Противоречия детской и взрослой логики. От 3 до 7 лет. |
Педагогика | |||
Автор: Автор Черныш Сергей Иванович. Соавтор Черныш Наталья Анатольевна. | |||
11.07.2023 14:23 | |||
Противоречия детской и взрослой логики. От 3 до 7 лет. Часть 1 Давайте рассмотрим характер общения взрослых. Единственный стержень общения — это логические построения. Интересы могут быть разнообразны, но они логичны. Другими словами взрослые общаются на едином языке, языке логического изложения, которая является устным выражением мысли. Может быть — разный интеллект, различна длина логической цепочки, понимание причины и следствия, во всём многообразии вариантов, но всё равно мы наблюдаем логическую связь, а не бессмыслицу. Логика трёхлетнего Р совершенно не ясна пятилетнему, а логика пятилетнего — загадка для семилетки. Из этого следует, что взрослый должен общаться с трёхлетним иначе, чем с четырёхлетним. Доводы приемлемые для трёхлетки, кажутся не убедительными для более старшего Р. Виды общения Р и взрослых. Р и воспитатели. Общение воспитателей с детьми подчинены целям и задачам, поставленным перед ДОУ. Цитирую: « «Программа» направлена на создание оптимальных условий для развития ребенка 5-6 лет, открывающих возможности его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника 5-6 лет». КОММЕНТИРУЮ — ЗАДАЧИ ПОЗНАВАТЬ МИР — НЕТ! Перед воспитателем ставится задача умело управлять группой, ставя посильные задачи и стимулируя их решение. Можно перефразировать: воспитатель, волей или неволей, создаёт иерархию в самооценке. Р понимает, что кто — то намного лучше его выполняет задачи и смиряется с этим не претендуя на то, чего не заслуживает. При этом, Р наблюдает свои сильные стороны и этой гордостью компенсирует горечь от того, что он выполняет хуже. Управление маленьким коллективом построено на командах «Построились попарно», «Взяли карандаши…». Воспитатель не может индивидуально общаться с каждым Р, это приведёт к перекосу принятой программы. Пока будут разъяснять Р то, что он не понимает, остальные потеряют интерес к уроку — чего нельзя допустить – «Семеро одного не ждут». Не устаю повторять вопрос — устроит ли родителей, что их дочь, которая учится в самом дорогом садике, в лучшей группе будет в числе отстающих? Для тех взрослых, которые заботятся о конкретном Р конкуренция значения не имеет, как и шкала сравнительной оценки. Р и родители (бабушки, дедушки). Рассчитывая, что профессионалы в детском саду априори профессионалы, в отличии от родителей, флаг воспитания и развития полностью отдают ДОУ. Дома взрослые (после работы) и дети (после садика) — отдыхают. Тем не менее, накопившееся вопросы требуют ответов в детском сознании, потому как в садике их задать не удалось, их «несут» домой. Взрослый снисходительно наблюдает, как Р начинает стремительно развиваться, задавая наивные и глупые вопросы. 3,5 года. — Мама, а почему снег белый, а солнце красное? «Очевидное не нуждается в доказательствах» — позиция взрослых, а Р в самом деле просит рассказать сказку о снеге и солнце. О Снежной королеве, которая уничтожает морозом и снегом всё живое окрашивая в один (белый) цвет, о том, как она спрятала Солнышко от земли, но Солнце собралось с силами и победило, давая жизнь, тепло, свет. Потому красный цвет — это символ жизни. Именно подобного ответа ожидает Р, вместо этого взрослые умничают, видимо потому, что сами не знают или не хотят сказать — такое понимание в сознании малыша. Так учёные за обилием специфических терминов прячут своё не понимание ответов на поставленные вопросы. К этому вопросу Р вернётся ещё не раз, изучая времена года, вращение земли, части света. На каждом этапе объяснение должно соответствовать уровню развития сообразно возрасту. Отсутствие желание объяснять очевидное приводит к фразам «Подрастёшь — узнаешь»; «Ты ещё маленький»! Представим, что к вам в офис принесли оргтехнику, вы интересуетесь — что это? Вам отвечают, что вы не достаточно развиты, чтобы понять. Такой ответ посчитаете хамством и формой унижения. Так почему по отношению к Р подобное считается нормой? Вы сами устанавливаете правила отношений с Р. Раз не отвечаете вы, он сам