Опыт работы по теме самообразования: «Рaзвитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с ЗПР (ОНР) через технологию проектной деятельности» |
Педагогика | |||
Автор: Агапова Анжелика Васильевна | |||
02.03.2024 18:42 | |||
Опыт работы по теме самообразования: «Рaзвитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с ЗПР (ОНР) через технологию проектной деятельности» Моё педагогическое кредо: Тaк важно воспитать в ребенке личность, Мой девиз: Я знаю, я напрасно не тружусь, Актуальность: Одна из актуальных проблем современного дошкольного образования — недостаточно сформированная коммуникативная компетентность, которая влечет за собой слабую подготовку ребенка к школе и препятствует успешному усвоению образовательной программы. Коммуникативные способности имеют немаловажное значение для развития ребенка, его социализации и индивидуализации, формирования личности. Развитие коммуникативных навыков – воспитание способности эффективного общения и благополучного взаимодействия с окружением, что, без сомнения, реализуется на одном из этапов формирования функциональной грамотности дошкольников Цель моей темы по самообразованию: Повышение мастерства и профессиональной компетенции Задачи:
Недостаточно сформированная коммуникативная компетентность у дошкольников обусловливает недостаточную готовность ребенка к школе и успешное освоение образовательной программы. Нaиболее благоприятный период для социально-коммуникативного развития ребенка — дошкольное детство, когда зарождаются и наиболее интенсивно развиваются отношения с другими людьми. Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию. Отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника, влияют на общий уровень его деятельности. Коммуникативные компетентность- это умение общаться, договариваться, слушать, выражать свое мнение, развитие умения формулировать проблему и намечать пути её решения, развитие умения кратко излагать мысли. В структуре коммуникативной компетентности нередко выделяют три компонента:
Коммуникативные знания – это знания о способах и средствах взаимодействия с окружающими людьми (знания о речи как средстве коммуникации, о вербальных и невербальных формах общения, о важности развития компонентов устной речи для эффективного взаимодействия со взрослыми и детьми). Коммуникативные умения – это умение понимать речь окружающих людей и делать свою речь понятной для них, умение выражать свои чувства, мысли, планы, желания, задавать вопросы и т. д., используя вербальные и невербальные средства общения. Коммуникативные способности – способность ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в ситуации общения, способность выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной формах общения. Коммуникативные знания, коммуникативные умения и коммуникативные способности проявляются в коммуникативной деятельности, в процессе общения ребенка с взрослыми и детьми. Коммуникативная деятельность относительно дошкольного возраста рассматривается как самостоятельный процесс общения субъектов межличностного взаимодействия. Коммуникативная компетентность детей с ОНР выражается в следующем:
Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. Изменения в дошкольном образовании на современном этапе, переход к компетентностному образованию привлекли пристальное внимание к проектной деятельности (методу проектов). Метод проектов позволяет организовать обучение и развитие ребенка в процессе деятельности. В настоящий момент именно проектную деятельность можно рассматривать как средство формирования компетентностей дошкольника. Проектная деятельность — это познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта). Проект — это детально описанный прообраз будущего объекта или способа деятельности. Одним из результатов проектов является развитие умения личности сотрудничать с другими, что положительно влияет на формирование коммуникативной компетентности. В технологии проектной деятельности коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия. В рaмках проектов любого типа можно отрабатывать отдельные элементы коммуникативной компетентности, которые должны быть четко выделены и спланированы педагогом. Основной тезис современного понимания технологии проектной деятельности, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. При организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении проектный метод является одним из эффективных и перспективных. Типы проектов В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов (по целевой установке): По доминирующему методу или виду деятельности существуют следующие виды проектов: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и др. Технология проектной деятельности всегда ориентирована на самостоятельную деятельность детей — индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. По продолжительности они бывают:
Проектная деятельность учит:
Разработан диагностический инструментарий и проведена диагностика по развитию коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста через технологию проектной деятельности. Реализованы проекты согласно с темой самообразования:
В процессе работы над темой самообразования выступала на МО, в учреждении перед коллегами на педагогических чтениях, обобщая свой опыт работы. Вывод: Технология проектной деятельности актуальна и очень эффективна, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе. Свою тему по самообразованию считаю актуальной, т.к в процессе обследования, наблюдения за детьми выявила, что дошкольники испытывают трудности при ведении диалога, и затрудняются правильно излагать свои мысли. Последовательно и лаконично составить рассказ, поэтому не способны строить взаимоотношения со сверстниками. Считаю, что развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста целесообразно через использование проектной деятельности. Тема Проектной деятельности актуальна для детей с ЗПР, т.к. у них наблюдается пониженная мотивация к учебной деятельности, а метод проектов дает возможность заинтересовать дошкольников новыми формами работы. Интересный конечный результат проекта позволяют дать ребенку необходимые знания и умения, которые будут востребованными; повышает познавательную активность детей, способствует сплочению детского коллектива. Тaким образом, использованные инновационные педагогические технологии открывают, новые возможности для обучения и воспитания дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наше время стал метод проектов. Технология проектирования относится к гуманитарным современным технологиям, которые являются инновацией в работе дошкольных учреждений. Преследую следующую цель: «Рaзвивайся сам и развивай других» Надо верить в себя, ставить цели и достигать их! Для достижения настоящего успеха лёгких путей не существует. Как бы не было сложно, никогда не надо сдаваться. Двигаться вперед к намеченной цели! Агапова Анжелика Васильевна Учитель –логопед 1 квалификационной категории МБДОУ детский сад «Аист», ХМАО – Югра, Сургутский район п. Солнечный. Использованная литература:
|