Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Повышение качества дошкольного образования с учетом ФГОС ДО.
Педагогика
Автор: Бардеева Татьяна Сергеевна   
08.11.2016 22:40

Повышение качества дошкольного образования с учетом ФГОС ДО.Повышение качества дошкольного образования с учетом ФГОС ДО.

Бардеева Татьяна Сергеевна, воспитатель АНО ДО «Планета Детства «Лада» №63 «Весняночка»; г. Тольятти, Самарская область

Актуальность: Важной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Система дошкольного образования на данный момент активно развивается. Современное общество предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.

Ключевые слова: качество дошкольного образования; подходы управления качества образования ДОУ; методологические подходы к оценке качества ДОУ; функции оценки качества ДОУ; объекты, субъекты и предмет оценки.

 

Качество дошкольного образования – это характеристика системы дошкольного образования, которая отражает степень соотношения реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Задача повышения качества дошкольного образования предоставляется весьма современным, в актуальных условиях модернизации системы дошкольного образования и требует осуществления управленческих решений на разнообразных уровнях системы дошкольного образования.

Политика преобразования в системе дошкольного образования выявила проблему повышения качества дошкольного образования. Формирование современного общества представляет современные требования ко всем образовательным учреждениям, к основанию в них воспитательно-образовательного процесса, к выбору и обоснованию существованию основных и дополнительных программ, к фактам и эффективности их деятельности.

Концепция дошкольного образования предполагает собою многофункциональную линия дошкольных образовательных учреждений, которая ориентирована на потребности сообщества и предоставляет многообразный спектр образовательных услуг с учётом возрастных и личных особенностей формирования дошкольника.

Одним из главных направлений формирования концепции дошкольного образования нашей области считается: повышение качества дошкольного образования в контексте образовательной политики Российской Федерации.

На современном этапе формирования общества повышение качества дошкольного образования важно осуществлять по таким направлениям как:

  • развитие содержания дошкольного образования в согласовании с современными тенденциями формирования образования, с учетом федеральных государственных условий
  • стимуляция креативных и личностных возможностей воспитателей
  • введение менеджмента в работу руководителя ДОУ.

ФГОС характеризуют новейшее понимание о содержании и организации дошкольного образования, а конкретно:

  • комплекс образовательных областей
  • развитие единой культуры, формирование свойств, развитие предпосылок учебной деятельности, которые обеспечивают общественную благополучность
  • комплексно-тематический принцип и принцип интеграции образовательных областей: в коллективной работе взрослого и ребенка (непосредственно образовательная деятельность и деятельность в процессе режимных моментов), независимой деятельности ребенка, в содействии с семьями дошкольников.

Следовательно, предъявляются новейшие условия к обеспечиванию устойчивого функционирования и формирования дошкольного учреждения. Важным инструментом, который обеспечивает урегулирование данных действий, считается образовательная программа.

Оценка качества результатов образовательного процесса на данный момент считается наиболее значимой темой.

Качество образования расценивается в форме лицензирования государственной аккредитации ОУ, контрольно-надзорной деятельности, аттестации педагогических и руководящих сотрудников, мониторинга. Эта концепция нацелена в первую очередь на оценку образовательных условий, а никак не на эффективность дошкольного образования, характеризуемую степенью и динамикой формирования детей. Аспектами качества считаются федеральные государственные образовательные стандарты к содержанию образования, профессиональной компетентности воспитателя с точки зрения его личностно-ориентированного взаимодействия с дошкольником, а кроме того к организации предметно-развивающей среды в ДОУ.

Можно отметить два подхода к управлению качеством образования в ДОУ:

  • через управление педагогическим процессом и его составляющими
  • через личностные субъективные аспекты в системе управления.

Таким образом, управление качеством образования в ДОУ требует специальных подходов, нестандартных решений, которые в полной мере имели бы возможность принимать во внимание характерные черты воспитательно-образовательной среды, требования и необходимости родителей и других социальных партнеров ДОУ. Появляется потребность в разработке модели оценки качества дошкольного образования.

Форма оценки качества дошкольного образования охватывает: цели, содержание, организационную структуру, педагогические механизмы системной коррекции воспитательно-образовательного процесса, которые позволяют осуществлять нормативные и маркетинговые цели ДОУ в партнерском взаимодействии всех субъектов.

Повысить качество дошкольного образования можно с помощью комплексного использования основных методологических подходов к оценке качества ДОУ.

  1. Аксиологический подход — к оценке учитывает исследование ценностей, какие считаются причиной в определении структуры и содержания системы оценки качества дошкольного образования. В основу сегодняшней государственной политики Российской Федерации в сфере дошкольного образования возложены мысли гуманизации, по этой причине главной профессионально-педагогической ценностью при установлении показателей оценки качества дошкольного образования в рамках данного подхода выступает дошкольник.
  2. Социокультурный подход — в оценке качества образования в ДОУ обусловливается характером взаимодействия дошкольников со взрослыми, с другими ребятами, с предметно пространственным обществом. Расценивается степень независимого действия и его умение регулировать ежедневные жизненные ситуации; общественная грамотность в общении с другими ребятами и взрослыми.
  3. Компетентностный подход — представляется перспективным, так как в контексте нынешних взглядов о цели образования основные компетентности считаются важными для дошкольников и закрепляют уровень их готовности к введению в новую – школьную жизнь. При оценке качества образования в рамках предоставленного подхода исполняется раскрытие уровня освоения компетентностями (интеллектуальной, языковой, социальной и физической), а кроме того методы поведения (произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность, способность к выбору) и его оценка к самому себе (образ самого себя, уровень самооценки, наличие или отсутствие чувства собственного достоинства).