будет искать ответы или усмирит своё любопытство, что не допустимо. На рынке представлены бесчисленное количество развивающих логику игр, но нет пособий для взрослых, в которых бы учили детской логике. Как правильно отвечать детям разной возрастной группы? Каковы критерии? Но, по установившейся традиции, взрослые готовы учить, но не готовы учиться тому, как общаться с детьми, помогая им познать мир. Рассмотрим предметы программы первого класса. Каждый предмет является отдельным сектором познания. «Почему» — главный стимул развития в любой науке. Взрослый вовсе не всезнайки, которых уже ничего не интересует, они способны только вещать. Совсем нет. Любопытство есть один из главных мотивировок жизни. Сильный в одной сфере — дилетант в другой. Универсалов не бывает. Даже плохой врач лучше, чем пытающийся лечить аграрий. Если взрослый не знает ответ на вопрос Р, пусть старается вместе рассуждать, пытаясь в процессе, обучить Р поиску. Характеристика детских вопросов как глупых — крайне ошибочна. Пройдут годы и родители обращаются к выросшим детям, с просьбой помочь разобраться с компьютерной программой и встречают не желание. Почему? Потому, что вы просите объяснить очевидное, на что жалко уделять время. Тот же трафарет. Вы сами обучили «Не видишь, я занят»; «Я устал»; «Ты не видишь, мама убирает». То есть взрослый расставляет приоритеты — он занят делом, а Р нечего делать, а времени развлекать Р просто нет (да и желания). Р заинтересовался ответом на вопрос. Что важнее для мамы — быстро приготовить обед или долго и нудно объяснять очевидное? Принципиально разный ответ мамы и Р логичен и очевиден. Разные приоритеты. - Почему вода мокрая? Р не просит объяснять законы физиологии и дать определение рецепторам восприятия, он нуждается в совсем иной форме подачи информации. Переформатируем. Вы просите объяснить, как вывести напечатанный вами текст на печать принтера — вам начинают объяснять устройство компа и принтера. Вас это устроит? Для каждого возраста следует свой вариант ответа. Вода мокрая потому, что мы так чувствуем. Для рыб, лягушки, утки, цапли, выдры — вода вовсе не мокрая. Человек не может под водой дышать, а рыба не может дышать на суше. Ведь так? Мир детей — мир образных сказок. Не науки, а сказок. Сказки — это ролевые игры, в восприятии детей. Даше 6 лет. — Даша, быстренько надень тапочки, ты же кашляешь, — строго говорит мама. — А я и в тапочках кашляю, — грустно заметил ребенок. В понимании Р тапочки никакого отношения к кашлю не имеют. Надо объяснить эту связь и тогда, Р сам будет одевать тапочки, понимая, что это непосредственно влияет на кашель. Если этого не сделать, ограничившись замечанием, то подобная ситуация будет повторяться вновь и вновь. Рассказать сказку, в которой болеющая девочка, игнорировала тапочки и что с ней случилось из — за этого. Взрослые должны всячески развивать любопытство детей, а не заменять его послушанием. Нам проще изобретать подобие армейского устава, чем заниматься философскими рассуждениями. Послушание, а не развитие. - Почему поплавок плавает, а камень тонет? В поплавке есть маленькие пузырьки воздуха и они не хотят тонуть, а в камне их нет, потому он тонет. - Почему рыба может плавать по течению, ведь вода попадёт в жабры и она захлебнётся? На мой взгляд, нужны некие курсы для родителей, на которых они получат знания о детской логике. Собственно, это и побудило меня создать поурочную методику развития с 3 до 7 лет. Не нужно ничего изобретать, любой взрослый может ежедневно занимаясь по пятнадцать минут с четырёхчасовым перерывом, развивать Р, согласно возрасту усложняя задачи по плану. Взрослый должен стать проводником в познании мира, дать целостную картину развития для каждой возрастной группы, ориентируясь на индивидуальные особенности. Вместо этого, взрослые стремятся изобрести оптимальную форму управления Р. Не понимать свою роль в развитии, а именно в управлении. Появилось время и желание — давай поиграем или позанимаемся. Хорошо, пусть так. Р наблюдает это клише и копирует его. Он решает: «когда я захочу, будем делать то, что мне интересно…» Взрослый активно протестует против такой