, к основанию в них воспитательно-образовательного процесса, к выбору и обоснованию существованию основных и дополнительных программ, к фактам и эффективности их деятельности. Концепция дошкольного образования предполагает собою многофункциональную линия дошкольных образовательных учреждений, которая ориентирована на потребности сообщества и предоставляет многообразный спектр образовательных услуг с учётом возрастных и личных особенностей формирования дошкольника. Одним из главных направлений формирования концепции дошкольного образования нашей области считается: повышение качества дошкольного образования в контексте образовательной политики Российской Федерации. На современном этапе формирования общества повышение качества дошкольного образования важно осуществлять по таким направлениям как:
ФГОС характеризуют новейшее понимание о содержании и организации дошкольного образования, а конкретно:
Следовательно, предъявляются новейшие условия к обеспечиванию устойчивого функционирования и формирования дошкольного учреждения. Важным инструментом, который обеспечивает урегулирование данных действий, считается образовательная программа. Оценка качества результатов образовательного процесса на данный момент считается наиболее значимой темой. Качество образования расценивается в форме лицензирования государственной аккредитации ОУ, контрольно-надзорной деятельности, аттестации педагогических и руководящих сотрудников, мониторинга. Эта концепция нацелена в первую очередь на оценку образовательных условий, а никак не на эффективность дошкольного образования, характеризуемую степенью и динамикой формирования детей. Аспектами качества считаются федеральные государственные образовательные стандарты к содержанию образования, профессиональной компетентности воспитателя с точки зрения его личностно-ориентированного взаимодействия с дошкольником, а кроме того к организации предметно-развивающей среды в ДОУ. Можно отметить два подхода к управлению качеством образования в ДОУ:
Таким образом, управление качеством образования в ДОУ требует специальных подходов, нестандартных решений, которые в полной мере имели бы возможность принимать во внимание характерные черты воспитательно-образовательной среды, требования и необходимости родителей и других социальных партнеров ДОУ. Появляется потребность в разработке модели оценки качества дошкольного образования. Форма оценки качества дошкольного образования охватывает: цели, содержание, организационную структуру, педагогические механизмы системной коррекции воспитательно-образовательного процесса, которые позволяют осуществлять нормативные и маркетинговые цели ДОУ в партнерском взаимодействии всех субъектов. Повысить качество дошкольного образования можно с помощью комплексного использования основных методологических подходов к оценке качества ДОУ.
Комплексное использование охарактеризованных подходов создает проблему оценивания и измерения развития дошкольника принципиально разрешимой и дает возможность заинтересовывать родителей (не специалистов) к оценке качества ДОУ как независящих субъектов оценки. Модель оценки качества дошкольного образования в ДОУ – это комплекс взаимосвязанных между собой функций, объекта, субъектов и предмета оценки, показателей и критериев, процедуры и результата оценки. Формируя проблемы научно-методического обеспечения качества дошкольного образования, М.В. Крулехт концентрирует свой интерес на соотношении оценки качества дошкольного образования целям воспитания и развития детей дошкольного возраста, образовательному стандарту, запросам потребителей образовательных услуг. Функции оценки качества дошкольного образования:
Во-первых, материал адресован педагогическому сообществу с целью развития современных взглядов о качестве образования в ДОУ. Во-вторых, материал адресован родителям, для которых он может стать основой для подбора формы и места получения дошкольного образования для ребенка. В-третьих, одной из задач информирования о результатах оценки качества может быть координация усилий ДОУ и школы. Объекты, субъекты и предмет оценки: Во время оценки качества образования важно четко понимать, что оценивается (объект), кто оценивает (субъект) и зачем оценивает (предмет). В предоставленной взаимосвязи оценка качества образования (система оценок) должна быть подразделена на оценки качества образования со стороны внешней среды (то есть оценки потребителей образовательных услуг) и внутренние оценки качества в самой системе образования. Весь комплекс подходов к выделению характеристик оценки можно представить последующими пятью кластерами:
Следовательно, можно отметить следующие интегральные критерии оценки дошкольного образовательного учреждения, определяюще качество дошкольного образования:
Разрешение трудностей повышения качества дошкольного образования в ДОУ требует системного подхода к его оценке. Значимым условием объективности считаются регулярность и систематичность процедур сбора и экспертизы информации о качестве образовательной деятельности дошкольного учреждения. Следовательно, качество определяется как системное образование, которое формируется у дошкольника в ходе усвоения основных общеобразовательных программ дошкольного образования, которая является показателем его формирования в личностном, интеллектуальном и физическом планах и, которое способствует самостоятельному решению дошкольником жизненных задач, адекватных возрасту. Используемая литература:
|