«Реализация преемственности образования и сопровождение одаренных воспитанников и обучающихся в гимназии». |
Педагогика | |||
Автор: Сударкина Инна Владимировна | |||
20.03.2023 06:37 | |||
«Реализация преемственности образования и сопровождение одаренных воспитанников и обучающихся в гимназии». Автор: педагог-психолог Сударкина И.В. МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17» (Дошкольное отделение). «От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям». В.А. Сухомлинский В последнее время актуальность и важность раннего выявления и решения проблем развития одаренности возрастают. Это связано с увеличением числа одаренных детей, происходящими социально-экономическими изменениями в государстве и повышенным интересом к одаренным детям, чей интеллектуальный и творческий потенциал является главным капиталом страны.
Работа по выявлению признаков одарённости должна сочетать в себе две противоположные характеристики: охват по возможности большей части воспитанников и обучающихся ( «массовость»), а также индивидуальную ориентацию. Исходя из этого, необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, педагогов, узких специалистов, законных представителей (родителей). Ребенок с признаками одаренности в дошкольном возрасте — не такая уж редкость. Однако не каждый сохраняет и приумножает свой талант. Результатом отсутствия компетентной поддержки такого ребенка является значительное сокращение числа талантливых молодых людей на среднем и старшем уровнях общего образования. Кроме того, ранний возраст обычно наиболее уязвим для одаренных детей. Часто в первую очередь окружающие отмечают не творческие способности таких детей, а их эмоциональные и поведенческие особенности, а также неравномерность психического развития, когда одни навыки развиваются гораздо быстрее, а иногда и вредят другим. Например, эмоциональная реактивность; конфликтность, агрессивность, импульсивность; задержка в развитии речи; недостаточное развитие навыков самообслуживания, хаотичность (поведение, а также другие психические процессы — внимание, память). С введением ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности как единого процесса в гимназии. При таком подходе психолого – педагогическое сопровождение выступает как неотъемлемый элемент обучения, воспитания и развития нового поколения. Преемственность — это эффективное поступательное развитие ребенка, построение одной важной линии, которая обеспечивает его успешный переход на следующий этап развития. Непрерывность и непрерывность образования особенно эффективны, и эта модель реализует наше учебное заведение. Опыт работы нашего учебного заведения – МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17» заключается в том, что воспитание и образование детей у нас – это естественный неразрывный процесс. Преемственность образования во всех ее формах – это наша среда и наша система координат, мы не отделяем дошкольное образование от начального общего, общее образование от дополнительного. Наш коллектив – это команда профессионалов: воспитатели, учителя, специалисты, психологи, методисты, под руководством директора — мы все работаем вместе, непрерывно находимся рядом с детьми в том возрасте, когда закладывается фундамент развития их творческих способностей. И мы считаем, что в той или иной мере талантом наделен каждый ребенок. В раннем возрасте, когда у детей еще не развиты навыки самообслуживания, когда они еще только учатся говорить и понимать других, учатся взаимодействовать с другими (взрослыми и сверстниками), сложно и, казалось бы, совсем невозможно заметить их одаренность. Но это не совсем так. На признаки одаренности указывает наличие устойчивого интереса к определенному виду деятельности или области знания, настойчивость в достижении желаемого, стремление добиться результата практически любой ценой. Часто с самого раннего детства дети, обладающие особыми способностями, отличаются от других своим поведением, своими эмоциональными реакциями, темпами психического и физического развития. Иногда они долго не говорят, часто физически неловки, и почти всегда у них есть сложности во взаимоотношениях с другими. Они готовы заниматься тем, что им интересно с удивительным упорством, и в то же время отказываются от других видов деятельности. Хочется так же отметить, что дети дошкольного возраста большую часть времени проводят в ДО, а не в кругу семьи. Вот почему нам так важно заметить признаки одаренности ребенка, обратить на это внимание его родителей, и конечно, поддержать интерес, предоставить ребенку возможность развивать свои способности. В МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17» реализуется программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей. Она включает в себя своевременную диагностику возможностей, адекватное содержание обучения и воспитания, внедрение личностно — ориентированной и развивающей технологий, психологическое и педагогическое сопровождение обучающихся, побудительно-интенсифицирующую деятельность педагогических работников. Основные задачи по программе психолого-педагогического сопровождения «Одаренный ребенок»: Создать условия для развития одаренного ребенка. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.
Этапы сопровождения развития одаренного ребенка:
Работа с детьми в гимназии направлена на создание условий для выявления и развития одаренных детей, а также создания среды, способствующей формированию и реализации их потенциальных творческих способностей в области проектной и исследовательской деятельностей. Педагоги используют индивидуальные и групповые задания для обучения, ориентируют школьников на работу с дополнительной литературой. Индивидуальная, групповая работа предполагает практические задания, проектную деятельность, работу с дополнительным материалом. К основным формам работы с одаренными детьми в образовательной организации относятся:
В учебный план образовательного учреждения включаются программы факультативных и элективных курсов и, соответственно, увеличивается из года в год процент вовлечения детей в эту работу. Система дополнительного образования гимназии позволяет развить интересы ребёнка в различных областях. В гимназии функционирует 23 кружка интеллектуальной направленности: «Робототехника»; «Пиктограммы»; «Графичекский дизайн»; «Основы программирования»; «Основы алгоритмизации»; «Cuboro» и т.д. Важным условием является создание классов с углублённым изучением предметов, профильных групп, инженерных классов. В специализированных классах (IT- направление), где на углубленном уровне изучаются предметы: «Математика», «Информатика», вводятся учебные курсы: «Введение в инженерную специальность», «Основы инженерного дела». Инженерный класс и классы IT-направления нацеливает ребят на работу по техническим специальностям. Наличие классов с углубленным изучением русского, английского, экономики – возможность реализовать лингвистическое, социально-экономическое направление в деятельности одарённых детей. Возможности МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17» с учетом преемственности позволяют нам вовремя заметить проявления отдельных способностей или общей одаренности ребенка, поддержать их развитие, и в то же время создать благоприятные условия для формирования и развития его способностей, а так же создавать условия для плавного, не травмирующего психику ребенка, перехода от одной ступени обучения к другой.
В каждом из нас дремлет и ждет своего часа сказочная птица, и надо только чуть-чутьей помочь, чтобы она расправила свои крылья…
|