позиции. Чего требует сознание Р? Прозрачности. Каждое утро и вечер, в чётко определённое время с ним играют и занимаются, отставив все взрослые дела — такой распорядок разрушит хаос в отношениях. Роль взрослого в сознании Р должен иметь характер толкователя, а не категоричного наставника — воспитателя. Ученик в третьем классе задаёт вопрос учителю: - Свет — это солнце, оно светит. Цвет — это чёрный, белый, жёлтый, синий. Почему говорят, что на светофоре горит красный свет? Свет — это фонарик, а стекло можно поставить любого цвета. Вопрос понятен. Весь класс замер. Действительно, глупость какая – то. Свет светит, а цвет — это раскраска. Что ответит учитель? Даст историческую справку о происхождении светофора? По сути — верно, по уровню детского восприятия — нет. Чаще всего прозвучит некая форма стандартного ответа «Потому — что потому». Поднимет ли это авторитет учителя — толкователя? Очень сомневаюсь. Взрослый должен, в детском восприятии, иметь образ врача. Вы описываете чувство дискомфорта, описываете боль и спрашиваете «Что это?»; «Как к этому относиться?»; «Можно ли от этого избавиться?». Оппоненты, обоснованно, возражают — подобный подход вреден, так как социальную адаптацию заменяет индивидуальное, личностное общение. Согласен. Равный стремится к равному. Грамотный профессионал стремится к общению с коллегой, который интересен. Интересен, значит развит не менее его самого. Коллектив посредственностей выдавливает личность, как инородное тело. Но прогресс продвигают личности, личности, потенциал которых развивается с раннего детства (стихийно или намеренно). Позиция оппонентов подобна устоям старшины в армии, который видит своё назначение в том, чтобы обучить новобранцев уставному порядку. Единоначалие и идеальная управляемость — главные цели в структуре армии. Я же настаиваю на развитии любопытства, как главного стимула в развитии. Детскую логику взрослые желают переместить в сектор взрослой, просто слабо развитой. Пример. Задача для детей (развитие логики). Меня зовут Миша. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? Но Р намного интереснее получить ответы на те вопросы, которые он считает важными. - Почему солнце не падает на землю? - Почему птицы летают, а рыбы плавают? - Что такое время? - Зачем собаке хвост? Р пытается понять — в чём логика явления? Это требует усилия взрослых, которые предпочитают заменить детское любопытство своими вопросами: Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? Да, нужная игра развивающая логику, но не помогающая познать мир. Логика познания мира намного важнее логики математической, хотя и она необходима. - Почему у коровы есть рога, а у свиньи — нет? - Зачем взрослым дети? - Почему взрослые делают что хотят, а дети должны слушаться? Очень важно отвечать на вопросы, которые интересуют малыша, а не на те, на которые знаешь ответ. Р желает создать впечатления от явлениях окружающих его. - Почему вода течёт вниз? Ответ: «Ты лучше отгадай — Из какой посуды не едят? (Ответ: Из пустой). Наберите таз воды. Наберите чашку воды. - Как дети стремятся к маме, так маленькие части воды стремятся к морям и океанам. Смотри — поворачиваем чашку и вода хочет слиться с водой в тазу. Вода в тазу будет стараться слиться с водой в реке, а река постарается впасть в море или океан. Р понятен смысл, ясна логика происходящего, аналоговое сравнение (как ребёнок стремится к маме). Но подобному изложению ответов взрослых надо обучать. Взрослые же упорно желают учить и наставлять, но никак не учиться общению с малышом. Сила притяжения — абстрактный бред, для задавшего вопрпос. - Бабушка, почему самолёт не машет крыльями, как птица, ведь он тоже летает? Р не знает, что такое двигатель и как он работает, нужно ответить так, чтобы детская логика этот ответ приняла. Книга предлагает ответ: «Птица машет крыльями, чтобы поднять себя в воздух, а у самолета для этого есть двигатели». Ответ формальный в понимании Р. Птица машет крыльями, чтобы поднять себя в воздух, а почему индюк не машет крыльями, чтобы взлететь, или я не машу руками? Что такое двигатель? Как он работает? Ничего не понятно! Мы наблюдаем полное не