Система работы с родителями «Встречи в узком кругу» |
Педагогика | |||
Автор: Абраменко Ирина Эльмаровна Шрайнер Александра Ивановна Полякова Марина Владимировна | |||
05.03.2024 13:02 | |||
Система работы с родителями «Встречи в узком кругу» МБДОУ «ЦРР-д/с «Колокольчик»
Успешность развития ребенка и степень благополучия во многом зависит от взрослых, которые его окружают. Такими значимыми взрослыми для ребенка являются родители и педагоги детского сада. Семья – главный воспитатель ребенка, а педагоги являются помощниками семьи, ее дополнением. В последние годы среди детей с речевыми нарушениями, чаще стали встречаться дети с проблемами здоровья, такими как нарушение слуха, задержкой психического развития, расстройством аутистического спектра. Разные особенности детей потребовали особой системы работы с семьями воспитанников. В процессе работы мы отмечали, как мешает детям то, что сами родители часто чувствуют свою вину в проблемах собственных детей, проявляют реакцию чрезмерной защиты, опеки, а так же, скрытое или явное отрицание ими существующей проблемы, поэтому и помощь начиналась с опозданием. Часто приходится наблюдать, как одни родители используют приобретённые знания, извлекают практическую пользу, а другие даже пытаясь что-то делать, не доводят до результата, многие не придают значения проблеме и не работают над ней. Наша задача, как педагогов — достичь доверия родителей, т.к. это важное условие в работе с детьми. Свою работу стараемся строить на принципе взаимодействия, поскольку именно в этом случае мы занимаем позицию «вместе» и «рядом». Для того, чтобы результат был успешным, обеспечивающим полноценное развитие каждого ребёнка, формирующим основы базовой культуры, требовалась согласованная работа всех специалистов, тесное их взаимодействие с семьями воспитанников. На наш взгляд, мы нашли такую форму работы, которая отвечает современным требованиям — это родительские собрания под общим названием «Встречи в узком кругу». На эти собрания приглашается не вся группа родителей, а только родители детей со схожими проблемами и потребностями. Цель наших встреч – сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями. Организация работы «Встреч в узком кругу» проходит в несколько этапов. Первый этап – анкетирование семей. Оно проводится целью выявления образовательных потребностей родителей и помогает нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях семьи. В начале учебного года педагогами проводится мониторинг по выявлению уровня усвоения программного материала детьми и составляется индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка. Второй этап – разработка тем мероприятий с родителями на основании проведенного анкетирования и мониторинга. Один из видов родительских собраний это — открытые занятия с детьми для родителей. Такие собрания направлены на знакомство родителей со структурой и спецификой проведения занятий в детском саду, объемом предъявляемых требований к ребенку в соответствии с программой детского сада. Родители будут понимать последовательность работы с ребенком дома над конкретной проблемой, а значит, ребенок будет получать адресную помощь. Например, в средней группе родителям были показаны занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Это помогает наглядно увидеть упражнения, которые сформируют у детей необходимый словарный запас, а также закрепят навыки словоизменения. При работе над связной речью в данном возрасте ребенку важно научиться отвечать на поставленный вопрос. Задача педагогов – подсказать, как правильно задавать вопрос, какого ответа добиваться от ребенка. В старшей группе дети начинают знакомство с фонетическим разбором, что является необходимой базой для будущего овладения грамотой. Данный вид работы сложен не только для детей, но зачастую и для их родителей. Проведение открытых занятий и тренингов с родителями направлено на то, чтобы облегчить им закрепление изученного материала дома. Основными задачами логопедической работы в подготовительной группе является пропедевтика овладения грамотой, а также развитие связной монологической речи, как важной составляющей школьного обучения. Поэтому мамы и папы на открытых занятиях вместе со своими детьми постигают эти азы. Родители на практике узнают, как помочь ребенку научиться читать