Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Реализация преемственности образования и сопровождение одаренных воспитанников и обучающихся в гимназии».
Педагогика
Автор: Сударкина Инна Владимировна   
20.03.2023 06:37

«Реализация преемственности образования и сопровождение одаренных воспитанников и обучающихся в гимназии».«Реализация преемственности образования и сопровождение одаренных воспитанников и обучающихся в гимназии».

Автор: педагог-психолог Сударкина И.В. МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17» (Дошкольное отделение).

«От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».

В.А. Сухомлинский

В последнее время актуальность и важность раннего выявления и решения проблем развития одаренности возрастают. Это связано с увеличением числа одаренных детей, происходящими социально-экономическими изменениями в государстве и повышенным интересом к одаренным детям, чей интеллектуальный и творческий потенциал является главным капиталом страны.

 

Работа по выявлению признаков одарённости должна сочетать в себе две противоположные характеристики: охват по возможности большей части воспитанников и обучающихся ( «массовость»), а также индивидуальную ориентацию. Исходя из этого, необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, педагогов, узких специалистов, законных представителей (родителей).

Ребенок с признаками одаренности в дошкольном возрасте — не такая уж редкость. Однако не каждый сохраняет и приумножает свой талант. Результатом отсутствия компетентной поддержки такого ребенка является значительное сокращение числа талантливых молодых людей на среднем и старшем уровнях общего образования. Кроме того, ранний возраст обычно наиболее уязвим для одаренных детей. Часто в первую очередь окружающие отмечают не творческие способности таких детей, а их эмоциональные и поведенческие особенности, а также неравномерность психического развития, когда одни навыки развиваются гораздо быстрее, а иногда и вредят другим. Например, эмоциональная реактивность; конфликтность, агрессивность, импульсивность; задержка в развитии речи; недостаточное развитие навыков самообслуживания, хаотичность (поведение, а также другие психические процессы — внимание, память).

С введением ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности как единого процесса в гимназии. При таком подходе психолого – педагогическое сопровождение выступает как неотъемлемый элемент обучения, воспитания и развития нового поколения. Преемственность — это эффективное поступательное развитие ребенка, построение одной важной линии, которая обеспечивает его успешный переход на следующий этап развития. Непрерывность и непрерывность образования особенно эффективны, и эта модель реализует наше учебное заведение.

Опыт работы нашего учебного заведения – МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17» заключается в том, что воспитание и образование детей у нас – это естественный неразрывный процесс. Преемственность образования во всех ее формах – это наша среда и наша система координат, мы не отделяем дошкольное образование от начального общего, общее образование от дополнительного. Наш коллектив – это команда профессионалов: воспитатели, учителя, специалисты, психологи, методисты, под руководством директора — мы все работаем вместе, непрерывно находимся рядом с детьми в том возрасте, когда закладывается фундамент развития их творческих способностей. И мы считаем, что в той или иной мере талантом наделен каждый ребенок.

В раннем возрасте, когда у детей еще не развиты навыки самообслуживания, когда они еще только учатся говорить и понимать других, учатся взаимодействовать с другими (взрослыми и сверстниками), сложно и, казалось бы, совсем невозможно заметить их одаренность. Но это не совсем так. На признаки одаренности указывает наличие устойчивого интереса к определенному виду деятельности или области знания, настойчивость в достижении желаемого, стремление добиться результата практически любой ценой. Часто с самого раннего детства дети, обладающие особыми способностями, отличаются от других своим поведением, своими эмоциональными реакциями, темпами психического и физического развития. Иногда они долго не говорят, часто физически неловки, и почти всегда у них есть сложности во взаимоотношениях с другими. Они готовы заниматься тем, что им интересно с удивительным упорством, и в то же время отказываются от других видов деятельности. Хочется так же отметить, что дети дошкольного возраста большую часть времени проводят в ДО, а не в кругу семьи. Вот почему нам так важно заметить признаки одаренности ребенка, обратить на это внимание его родителей, и конечно, поддержать интерес, предоставить ребенку возможность развивать свои способности.

В МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17» реализуется программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей. Она включает в себя своевременную диагностику возможностей, адекватное содержание обучения и воспитания, внедрение личностно — ориентированной и развивающей технологий, психологическое и педагогическое сопровождение обучающихся, побудительно-интенсифицирующую деятельность педагогических работников.

Основные задачи по программе психолого-педагогического сопровождения «Одаренный ребенок»: Создать условия для развития одаренного ребенка. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.