понимание формата ответа, который бы восприняло детское сознание. - Ты сложил из конструктора машину и она ездит. Так люди изобрели такой конструктор, который если его сложить — он полетит. А птицы потому и называют птицами, потому что летают. Но люди приучили некоторых птиц и им незачем улетать — ведь люди о них заботятся. Куры тоже не летают, хотя у них есть крылья. Чтобы проиллюстрировать противоречие в понимании вопроса и ответа на него между взрослыми и детьми приведу пример вопроса и взрослого ответа. Спрашивает Соня, 5 лет: «Кто придумал слова?» Ответ: Слова — способ общения людей. Слов в нашей речи невероятное множество, и каждое из них обозначает что-то свое. Слово — своеобразный сигнал, который мы подаем другому человеку. Кошки используют для этого «мяу», собаки «гав», а вот у человека намного больше поводов пообщаться, поэтому еще очень давно простые звуковые сигналы он стал создавать так, чтобы они отличались друг от друга. Ведь не спросили — что такое речь? Не спросили — что такое слова? Вопрос прозвучал «Кто придумал слова?» То есть каково происхождение слов? Как они возникли? Кто принёс и зачем слова людям? Давайте детально проанализируем ответ. Предлагаю — давайте рассмотрим, что в детском сознании (пять лет) означают термины, упомянутые в ответе: «… речь, множество, своеобразный сигнал, звуковые сигналы». В пять лет словарный запас составляет около 2 500 слов. Но — эти слова находятся в кругу окружающих, совершенно осязаемых предметов. Стол, чашка, игрушка (существительные); дай, на, не хочу, прошу и т.д. Множество — это что? Своеобразный — это что? И т.д. Логика ребёнка — взрослые и дети общаются с помощью слов. А кто их придумал? Ответ должен быть односложен и понятен. В три — четыре года нужна сказка в виде ответа, в пять лет история полуправдивая. Я бы ответил так. - Ты видела совсем маленьких детей которые не умеют говорить? - Да. - Когда подрастут, детки стараются показать руками, что хотят (дай, на). Постепенно мышцы и сознание развивается на столько, что детки говорят не разборчиво, но говорят. Постепенно речь очищается от лишних звуков и превращается в сочетание слов. Подобно этому древние люди, от поколения к поколению, учились произносить слова, а затем предложения. Ты же тоже не сразу научилась говорить и произносить слова. Для пяти лет вполне прозрачное объяснение, но в 7-8 лет оно не достаточно, нуждается в дополнениях. Переходной период. Детская логика начинается в три года и заканчивается с первыми признаками полового созревания. Шаг за шагом нужно Р обучать взрослой логике, развивая детскую. Поясню. Пример. В три года Р легко усвоит (не умея считать), что у него и у братика одинаковое количество конфет — всё справедливо. Это детское восприятие математического знака равенство. Если подобное понимание постепенно развивать в игре «Дай и На», то мы развиваем понимание действий вычитания и сложения. Подбираем игры, сообразно возрасту и к первому классу понимание равенства, складывания и вычитания — совершенно естественны. Равенство, больше — меньше — это перемещение предметов с целью справедливого размещения. Мы делим яблоки между тремя куклами по справедливости (понимание равенства). У одной куклы больше, у другой меньше, как навести справедливость (равенство)? Забрать одно (лишнее яблоко) у одной куклы и передать той, у которой не хватает. У Р работает визуальная и абстрактная память. Перейти от такого понимания к усвоению математического определения равенства или уравнения очень легко. Представьте себе стресс Р, когда учитель в классе ему диктуют определение: «Уравнение – это равенство с переменной, значение которой надо найти». Как это? А Р семь лет! Уровень развития у семилеток очень разный, что связано с множеством объективных и субъективных причин. Большинство не готово к научному формату изложения и восприятия материала. К этому нужно годами готовить — иначе мы учим безумно зубрить. В начальной школе ассоциативная память главенствует над абстрактным мышлением. Дети увлекаются сказками, раскрасками, ролевыми играми. Что значит для их эмоционального восприятия определение: «Натуральным рядом N называют