слоги, слова, предложения, делать звукобуквенный разбор, составлять пересказ и рассказы на основе собственного опыта. Другим видом собраний стали «Разговоры по душам», рассчитанные на родителей, чьи дети имеют общие проблемы социальной адаптации: трудности в общении со сверстниками, проявление агрессии, поведенческие расстройства. Наша задача — познакомить родителей с особенностями общения ребенка со сверстниками, с играми, способствующими формированию межличностных отношений. На такое собрание приглашаем педагога – психолога. Она знакомит родителей с причинами агрессивного поведения детей. Проводит ряд игр, которые помогут развить у детей умение выражать свой гнев в приемлемой форме, снижать эмоциональное напряжение. Собрания на тему «Встречи за круглым столом» рассчитаны на семьи, где у детей есть проблемы с памятью, вниманием, развитием познавательной сферы. Чтобы подготовить ребенка к школе (а подготовка начинается не в подготовительной группе, а уже в средней), мы включаем в образовательный процесс развивающие ребусы, головоломки и задания на логику. Актуальность работы состоит в том, что игры-головоломки имеют важнейшее значение для интеллектуального развития ребёнка. Дошкольнику полезны любые игры-задания, развивающие логическое мышление. Чтобы ребенок смог играть в эти игры, необходимо вначале помочь родителям вспомнить (а некоторых и научить), как играть в эти игры. Для этого мы проводим Мастер-классы по изготовлению атрибутов к играм. Родители из простого подручного материала изготавливают пособия для домашнего использования. Важно убедить родителей в том, что благодаря интересным развивающим заданиям ребенок не только увлекательно проведет время, но и получит хорошие навыки логического мышления. Эта забава, которая не только занимает свободное время дошкольника, но и заставляет учиться, тренировать способности. Во время игры будущий ученик получает новые навыки, которые пригодятся ему в школе. С каждым годом увеличивается количество леворуких детей. Если раньше на 20 детей был один такой ребенок, то в этом наборе их 5, поэтому возникла необходимость в проведении встречи родителей леворуких детей. Не многие имеют представление о том, что в жизни все рассчитано на праворуких, а значит, дети оказываются в «неудобной» для себя среде. На эту встречу был приглашен педагог-психолог, который озвучил психологические проблемы, связанные с леворукостью ребенка, познакомил родителей с тем, как развивать мелкую моторику. В продолжении разговора были предложены практические упражнения для развития кисти ребенка (перематывание нитки в клубок), развития мелкой моторики (мозаика, штриховка, игры с крупой), согласованной работы обеих рук (игры со счетными палочками, спичками, межполушарными досками). Родители познакомились с канцелярскими принадлежностями, специально предназначенными для леворуких детей. В конце встречи проходил обмен мнениями и впечатлениями. Родителям были предложены буклеты «Если ваш ребенок левша». На собрания, которые проходят в форме «Педагогическая гостиная», приглашаются родители детей, имеющих сложности в развитии познавательной сферы. На данных собраниях проводим выставки игр и пособий, на развитие познавательных способностей ребенка, где родителям предоставляется возможность поиграть и приобрести практические навыки организации этих игр дома с ребенком. Некоторые семьи могут взять на выходные ту или иную игру, поиграть дома с ребенком, а в понедельник вернуть в группу. Ответным шагом со стороны родителей стало то, что и дети тоже начали приносить из дома свои игры, делиться с друзьями и совместно играть. Наши наблюдения показали, что родители стали активнее принимать участие в развитии и воспитании детей, а значит, мы идет по верному пути и данная форма работы с родителями действительно эффективна. Проведенный анализ работы убеждает нас в том, что продуктивное взаимодействие с родителями закладывает прочные основы для становления и развития личности ребенка. От таких родительских собраний выигрывают все: дети гордятся своими родителями, взрослые приобретают опыт сотрудничества, а педагоги получают информацию о детско – родительских отношениях в семье. Считаем, что встречи с участием родителей более эффективны и успешны в коррекционной и профилактической работе. Литература
|