ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ |
Педагогика | |||
Автор: Ударцева Оксана Александровна | |||
26.12.2023 14:17 | |||
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ Аннотация: В статье представлен опыт применения инновационных педагогических технологий в дошкольном образовании, способствующих развитию познавательной активности детей. Ключевые слова: технологии, игры, познание, детский сад. Основные особенности детского поведения – это постоянное желание наблюдать и экспериментировать, неутомимая любознательность и потребность в получении новой информации об окружающем мире. Именно поэтому развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста является приоритетом для воспитателей. Ведь развитие умственных способностей – это основа познавательного развития. Совершенствование системы дошкольного образования, переход на новый качественный уровень профессиональной деятельности педагогов, реализация парадигмы субъект-субъектных отношений между взрослыми и детьми не может осуществляться без применения инноваций.
В фокусе нашего внимания и непосредственного применения в практической деятельности находятся несколько инновационных подходов, направленных на развитие познавательной активности детей и позволяющих существенно повысить эффективность обучения и активизировать творческий потенциал детей. Технология проблемного обучения (другое название технологии – «Кейс -обучение»). Суть технологии заключается в создании ситуаций проблемного характера. В процессе занятия мы своим воспитанникам даем проблему, ситуацию, которую им необходимо решить, например, помочь герою, или реальному человеку. Технология предполагает, что педагог занимает позицию помощника, помогая детям рассуждать и находить различные варианты решений проблемы. Важно, чтобы дети понимали, что нет единственно правильного решения. Наш опыт показывает, что проблемные ситуации стимулируют детский познавательный интерес и инициативу в поиске верных ответов, развивают навыки критического мышления, также способствуют развитию речи и коммуникативных навыков. Мы понимаем, что обучение дошкольников не может обходиться без использования игровых педагогических технологий. Помимо содержания учебного материала, важно и то, как он подается детям. Среди инновационных игровых технологий нами активно используются технологии детского конструирования и моделирования, где применяются новые виды конструкторов. Эти конструкторы отличаются от традиционных тем, что они позволяют создавать более сложные и интересные модели, которые можно использовать в экспериментальной и познавательно-поисковой деятельности, а также развивать у детей творческие способности. Особого внимания заслуживают конструкторы ТИКО, различные серии которого мы активно используем в своей работе. ТИКО — это уникальный игровой конструктор для объёмного моделирования, представляющий собой современный дидактический материал для обучения и развития детей. Отметим, что детали конструктора ТИКО очень яркие, привлекают внимание и мальчишек, и девчонок. Но самыми важными преимуществами его использования для нас являются: целенаправленная активизация мыслительной деятельности детей (в процессе игры и сборки, конструктор позволяет легко изменять положение деталей, создавать новые модели с учетом предыдущего опыта детей, это развивает реакцию, ловкость и наблюдательность); дети становятся очень внимательными в этой игре, более самостоятельными и дисциплинированными; при использовании данного конструктора у детей воспитывается усидчивость, терпеливость и целеустремленность; систематические занятия по ТИКО- моделированию позволяют постепенно подняться на абстрактный словесно-логический уровень развития познавательной деятельности. В большинстве случаев детское конструирование перетекает в игровую деятельность. Так, дети с большим удовольствием используют созданные своими руками модели в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, дидактических играх и заданиях на знакомство с окружающим миром. Подводя итог, хочется отметить, что использование инновационных подходов к развитию познавательного интереса у детей — это не только применение новых методик и технологий обучения, но и отличная возможность раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, вырастить мыслящего и активного человека, способного адаптироваться к условиям современного мира. Список литературы:
|