последовательность (множество) натуральных чисел, расположенных в порядке счёта предметов (в порядке возрастания) и разделённых запятой». Мы забыли, что дети — не взрослые. Дети не маленькие взрослые, это совершенно иная ипостась, отдельная. Удивительно, но неужели составители учебников для первого класса, действительно уверены, что детки поймут такое определение: «Звук представляет собой мельчайшую фонетическую единицу, которая выделяется в потоке речи». Или «Категория одушевленности/неодушевленности — это постоянный грамматический признак имени существительного. Чтобы выполнить морфологический разбор слова этой части речи, обязательно следует указать, одушевленное или неодушевленное имя существительное». К восприятию такого изложения надо учить годами. Я, в своей методике, уже с трёх лет учу пониманию имени существительного, иным частям речи. Предмет видим, чувствуем — значит он есть, он существует. Он существительное. В три года абсолютно понятно и логично. Говорю, голос, глаголю, глагол. Через аналоговые сказки довожу до сознания Р термины математики и русского языка. Для него, с годами, они совершенно естественны и имеют аналоговое восприятие. С трёх до семи лет нужно последовательно готовить Р к школьной программе, к умению учиться, к усвоению терминов и значений, правильному употреблению оных. Тогда произойдёт плавный переход из дошкольного возраста в школьный, перехода из класса в класс начальной школы. Детская логика — это совершенно иной порядок восприятия, иное понимание норм и правил. Представьте себе, что вас, взрослого человека, поселили в двухкомнатную квартиру с оригинальной мебелью. Вам чётко объяснили — что и где должно находиться, а за нарушение указанного порядка будете строго наказаны. Пока не привыкните к указанному порядку, будите бесконечно его нарушать, претерпевая наказания. Наконец, привыкли. Но вас тут же переводят в другую квартиру с иной мебелью, но с прежними порядками. Жуткое испытание. Так вот, перевод из класса в класс не подготовленного Р носит подобный характер. Не лень является причиной плохой успеваемости, а не подготовленность, не ребёнок виноват в этом — а взрослые. На мой взгляд, взрослыми не уделяется внимание важнейшей теме — адаптации Р в коллективе первого класса. Взрослые и дети видят ситуацию совершенно иначе. Рассмотрим подробнее. Группа детского сада — это коллектив индивидуумов, подвергшихся общим правилам дисциплины. Первый класс школы является периодом развития и завершения самооценки в рамках нового коллектива. Задания учителя воспринимаются как соревнования, с активным желанием победить. Таков старт. Не азбука, математика или предмет — окружающий мир, а разные площадки соревнований. Это совершенно естественная реакция. Взрослые считают, что в первом классе дети изучают предметы, которые, в совокупности, составляют пирамиду знаний, позволяющую получить профессию и познать мир. Диаметрально разный подход. Вылупившийся из яйца термит осматривается, с целью понять — кем он хочет стать: рабочим, солдатом, королём или королевой. Но с первыми шагами деятельности приходит понимание — кто он есть по генотипу. Точное подобие — происходит в душе первоклассника. Он хочет стать интересным для всех, авторитетным, в каком – то смысле — образцом. Всё существо его направлено к этому стремлению. Шкалу оценки, как судья, определяет ставящая задачи — учительница в ходе соревнования, которое называется урок. Речь идёт о первом полугодии первого класса. Чем могут помочь любящие взрослые своему чаду? Ничем! Они не только могли, но и должны были подготовить Р к подобной ситуации, но они не сделали этого. Ухоженная куколка, с роскошными бантами вдруг почувствовала себя в коллективе посредственностью, что косвенно подтвердила учительница. Она прилагает все возможные усилия, чтобы доказать не справедливость происходящего, но рано или поздно, понимает что усилия тщетны. «Раз так — я вообще в школу ходить не буду» — совершенно логичная позиция. Какие, доступные детскому восприятию, доводы предоставят взрослые, которые убедили бы Р добровольно идти в коллектив, в котором его не оценивают согласно самооценке? Никаких. Тогда