Предметный мир раннего детства (в соответствии с рекомендациями ПМК «Воробушки») |
Педагогика | |||
Автор: Дубровина Марина Вячеславовна Сафронова Марина Александровна | |||
17.06.2023 13:41 | |||
Предметный мир раннего детства (в соответствии с рекомендациями ПМК «Воробушки»)
воспитатели СП «Д/с «Золотой ключик» ГБОУ ООШ № 19 г. Новокуйбышевска Предметный мир раннего детства — это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка среда, которая способствует физическому, социально-личностному, познавательному, художественно-эстетическому развитию детей.
В каждой группе детского сада предметная среда должна соответствовать возрасту детей и быть развивающей. От того, какая среда окружает ребенка, зависит его физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие. Среда в группах раннего возраста должна учитывать особенности детей на данном этапе развития: ситуативность, интерес к предметам, повышенная двигательная активность. Единые требования, которые предъявляет ФГОС ДО к развивающей среде групп детского сада, – содержательная насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность. При этом среда не должна сводиться к какому-то набору игрушек. Предметный мир раннего детства – это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка обстановка. Поэтому, изучив рекомендации ООП ДО «Первые шаги», ПМК «Воробушки», мы оборудовали уголки совместной и самостоятельной деятельности: -игровой уголок «Жилая Комната» — направлен на развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей. В группе находятся бытовые предметы и игрушки, стимулирующие развитие предметной деятельности. Предусмотрено наличие одинаковых наборов игрушек, чтобы дети могли подражать друг другу в действиях с предметами и не ссорились из-за них Осуществляется развитие детей в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. - физкультурный уголок — включает атрибуты для подвижных игр, физкультурный материал для утренней гимнастики и нестандартное физкультурное оборудование для детей — «Дорожка здоровья». Осуществляется развитие детей в образовательной области «развитие». -музыкальный уголок — оснащен музыкальными инструментами, которые доставляют детям много радостных минут- погремушки, бубны, платочки, флажки. Музыкальные игрушки развивают музыкальный и фонематический слух, чувство ритма у малышей. Осуществляется развитие детей в образовательной области: художественно — эстетическое развитие. -уголок настольно-печатных и дидактических игр – в уголке находятся игры и игрушки для самостоятельной деятельности детей, (домашние и дикие животные, птицы, а так же дидактические пособия для совместной деятельности воспитателя с детьми. Осуществляется развитие детей в следующих образовательных областях: «Познавательное развитие», «Развитие речи». - уголок сюжетно — ролевых игр — «Семья», «Больница», «Магазин». В процессе этих игр развиваются коммуникативные навыки, дети воплощают социально-коммуникативное общение друг с другом. Игровые умения навыки закрепляют то, что дети узнали и чему научились в совместной деятельности с воспитателем. Игрушки для сюжетных игр побуждают малышей к разыгрыванию традиционных для данного возраста сюжетов, но для того, чтобы игра детей не превращалась в воспроизведение штампов, игрушки периодически обновляются, регулярно дополнятся новыми. Наряду с сюжетными игрушками предоставляется детям неоформленный материал — природный, бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей. Эти предметы также должны заменяться, чтобы стимулировать развитие воображения детей. -строительный уголок — в нем находится конструктор разного типа: деревянный, пластмассовый, «LEGO», мягкие модули. Дети с удовольствием играют в конструктор, используют их в разных видах детской деятельности — мягкие модули используются в двигательной деятельности, в качестве предметов заместителей в играх. Зона для игр со строительным материалом соседствуют с зоной сюжетных игр (таким образом, ребёнок, играя с сюжетными игрушками, может взять расположенные неподалёку кубики и построить домик и дорожку для кукол). -уголок «Шофёры» — включает машины разного вида: большие и маленькие, легковые и грузовые, трактора, мотоциклы, а также макет перекрестка, что позволяет в соответствии с программой формировать у детей первичные представления о машинах, улице, дороге. -уголок развивающих игр — направлен на сенсорное развитие, мелкой моторики, воображения, в него входят: пирамидки, вкладыши разной формы, детская мозаика, расстегайчики, игры забавы и т. д. -уголок природы — здесь знакомят детей с комнатными растениями и уходом за ними. В уголок входит: шесть видов комнатных растений, инвентарь для ухода за цветами, альбом «Времена года», паспорт комнатных растений. -уголок детского экспериментирования – уголок предназначен для проведения игр-экспериментов с детьми (с водой, песком, природным материалом и т. п.) - книжный уголок — в книжном уголке много яркой, красочной и интересной детской литературы. Дети самостоятельно могут брать книги, рассматривать их, на верхней полке находится литература для чтения детям. -театральный уголок – укомплектован различными видами театра, что бы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен- есть кукольный театр, настольный театр, пальчиковый театр. Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Сюда же входит уголок "ряжения" для театрализованных игр. -уголок изобразительной деятельности – в уголке изобразительной деятельности есть: фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, бумага для рисования, разного качества и формата, гуашь, кисти, акварельные краски. Весь материал используется в совместной деятельности по художественно- эстетическому развитию детей. Предусмотрен и «уголок уединения», где малыш может спрятаться, некоторое время побыть в одиночестве. Это отгороженный ширмой или занавеской уголок комнаты или домик, в котором могут поместиться 1 — 2 ребёнка. Важно отметить, что развивающая среда оснащена новыми, интересными, нестандартными пособиями и материалами ориентированными на современного ребёнка. Создавая насыщенную развивающую среду в группе, мы стремимся соблюдать все принципы и подходы по ее организации: Все материалы соответствуют возрасту, адекватны целям развития, находятся в свободном доступе и безопасны для малышей. Содержание образовательных уголков систематически меняется в соответствии с комплексно – тематическим планированием и интересами воспитанников, также обеспечивается возможность использования игрового оборудования в разных игровых ситуациях и разных видах детской активности, как мальчиками, так и девочками. В нашей группе каждый ребёнок имеет возможность свободы выбора деятельности, в которой он сможет сам получать знания об окружающем мире, развивать воображение, таланты и способности. Жизненное пространство в группе дает детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Наличие данных материалов и оборудования помогает воспитателю сделать жизнь детей в детском саду более интересной, разнообразной и будет способствовать развитию не только предметной деятельности, но и всестороннему развитию личности ребёнка. Список литературы Смирнова Е.О. Комплексная образовательная программа для детей ранне- го возраста «Первые шаги» / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учеб- ник», 2019. — 168 с. — (ФГОС дошкольного образования). Развитие игровой деятельности детей: методические рекомендации к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» / Л.Н. Галигузова — М.: ООО «Русское слово-учебник, 2019 (ФГОС дошкольного образования)
|