Комплексное использование охарактеризованных подходов создает проблему оценивания и измерения развития дошкольника принципиально разрешимой и дает возможность заинтересовывать родителей (не специалистов) к оценке качества ДОУ как независящих субъектов оценки.

Модель оценки качества дошкольного образования в ДОУ – это комплекс взаимосвязанных между собой функций, объекта, субъектов и предмета оценки, показателей и критериев, процедуры и результата оценки.

Формируя проблемы научно-методического обеспечения качества дошкольного образования, М.В. Крулехт концентрирует свой интерес на соотношении оценки качества дошкольного образования целям воспитания и развития детей дошкольного возраста, образовательному стандарту, запросам потребителей образовательных услуг.

Функции оценки качества дошкольного образования:

  1. Инструктивно-методическая функция состоит в формировании регламентов оценки учреждений различных форм, реализующих программы дошкольного образования.
  2. Контрольная функция содержит проведение оценочных упражнений в отдельных образовательных учреждениях и организациях.
  3. Аналитическая функция содержит сбор и анализ информации согласно ДОУ, построения в данной основе рейтинга учреждений, реализующих программы дошкольного образования, по параметру «качество образования».
  4. Информационная функция может разрешить три задачи.

Во-первых, материал адресован педагогическому сообществу с целью развития современных взглядов о качестве образования в ДОУ.

Во-вторых, материал адресован родителям, для которых он может стать основой для подбора формы и места получения дошкольного образования для ребенка.

В-третьих, одной из задач информирования о результатах оценки качества может быть координация усилий ДОУ и школы.

Объекты, субъекты и предмет оценки:

Во время оценки качества образования важно четко понимать, что оценивается (объект), кто оценивает (субъект) и зачем оценивает (предмет).

В предоставленной взаимосвязи оценка качества образования (система оценок) должна быть подразделена на оценки качества образования со стороны внешней среды (то есть оценки потребителей образовательных услуг) и внутренние оценки качества в самой системе образования.

Весь комплекс подходов к выделению характеристик оценки можно представить последующими пятью кластерами:

  1. Образовательная деятельность. Дается оценка уровню качества образовательных программ и их методическому обеспечению, содержание которых дает возможность воспитателям строить воспитательно-образовательный процесс в согласовании с актуальными требованиями и степенью развития общества и единовременно без лишней нагрузки для дошкольников.
  2. Развивающая среда. Дается оценка уровню обогащения предметно-пространственной среды, нагрузка которой обеспечивает дошкольнику возможность для саморазвития. Показателями считаются количественное соответствие «воспитатель – дети», образование и профессиональный опыт педагогического персонала, характерные черты здания, в котором пребывают дошкольники.
  3. Психологический комфорт ребенка. Только хорошее, т.е. содержательное, разнообразное образование, ориентированное на детское развитие, может дать положительное качество педагогическое работы. Дается оценка уровню обеспечения психологического комфорта дошкольника в образовательном учреждении для сохранения его физического и психического здоровья. Наиболее эффективными характеристиками поведения воспитателя, который обеспечивает качественное сопровождение, считаются: ответственная позиция, принятие ребенка, содержательное общение, способность к сочувствию.
  4. Здоровьесберегающая деятельность. Хорошая оценка физического контекста жизни дошкольника в учреждении обусловливается не численностью предметов, а их качеством, разнообразием, ясно структурированным пространством, его стимулирующим влиянием. Осуществляется оценка качества использования здоровьесберегающих образовательных технологий, позволяющие построить процесс воспитания в ДОУ таким образом, чтобы дошкольник смог принимать учасие в образовательной деятельности без лишнего физического и психического напряжения, которое подрывает здоровье.
  5. Удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения.

Следовательно, можно отметить следующие интегральные критерии оценки дошкольного образовательного учреждения, определяюще качество дошкольного образования:

  • обеспечение благополучия ребенка, его комфортного пребывания в детском саду
  • готовность детского сада к сохранению здоровья ребенка, обеспечению необходимой коррекции недостатков развития
  • ориентированность дошкольного образования на успешность ребенка на следующей ступени образования
  • удовлетворение потребностей семьи и ребенка в услугах дошкольных образовательных учреждений.

Разрешение трудностей повышения качества дошкольного образования в ДОУ требует системного подхода к его оценке. Значимым условием объективности считаются регулярность и систематичность процедур сбора и экспертизы информации о качестве образовательной деятельности дошкольного учреждения.

Следовательно, качество определяется как системное образование, которое формируется у дошкольника в ходе усвоения основных общеобразовательных программ дошкольного образования, которая является показателем его формирования в личностном, интеллектуальном и физическом планах и, которое способствует самостоятельному решению дошкольником жизненных задач, адекватных возрасту.

Используемая литература:

  1. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах) / под редакцией А.А. Майер. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 95 с.
  2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года №544н «Профессиональный стандарт».
  3. Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13 января 2014 года №08‐10 «Об утверждении Плана действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» – Новосибирск: Норматика, 2013. – 128 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: М.: Центр педагогического образования, 2014. – 31 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год