Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Социализация детей с особыми образовательными потребностями посредством изучения знаков и символов современного мира»
Педагогика
Автор: Пислегина Лариса Николаевна   
01.05.2023 06:12

«Социализация детей с особыми образовательными потребностями посредством изучения знаков и символов современного мира»«Социализация детей с особыми образовательными потребностями посредством изучения знаков и символов современного мира»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Автор: воспитатель высшей квалификационной категории Пислегина Лариса Николаевна. г. Югорск 2023 год.

Социализация или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми.

Научить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья говорить, обращаться за помощью, читать, писать, коммуницировать — это и есть социализация.

 

Скачать конспект

Современный мир многогранен и порой обычному, человеку очень сложно ориентироваться в знаковой системе, в сложных графических изображениях, символах, буквах, цифрах и т.п.

Знаки и символы повсюду окружают человека. Ребёнок, рождаясь, попадает в мир условностей, он должен научиться понимать и оперировать знаками всякого рода. Обучение в школе, трудовая, профессиональная деятельность широко использует знаки и символы.

Чтобы эффективно и планомерно вести работу по социализации детей мы изучали и продолжаем изучать знаки, символы, которые уже придуманы человечеством — это естественные, функциональные и конвенциональные знаки.

Знак — это материальный, чувственно воспринимаемый предмет, служащий представителем другого предмета, явления, процесса.

Например: математические знаки, дорожные знаки, знаки препинания и др.

Символ — это образ, являющийся представителем других образов, содержаний, отношений (

Примером может служить — книга, как символ знаний, голубь — символ мира и т.п.

Знаковая система — система знаков как средств коммуникаций (язык — знаковая система, которым пользуется человек для выражения своих мыслей, в общении с другими людьми)

Знаковая система речи представляет собой богатейшее средство для хранения, обработки и дальнейшей передачи информации.

Каким же образом сформировать знания знаково-символической системы у детей с ограниченными возможностями здоровья?

Ребёнок с сохранным интеллектом активно использует уже сложившиеся знаковые системы. Чего нельзя сказать о детях с ОВЗ с их «закрытостью» значений предметного действия и конкретностью восприятия предмета.

Для того, чтобы детям было легче усвоить знания о знаках и символах мы создали проект на тему: «Создай свой знак». В ходе проектной деятельности мы с детьми учились основам кодирования и декодирования информации. Мы пробовали закодировать или преобразовать информации из одной ее формы представления в другую, наиболее удобную для её хранения, передачи или обработки.

Задачи, поставленные в ходе реализации проекта:

  • способствовать умению детей выделять и изображать графические символы (инициалы)
  • формировать умение детей называть свой возраст и домашний адрес, имена всех членов семьи
  • формировать умение декодировать созданный знак, т.е. рассказать (воспроизводить) информацию о себе, опираясь на значок
  • повышать компетентность родителей в данном вопросе.

Продуктом проектной

деятельности стали значки, опираясь на которые ребёнок с диагнозом ТМНР придя в школу, оказавшись в незнакомом месте, потеряв родителей в магазине или в поликлинике, может чётко рассказать о себе. Например: «Меня зовут..., мне... лет, я живу... (адрес), у меня есть мама., папа., брат, сестра»

Этот метод работы оказался наиболее эффективным для детей с диагнозом ТМНР.

Далее, чтобы закрепить знания детей о значении знаков,

информации, которую он несут, мы решили создать игру, которую назвали: «Я-дом-

социум»:

В результате использования данной игры дети начали применять свои знания в повседневной жизни.

Родители воспитанников приняли активное участие в проектной деятельности и создали дома знаки по образцу для всех членов семьи, что позволило закрепит знания детей.

- первый блок «Я и моя семья» — он представляет собой информацию, которую ребёнок должен

знать о себе и о своих близких — это имя и фамилия, возраст, адрес, принадлежность к семье.

- второй блок называется «Дом» — сюда входит информация о правилах безопасного поведения дома (острые, колющие и режущие предметы, лекарства и бытовая химия, окно и балкон, газ, электроприборы).

-третий блок «Социум» — правила поведения в общественных местах (больница, магазин, транспорт, музей, школа, лес).

Дети учатся находить нужные знаки пиктограммы, которые подходят к той или иной картинке. Например, в блоке «Социум», выбрана картинка «больница», она находится по центру. Далее ребёнок вспоминает правила поведения в больнице и находит знаки, которые обозначают, что, придя в больницу необходимо сдать верхнюю одежду в гардероб, далее — взять талон на приём к врачу, затем найти кабинет врача, что в больнице шуметь нельзя.

Это те базовые знания, которые пригодятся ребёнку во взрослой жизни.

Играя в данную игру много раз, дети запоминают пиктограммы, условные обозначения, учатся правильно озвучивать информацию о себе, запоминают правила безопасного поведения дома, закрепляют знания о правилах поведения в социуме.

Для закрепления знаний мы создали памятки, которые помогут детям закрепить знания дома с родителями.

Данные памятки родители могут взять с собой, например при посещении вместе с ребёнком музея и уже непосредственно в музее, опираясь на памятку повторить правила поведения, тем самым не доставляя дискомфорт окружающим своим поведениям, иногда не совсем правильным (дети с ОВЗ могут кричать, брать экспонаты, мешать другим посетителям музея и экскурсоводу). Памятки помогают родителям социализировать детей и без приятственно посещать различные социальные объекты

Электроприборы

Памятки для детей о правилах

безопасного поведения дома

С помощью памятки «Безопасное поведение в быту» мы закрепляем представления детей о безопасности — сюда входят такие микроблоки:

  • электроприборы
  • моющие и лекарственные средства
  • окно и балкон
  • колющие и режущие предметы

Таким образом, развитие умения воспитанников ориентироваться в знаковой системе современного мира создает базу для дальнейшего формирования социальных навыков.

Данную систему работы можно использовать с детьми, имеющими:

  • речевое недоразвитие
  • нарушением эмоционально-волевой сферы
  • испытывающими коммуникативные трудности
  • детьми с выраженными нарушениям интеллектуальной деятельности
  • а также с детьми, имеющими норму развития.

Спасибо за внимание!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год