вступает в силу веер карательных мер, что принуждает, помимо воли, идти в класс. Протест, в юной душе, длится не долго — Р смиряется с тем местом, с той ячейкой, в которую затолкали его взрослые и одноклассники. К пониманию своего места в рамках принудительно — стихийного коллектива первого класса надо тщательно готовить. Существующая специфика соревнований должна быть важным, но вторичным фактором. Первично — любопытство и стремление к познанию. Школа является подобием шахмат, но отнюдь не быстрых. «Я хочу понять, потому что мне интересно…», а не «Дети, кто быстрее решит задачку…». Раз три ученицы ответили первыми и их оценили, значит ли это, что логика решения уже не интересна основному классу? Увы, да. За это, уже, не похвалят — так какой смысл мучится — такова логика Р. Она совершенно естественна. Ей не возможно противостоять. На мой взгляд, только методические занятия с трёх (как пример) лет позволят создать иной фундамент восприятия. Взрослые совершают громадную ошибку, стараясь к поступлению в школу найти хорошего педагога. «Хороший педагог может внушить надежду, разжечь воображение и привить любовь к обучению». (Брэд Генри). Но не педагог, которому предоставили класс с совершенно разными детьми! Ведь вас интересует конкретно ваш ребёнок, а не показатель класса. Что может педагог — если уровень подготовки малыша не достаточен? Ничего! Не родители, не малыш будет стремиться к наиболее тесному общению с педагогом, а учитель неизбежно стремится к контакту с блестяще подготовленному первоклашке. Отныне именно он — гордость плодов усилий учителя. Учитель считает своей заслугой отличника младшей школы, которого конкретно он подготовил. Но из плохого сырья нельзя сделать хорошее изделие. Очень часто логика взрослых причина личной (большой или малой) трагедии Р. Взрослые мотивировки для детей не являются таковыми, чего выросшие члены семьи упрямо понять не желают, обвиняя малыша, что это он «не хочет понять». «Дети — это не раскраски. Вы не можете раскрасить их своими любимыми цветами». (Халед Хоссейни). Часть 2 Практическая. Дабы уйти от теоретизации проблемы вынужден обратиться к Карточкам Черныша (КЧ), не делая рекламы, как к наглядному примеру. Ребёнку три года. Родители начинают его готовить к школе, минуя взрослую логику. Первая буква алфавита «А». Что это? Три палочки, собранные определённым образом. Возьмём три палочки и сложив в виде буквы и попросим Р сделать тоже. Он старается. Фактически идёт привыкание к форме буквы. Умение быстро сложить букву — это достижение, которым Р гордится, демонстрируя ловкость и умение. Но отсутствует мотивировка к запоминанию. Дабы закрепить навык, разработаны определённые упражнения, которые вводят в ассоциативный мир буквы «А». Рассмотрим КЧ с буквой А. Даём покушать арбуз и указываем на слово арбуз, называем его. Показываем фотографии и настоящую ягоду. Предлагаем разные виды раскраски. Арбуз смётся, арбуз грустит, арбуз танцует. Время от времени показываем на карточке слово арбуз. Демонстрируем мультики с участием арбуза. Когда Р уверенно будет на карточке показывать слово арбуз, просим раскрасить этот участок карточки. Раскраски сохранить. Цель. Сто процентное запоминание карточки, для работы с ней (множество разработанных игр). Ассоциативное сочетание видов памяти приводит как к развитию их, так и прочному усвоению буквы. На карточках, специалисты разработали множество нюансов (вплоть до углублений (тактильная память), которые стимулируют умственное развитие. Так же поступаем и с остальными предметами, изображёнными на карточке. Перевернули карточку. Покажи слово акула. Если Р не сможет — дайте посмотреть короткое время. Допустим, навык получен и Р легко указывает на все четыре слова, в каком бы порядке вы их не называли на тыльной стороне (не раскрашенно) карточки. Новое заданеие. На обратной стороне карточки, точно так же раскрась слово арбуз. Р много раз переворачивает карточку, чтобы запомнить подобие. Невольно, столько раз, сколько он перевернул карточку, столько же раз он визуально встречается с буквой А и четырьмя словами. Что это — если не тренировка визуальной и абстрактной