СИСТЕМА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ PECS В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С РАС |
Педагогика | |||
Автор: Нюкалова Екатерина Олеговна | |||
01.06.2023 22:15 | |||
СИСТЕМА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ PECS В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С РАС Расстройства аутистического спектра, с каждым годом становятся все более часто встречаемой проблемой среди дошкольников. Вопрос изучения данной темы, обусловлен ростом и разнообразием различных видов данного заболевания в совокупности с осложненными формами, а также сложностью проведения требуемых коррекционно-воспитательных работ. Само понятие аутизм, рассматривается, как нарушение психического развития личности. Это проявляется в проблемах взаимодействия с окружающим миром и людьми, а также в формировании эмоциональных отношений.
Детям, с проблемами аутистического спектра, свойственно своеобразное формирование речи, которое проявляется в недостаточности ее коммуникативной направленности. Эти проблемы с коммуникацией могут совершенно по-разному проявляться, как от поверхностного, быстрого произношения речи, так и до полного ее отсутствия. Очень часто, дети с РАС могут абсолютно не реагировать на обращенную в их сторону речь, а также использовать стереотипную модель общения. Иногда бывают сложности в понимании смысла речи и неспособности поддержать диалог с другими людьми. Все эти трудности требуют коррекции и в позитивном ключе, полного исключения. Системы альтернативной коммуникации являются необходимым компонентом обучающей программы для ребенка с РАС. Выбор подходящей системы может существенно облегчить обучение ребенка. Исходя из всего вышеперечисленного следует уточнить, что для достижения поставленного результата коррекционную работу с детьми, имеющими аутизм, стоит начинать как можно раньше, поскольку так увеличивается шанс более точно определить и подобрать необходимый методический аппарат и инструментарий. Таким образом, перед специалистами стоит задача обучить детей и сформировать у них необходимые для жизни в социуме способности и навыки. Система альтернативной коммуникации PECS – одна из наиболее популярных для обучения детей с РАС, данная система коммуникации была разработана Лори Фрост (LoriFrost) и Энди Бонди (AndyBondy) в 1985 году и базирующуюся на принципах прикладного анализа поведения или АВА – терапии. PECS – система, которая позволяет ребёнку с РАС общаться при помощи карточек, и заключается в том, чтобы подвести детей к коммуникации, которая исходила бы от них самих. Это своего рода модель речи, в которой вместо слов используются изображения. Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать. Конечная цель занятий – ребёнок научается сообщать о желании получить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями. Основные преимущества использования системы РЕСS:
Использование РЕСS не только не тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его – благодаря парированию словесного и визуального стимула в процессе обмена. Еще до того, как обучать ребенка первичным навыкам коммуникации с помощью карточек РЕСS, следует основательно подготовиться к обучающему процессу. Необходимо учитывать все аспекты личности ребёнка: психические возможности; интеллект и физические способности. Важным аспектом в этой работе является определение стимулов и мотивов для каждого отдельного ребенка. Ввиду того, что на первоначальном этапе производится обучение навыков, с помощью которых ребенок выражает свои просьбы, желательно определить круг интересов ребенка, и те предметы и действия, которые он обычно просит. Это можно сделать с помощью наблюдения за ребенком и записать данные в таблицу. В работе можно применять различный развивающий и игровой инструментарий: мячи, волчки, мыльные пузыри, и не только. Специалисту следует наблюдать за тем какие вещи и предметы интересуют ребёнка, к чему он тянется, чем любит заниматься ребенок в свободное время; что он любит есть – как во время обычных трапез, так и когда получает что-нибудь вкусненькое; что любит пить, с кем любит проводить время; куда любит ходить, а также чего особенно не любит. После того, как мотивационные стимулы определены, следует подготовитьматериалы:
На первом этапе обучения по системе РЕСS ребенка учат подавать карточку партнеру по коммуникации с цельюполучить желаемое. Алгоритм действий выглядит следующим образом: ребенок воспринимает мотивационный стимул, выбирает соответствующую картинку, протягивает ее наставнику и оставляет в его руке. Так формируется навык подачи карточки, а не выбора предмета или озвучивание просьбы. На данном этапе важно определить весь спектр интересов ребенка, т.к. необходимо будет использовать только один предмет и только одну карточку. Обучение проводится до техпор, пока ребенок не произведет действие самостоятельно и целенаправленно. Тренировки повторяются в течение дня до30-40 раз. Основной целью второго этапа является закрепление и обобщение сформированных ранее навыков: передачапартнеру по коммуникации карточки с целью получения желаемого предмета. Ребенка учат преодолевать расстояние, проявлять настойчивость. Основные усилия на втором этапе направлены на усложнение реакции ребенка. Его учат переходить из помещения в помещение, чтобы найти «коммуникативного партнера» или карточку-изображение, обращаться с просьбой к разным партнерам, включая сверстников, сопровождать просьбу взглядом. Стоит отметить, что данный этап обучения по системе РЕСS фактически никогда не прекращается, так как для любой новой карточкиследует отработать множество вариантов. Навыки применения конкретно карточки ребенком формируются в различных коммуникативных ситуациях. По мере овладения ребенком навыками применения карточек в различных коммуникативных ситуациях с учетом его потребностей следует приступать к формированию умений различать символы, необходимые для коммуникации. Третий этап обучения направлен на формирование умений различать карточки на основе имеющихся первичныхнавыков коммуникации, т.е. следует научить ребенка выбирать из всех находящихся в поле зрения именно ту карточку, которая соответствует ситуации общения и собственным потребностям ребенка. На четвертом этапе необходимо добиваться усложнения реакции: ребенку необходимо выразить свою потребностьили желание используя не одну карточку-изображение, а несколько. Он складывает из них предложение, используя специальную полоску со скотчем. То есть на данном этапе происходит формирование фразы и навыков составления простейшей модели предложения. Конечным результатом, проводимой работы должно стать умение ребенка предъявлять просьбы с помощью фразы. Как правило, используется символ «Я хочу». На этом же этапе происходит формирование таких важных коммуникативных навыков как, просьба о помощи, ответы на вопросы, просьба о перемене или перерыве в деятельности, выполнение инструкции «Подожди». Необходимо учить ребенка использовать в устной речи и посредством карточек дополнительные слова (в основном прилагательные) и строить фразы из 3-4 слов-символов. Такого вида работа по расширению предложения может быть представлена упражнениями по выкладыванию в правильной последовательности на полоске со скотчем символов «Я хочу» + символа прилагательного «красный» + изображения предмета «карандаш». Далее полоску с построенным предложением ребенок должен передать коммуникативному партнеру. Основной целью пятого этапа является формирование умения реагировать на вопрос «Что ты хочешь?». Этопроисходит лишь в том случае, если инициатива ребенка закрепилась. Ребенок должен научиться реагировать не только на указания окружающих, но собственные желания и потребности. В виду того, что многие дети с РАС имеют трудности в проявлении инициативы и обращении к окружающим, следует добиваться адекватных реакций на вопрос «Что ты хочешь?». Иначе можно спровоцировать подавление не только инициативы ребенка, но и дальнейшего развитиясоциальных навыков и потребности в общении. На шестом этапе формируются умения комментировать происходящее с тем, чтобы привлечь вниманиеокружающих. Так ребенок может указывать пальцем в небо и произносит: «Птичка! Мама, смотри – птичка!». Такое поведение является результатом желания привлечь внимание мамы, а не получить птичку в свои руки. Однако проблема заключается в том, что у детей с аутизмом потребность в социальных поощрениях выражена гораздо меньше, чем в самих предметах. Поэтому обучение комментированию следует начинать с формирования соответствующей реакции на вопрос «Что ты видишь?». После того, как ребенок научится различать вопрос «Что ты видишь?» от «Что ты хочешь?», можно приступать к формированию умений спонтанно комментировать коммуникативную ситуацию, без опоры на мотивирующие вопросы. К концу шестого этапа ребенок может выражать не только свои желания и потребности, но и проявлять инициативу в общении, комментировать окружающее и строить простые предложения, состоящие из 2-4 слов (как правило, это глагол, прилагательное, существительное). С этой целью возможно применение существующих в отечественной логопедии методик формирования грамматических конструкций, связной речи, обучения грамоте и пр. В ходе анализа отмечается, что система альтернативной коммуникацииPECS является эффективной не только для речевого развития, но и способствует взаимодействию с окружающими людьми. В ходе коррекционных и развивающих занятий условия, созданные педагогом, благоприятно влияют на развитие у дошкольников с РАС потребности в коммуникации, во взаимодействии. Также эти условия положительно влияют на развитие всей структуры коммуникации и саморегуляции. Однако, стоит отметить, что для достижения определенных результатов в работе с детьми определенной категории недостаточно использовать систему альтернативной коммуникации PECS только во время пребывания ребенка в образовательном учреждении, необходимо, чтобы данный метод использовался и дома, в повседневной жизни ребенка.
|