В настоящие время, как в отечественной, так и в зарубежной психолого-педагогической науке активизировались поиски педагогических условий способствующих развитию творческого воображения. В современном обществе все более устойчивым и доминантным становится осознание приоритета творчества как слагаемого успеха и личного благополучия ребенка. Дошкольный возраст – это яркая, неповторимая страница жизни, когда ребенок с радостью открывает для себя уникальный мир окружающей действительности. Поэтому старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческого воображения.
В философском словаре само понятие «условие» трактуется как категория выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых ребенок существовать не может. Условия составляют ту среду, обстановку в которой ребенок существует, развивается. В педагогике «условия» рассматриваются как обстоятельства, обеспечивающие достижение поставленной цели. В своей работе мы рассматриваем педагогические условия способствующие развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. В отечественной психологии и педагогике были выделены следующие условия, способствующие развитию творческого воображения у дошкольников: • «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве- это искренность. Без нее другие достоинства теряют значение» (Петровского А.В) [1]. • Удобство изо- инструментов ( Мухина В.С.). Выделенные первые условия говорят о том, что для развития творчества необходимо исходить из внутренней потребности самого ребенка. Естественное удовлетворение плюс удобные инструменты этой потребности- это и есть самостоятельное развитие ребенка. Педагог-новатор Никитин Б.П. предлагает такие педагогические условия: 1. Создать ребенку такую среду и систему отношений, которая бы стимулировала на разнообразную творческую деятельность. 2. «свобода в выборе деятельности»- т.е. учитывать желание ребенка, его интерес, направленный на развитие творческого воображения. Автор считает, что необходимо создать приемлемую среду для творческого процесса, где будут соответствующая атмосфера, свобода для успешного развития и преодоления трудностей [2]. Короткова Е. выделяет одно из важных условий- это создание благоприятной атмосферы, побуждающей к творчеству т.е. желательно создать «центр искусства» так, чтобы дети могли свободно и по своим интересам взаимодействовать с ее различными элементами повышая тем самым творческую активность. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющие впечатления. [3] В качестве основных условий развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста выступает ориентация на творческие решения, снятие преград в отношении инициативы, поощрение педагогом различных детских продуктов деятельности. Рассмотрев разные подходы педагогических условий, следует раскрыть сущностную характеристику понятия творческого воображения. Различные аспекты данного понятия отражены во многих философских, психологических и педагогических исследованиях (Л. С. Выготский, А. В.Запорожец, А.Г.Спиркин и др.). Авторы с разных точек зрения рассматривают сущность понятия «воображения» и «творческого воображения». С нашей точки зрения целесообразно начать изучение феномена «творческое воображение» с рассмотрения понятий «воображение», потому что первое является видовым понятием последнего. По мнению философов, воображение- это психологическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком (Л.Н.Коган, А.Г.Спиркин). В исследованиях психологов (Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко) воображение, характеризуется активностью, действительностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов [4, С. 7]. В отечественной и зарубежной психологии само понятие «творчество» имеет множество определений, но все они сходятся в одном - это деятельность ребенка по созданию новых, оригинальных, общественно-значимых ценностей. Как отмечает Запорожец А.В., одним из важнейших компонентов творчества, без которого немыслимо создание нового является воображение. А.В. Петровский считает, что «Творческое воображение, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности» [1]. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы. Существенный критерий данного вида воображения - социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности. В целом творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. В ходе творческого воображения ребенок самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в оригинальных продуктах деятельности. Из различных характеристик сущности понятия творческого воображения из представленной выше теории можно определить по Столяренко Л.Д. виды воображения: • Активное воображение – является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей; • Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания ребенка. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении ребенок произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы [5]. Воображение в старшем дошкольном возрасте носит активный характер и развивается от накопления, переработки впечатлений о реальной действительности к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения к воплощению продуктов воображения в реально существующие, которые снова воздействуют на ребенка. Каждой из четырех форм связи воображения с действительностью Л.С. Выготский дает диалектическое определение: - образы воображения строятся их элементов действительности, познанной ребенком; - чувство влияет на воображение и, наоборот, воображение влияет на чувство; -продукты воображения реализуются в конкретные вещи, результаты детского творчества, которые снова воздействуют на воображение ребенка [6]. Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождающейся знаковой функцией сознания и развивается в игре. Формируясь в игре, воображение переходит в другие виды деятельности ребенка дошкольника, наиболее ярко оно проявляется в продуктивной деятельности. Дьяченко О.М. выделил несколько способов создание воображаемых образов ребенком: 1. Агглютинация – «склеивание» различных, не соединимых в повседневной жизни частей; 2. Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей; 3. Схематизация – в этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства; 4.Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе; 5. Синтез – соединение образов; 6. Аналогия – сопоставление одного образа по некоторым признакам с другим Предпосылками развития творческого воображения у детей шестого года жизни являются:- активность ребенка в творческом процессе; мысленное манипулирование образами; восприятие объекта, переживания. Таким образом, можно сделать вывод, что воображение ребенка старшего дошкольного возраста тесно связано с действительностью, и первая форма связи заключается в том, что материалом детской фантазии являются умения и навыки и представления ребенка об окружающем его мире. Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Именно творческая деятельность делает ребенка существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Если ребенка научить реализовывать задуманное, то он постепенно начнет испытывать радость творчества, не замыкаясь в собственных фантазиях, а раскрывая себя все полнее в творческом созидании. Для этого педагогу необходимо способствовать развитию творческого воображения создавая необходимые педагогические условия: 1. Активизация интереса у детей в рисовании; 2. Свобода выбора материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними. 3. Система непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми; В ходе опытно-экспериментальной работы проверялась эффективность данных условий в экспериментальной работе.
Список литература 1. Петровский, А.В. Общая психология [Текст] / А.В. Петровский. - М.: Знание, 1977. - 345с. 2. Моканева, М.А. Ищем новые формы развития творчества дошкольников [Текст] / М.А. Моканева // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 7. – С. 83. 3. Коротаева, Е. Творческая педагогика для дошкольников [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 6. - С. 32-34. 4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. – С. 7. 5. Миронов, Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте // Начальная школа. - 2004. - № 6. - С. 33-42. 6. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. [Текст] / Т.Г. Казакова.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.- 255с.
|