  1. Создать условия для развития субъектной позиции одаренного ребенка. Данная задача решается средствами взаимодействия в системе педагог — ребенок- родитель.
  2. Отслеживать особенности развития одаренного ребенка на различных возрастных этапах. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности.
  3. Повысить психолого-педагогическую компетенцию педагогов, родителей, других взрослых по вопросам сопровождения развития одаренного ребенка

Этапы сопровождения развития одаренного ребенка:

  1. Первый этап диагностический. Он предполагает открытие и констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, педагогов и других людей, имеющих контакт с ребенком. Знакомя родителей с возрастными особенностями детей, педагоги вместе с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка. Несоответствие индивидуального статуса озрастным закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как усиление внимания к ребенку с целью определения его индивидуального пути развития.
  2. Второй этап уточнение выявленной одаренности ребенка, проведение психолого-педагогической диагностики. На этом этапе осуществляется сбор дополнительной информации от других педагогов, родителей, проводится тестирование. Затем осуществляются обобщение всей информации о ребенке, определяется группа сопровождения и условия для развития одаренного ребенка. Специалисты сопровождения устанавливают конкретные задачи для каждого субъекта сопровождения, разрабатывают индивидуальные программы и рекомендации по сопровождению одаренного ребенка.
  3. Третий этап — проведение развивающей работы с одаренным ребенком в группе или кружке, студии, секции; консультативной и другой работы с родителями. На данном этапе активно используют возможности нашего учреждения так и возможности учреждений дополнительного образования.
  4. Четвертый этап — анализ промежуточных результатов сопровождения одаренного ребенка. На этом этапе психологи, педагоги и другие специалисты проводят в середине, конце учебного года и по необходимости диагностику успешности развития одаренного ребенка и корректировку его индивидуальной образовательной программы. Педагоги дополнительного образования организуют разнообразные формы презентаций результатов развития одаренного ребенка: выставки авторских работ, сольные концерты, моно-спектакли, фестивали, конкурсы и др.

Работа с детьми в гимназии направлена на создание условий для выявления и развития одаренных детей, а также создания среды, способствующей формированию и реализации их потенциальных творческих способностей в области проектной и исследовательской деятельностей. Педагоги используют индивидуальные и групповые задания для обучения, ориентируют школьников на работу с дополнительной литературой. Индивидуальная, групповая работа предполагает практические задания, проектную деятельность, работу с дополнительным материалом.

К основным формам работы с одаренными детьми в образовательной организации относятся:

  • летняя и зимняя школы подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников;
  • дистанционная школа;
  • дистанционные олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции;
  • математическая школа «Пифагор»;
  • очные и заочные конкурсы, викторины для эрудитов и.д.;

В учебный план образовательного учреждения включаются программы факультативных и элективных курсов и, соответственно, увеличивается из года в год процент вовлечения детей в эту работу. Система дополнительного образования гимназии позволяет развить интересы ребёнка в различных областях. В гимназии функционирует 23 кружка интеллектуальной направленности: «Робототехника»; «Пиктограммы»; «Графичекский дизайн»; «Основы программирования»; «Основы алгоритмизации»; «Cuboro» и т.д.

Важным условием является создание классов с углублённым изучением предметов, профильных групп, инженерных классов. В специализированных классах (IT- направление), где на углубленном уровне изучаются предметы: «Математика», «Информатика», вводятся учебные курсы: «Введение в инженерную специальность», «Основы инженерного дела». Инженерный класс и классы IT-направления нацеливает ребят на работу по техническим специальностям.

Наличие классов с углубленным изучением русского, английского, экономики – возможность реализовать лингвистическое, социально-экономическое направление в деятельности одарённых детей.

Возможности МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17» с учетом преемственности позволяют нам вовремя заметить проявления отдельных способностей или общей одаренности ребенка, поддержать их развитие, и в то же время создать благоприятные условия для формирования и развития его способностей, а так же создавать условия для плавного, не травмирующего психику ребенка, перехода от одной ступени обучения к другой.

  1. В гимназии созданы условия для развития способностей воспитанников (дошкольное отделение) и обучающихся, их активизации.
  2. Ведётся база одарённых детей.
  3. Ведётся аналитическая работа с целью перспективного увеличения количества одарённых детей в гимназии, за счёт привлечения к участию в олимпиадах, конкурсах.
  4. Большая часть педагогов проводит работу с одарёнными учащимися, учитывая специфику деятельности.
  5. Гимназия четвёртый год является ресурсным центром по работе с одарёнными детьми.
  6. По сравнению с прошлым годом количество призёров регионального этапа увеличилось на 1 человека, эффективность участия составила 20%, это на 6% выше, чем в прошлом учебном году.

В каждом из нас дремлет и ждет своего часа сказочная птица, и надо только чуть-чутьей помочь, чтобы она расправила свои крылья…

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год