памяти? Слуховая память будет подключена на других буквах. И так по кажому слову. Раскладываем раскраски Р. Показываем ананас и просим указать слово на кароточке. Целый ряд подобных игр, позволяет визуально запомнить букву «А» и четыре слова, которые начинаются с неё. Буква «Б». Если взрослый, легко усваивает подобное, то память Р усваивает только то, что удивило, поразило. Поэтому изучение карточки с буквой «Б» должно выстраиваться по совершенно иным лекалам. Большой ошибкой будет изучать алфавит согласно установленному порядку размещения букв. Мы не учим алфавит — мы играем. Р безумно любит бабушку и называет её Аня, значит первые буквы А, Н, Я. Стойкий образ букв в памяти, позволит их складывать в определённом порядке. - Давай научимся складывать имя бабушки Ани и очень порадуем её. Р разрисовывает уже сами буквы А,Н, Я именно в этой последовательности. Когда успех будет достигнут, создайте атмосферу праздника. - Бабушка Аня, Дима очень старался и научился складывать твоё имя. Смотри! Р складывает имя. Бабушка и иные зрители хлопают в ладоши. Р отныне имеет стойкую мотивировку заниматься другими буквами. Если Р говорит не бабушка, а баба, То следующая буква будет «Б». А словосочетание БАБА АНЯ. Но это лишь одна игра с КЧ, детские психологи изобрели их множество, по мере взросления усложняя. К пяти годам регулярных занятий, строго по методике, Р сможет собирать не только сложные слова, но и простейшие предложения. В пять лет по КЧ начинается изучение математике, органично сочетая с закреплением материала по русскому языку. Данный пример мною приведен, чтобы показать модель методики обучения взрослыми детей с трёх до семи лет. Р привыкает к буквам, их сочетанию в словах, звучанию слов (слуховая память). Чаша познаний методично накапливается капля за каплей. В первый класс Р идёт уверенным шагом. Если память его одноклассников загружена полностью, а у некоторых даже не вмещвет програмных требований, то у подготовленного Р память занята не более чем на 20 -30%. Не потому что он умнее, он подготовленнее. Его никто не торопил научится считать до 99, каждая цифра имеет ассоцативное сочетание с буквой «О» = один = 1. Сказки с цифрами, загадки, задачки развивают логическое математическое мышление. Р не запоминает, он усваивает математическую модель построения. Пример 5,5 лет. К бабушке и дедушке в деревню приехало четверо внуков — три мальчика и одна девочка. Дружной командой начали играть на берегу речки. Но девочка ужасно боялась испачкать платье и потому вернулась домой. Мальчишки, когда обнаружили, что её нет, тут же помчались в избу, узнать почему она ушла. Около это истории разворачивается цела картина. Чтобы образы были усвоены, надо раскрасить бабушку, дедушку, каждого из трёх мальчиков, одну девочку и деревенскую избу. Кто жил в избе, до появления внуков? Р складывает отдельно бабушку и дедушку. Посчитай, сколько их? Конкретно эта история включает пятнадцать вопросов. Образная игра, позволяет обучать, не обучая. Р участвует в сказочной ситуации. Подобные игры исключают проблему по математике, характерную для 5 класса. В четвёротом класса учат складывать и вычитать, а в пятом дают задачи, которые необходимо «разложить» на простейшие действия, а сей навык отсутствует и наработать его совсем не просто. Сложение и вычитание зиждится на понятиях «на» и «дай». Если один даёт, у него уменьшается, а кто берёт — у него увеличивается. Цифры, числа погружены в мир сказок, которые породили запоминающиеся образы. Работая по подобным методикам, взрослые перестают неумело насаждать взрослую логику, им не нужно метаться в поисках выхода из «тупика» первого класса. Учителю не нужно будет «тянуть» и заставлять. Р в школе, с интересом познаёт мир. Не зубрить, а познавать. Четыре года он регулярно тренировал все виды памяти, бесконечно играя — какую конкуренцию может ему составить даже одарённый, но не подготовленный Р? Мне кажется, необходимо создать интернет площадку, на которой бы были представлены методики обучения для детей дошкольного возраста, с поурочными планами на года. Автор Черныш Сергей Иванович. Соавтор Черныш Наталья Анатольевна.
|