Программа по саморазвитию «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности» |
Педагогика | |||
Автор: Мелентьева Марина Александровна | |||
29.11.2023 05:55 | |||
Программа по саморазвитию «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Теремок» комбинированного вида Разработала воспитатель: Мелентьева М.А. г.о. г. Шахунья 2020-2023 г 1. Паспорт Программы Название программы «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности» Автор-разработчик Воспитатель: Мелентьева Марина Александровна Нормативный срок освоения программы с сентября 2021г. по май 2024г.
Основания для разработки программы
Цель «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности» Задачи Для педагога
Для воспитанников
Взаимодействие с родителями Активизировать взаимодействие с родителями по вопросам познавательногоинтереса детей 4-5 лет с окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности» Предполагаемые результаты Для педагога:
Для воспитанников:
Для родителей:
Настоящая программа по саморазвитию (далее – Программа) разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми раннего возраста. Программа ориентирована на овладение основными профессиональными компетенциями в зависимости от личных потребностей и возможностей, рассчитана на 3 года. Данные компетенции реализуется с помощью:
Профессиональное саморазвитие проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видеосредств, информационно-коммуникационных технологий. 3. Актуальность выбранной темы В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития дошкольников является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с раннего возраста. Именно в этот период закладывается фундамент эмоционального отношения к окружающему миру, накапливаются яркие впечатления, развиваются познавательные действия и познавательная активность. А чтобы поддержать эту активность, необходимо опираться на любознательность детей, которая наиболее ярко проявляется в познавательно-исследовательской деятельности. Познавательно–исследовательская деятельность – это важнейший способ формирования мотивации для познания окружающего мира, поскольку она направлена на определение качеств, свойств предметов, связей между явлениями окружающего мира, их классификацию и систематизацию. Исследовательская деятельность позволяет расширить практические знания детей о свойствах и отношениях объектов и предметах. Одна из задач педагога в этом направлении — обеспечить комплексный подход к организации совместной образовательной деятельности, психолого-педагогических условий для поддержки самостоятельности ребенка и развития у него интереса к исследованиям, открытиям. Благодаря позновательно-исследовательской деятельности ребенок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем ищет решение различных проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска обогащаются знания и представления детей о свойствах и качествах предметов и объектов, формируется умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Активизируются мыслительные процессы, развивается память и речь. К тому же, очень ярко проявляется детская инициативность. При реализации программы воспитанники будут вовлечены в деятельность, в процессе которой они получат возможность через личный опыт познать окружающий мир. Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе самоанализа, работы с детьми среднего возраста, а также в соответствии с современной стратегией познавательного развития воспитанников, я определила цель и задачи Программыпо самообразованию. 4. Цель и задачи Программы Цель: Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности» Задачи: Для педагога
Для воспитанников
Взаимодействие с родителями Активизировать взаимодействие с родителями по вопросам познавательного интереса с окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности» Предполагаемые результаты Для педагога: Для педагога: 1. Повысится профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач познавательного развития детей с окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности» 2. Разработан перспективный план взаимодействия с детьми и родителями, разработаныкартотеки по экпериментированию, подобраны иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации;. 3. Проведена вводная и итоговая диагностика по познавательному развитию детейсреднего возраста: «Педагогический мониторинг (диагностика) в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей». Афонькиной Ю.А. 4. Пополнится развивающая предметно-пространственная среда дидактическими пособиями, иллюстративными и информационными материалами; 5. Обобщен и транслирован накопленный педагогический опыт среди педагогов ДОУ, на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет. Для воспитанников:
Для родителей: 1. Активизировано взаимодействие с родителями по вопросам познавательного интереса детей 4-5 лет с окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности» 1. Этапы реализации Программы Программа по саморазвитию состоит из нескольких этапов, каждый из которых посвящен решению определенных задач развития профессиональной компетентности: I этап –Организационный Сроки: сентябрь 2021уч. г. — май 2024уч. г. Задачи этапа:
На первом этапе анализируется собственная профессиональная деятельность, выявляются профессиональные затруднения (дефициты), изучается научно-методическая литература, разрабатывается перспективный план по взаимодействию с детьми и родителями. Пополняется РППС (Центр «Вода и песок»: пособиями, атрибутами. II этап – практический Сроки: сентябрь 2021-май 2022уч. г, сентябрь 2022-май 2023уч. г Задачи этапа: 1. реализовать перспективный планпо взаимодействию с детьми и родителями. организовать и провести вводные диагностики по выявлению уровня развития познавательного интереса: «Педагогический мониторинг (диагностика) в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей». Афонькиной Ю.А. 2. продолжать пополнять РППС; разработать картотеки по экспериментированию, подобрать иллюстративный и информационный материал по данной теме. 3. активизировать взаимодействие с семьями воспитанников в вопросе развития познавательного интереса у детей 4-5 лет с окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности» обобщать и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, всероссийском уровнях и в сети Интернет. На втором этапе разрабатывается план деятельности по теме саморазвития. План включает комплекс различных форм саморазвития: изучение методической литературы, показ открытых образовательных мероприятий для педагогов и родителей, презентация педагогического опыта и др. Проводятся вводные и итоговые диагностики. По результатам, которых выявляется уровень развития познавательного интереса у детей 4-5 лет. Реализация перспективного плана по ознакомлению детей 4-5 лет с окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности» Пополняется РППС; разработаны картотеки по экспериментированию: «Игры с песком», «Игры с водой», «Игры с камешками», «Игры с воздухом», подобраны иллюстративный и информационный материал по данной теме. Организовано взаимодействие с семьями воспитанников в вопросе развития познавательного интереса у детей с окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности» Формирование практических умений осуществляется на различных мероприятиях, включенных в программу. Главная цель этих мероприятий — обеспечить возможность использовать теоретические знания применительно к особенностям изучаемой теме, а также овладеть необходимыми навыками и умениями. III этап – заключительный Сроки: апрель –май 2023уч. г. Задачи этапа:
На третьем этапе проводится обработка полученных результатов, их теоретическая значимость. Анализируются и обобщаются результаты деятельности, внедряется в практику полученный опыт работы. 2. План деятельности по теме саморазвития Планирование педагогической деятельности разработано на основании модулей и включает основные направления профессионального саморазвития.
|