ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Педагогика | |||
Автор: Бурова Анастасия Евгеньевна | |||
15.01.2023 20:27 | |||
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Бурова Анастасия Евгеньевна Студент НТГСПИ (ф) ФГАОУ ВО РГППУ Научный руководитель: Трофимова Елена Давидовна к.п. н., доцент кафедры ППО НТГСПИ (ф) ФГАОУ ВО РГППУ Аннотация: В статье представлено определение познавательного развития, его структура, рассмотрены особенности проявления познавательного интереса и познавательной активности у старших дошкольников, даны характеристики электронных образовательных ресурсов и выявлены преимущества создания локального банка электронных образовательных ресурсов в дошкольной образовательной организации для познавательного развития воспитанников. Ключевые слова: старший дошкольный возраст, познавательное развитие, электронные образовательные ресурсы.
ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES AS A MEANS OF COGNITIVE DEVELOPMENT OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN Burova Anastasia Evgenievna Scientific adviser: Trofimova Elena Davidovna Abstract: The article presents the definition of cognitive development, its structure, the features of cognitive interest and cognitive activity in older preschoolers are considered, the characteristics of electronic educational resources are given and the advantages of creating a local bank of electronic educational resources in a preschool educational organization for the cognitive development of pupils are revealed. Keywords: senior preschool age, cognitive development, electronic educational resources. Познавательное развитие детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современного образования. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и удивляться им. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования познавательное развитие выделено, как отдельная область, в которую включено формирование элементарных математических представлений, формирование представлений об окружающем мире, а также расширение кругозора ребенка, его представлений о мировой культуре. Познавательное развитие — это формирование, расширение и обогащение ориентировки детей в окружающем мире, формирование способов и средств его познавательной деятельности, психических познавательных процессов [4]. Изучив необходимую литературу, мы придерживаемся мнения Т. И. Гризик, которая считает, что познавательное развитие состоит из трех компонентов:
Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы. Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности мыслить, преодолевать трудности при решении разных задач. Одной из граней познавательного развития является формирование у дошкольника познавательных интересов. Также неотъемлемая часть познавательного развития — это прочные знания, являющиеся основой активности ребенка, и способствующие проявлению живого интереса к действительности. Познавательное развитие состоит из познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление), информации (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира) и отношения ребенка к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира). Познавательное развитие детей дошкольного возраста организуется в познавательных занятиях, совместной познавательной деятельности детей с воспитателем, самостоятельной познавательной деятельности детей. Для познавательного развития дошкольников активно применяются информационно-коммуникационные технологии, технологий, экспериментирование, настольно-печатные игры, знаково-символические средства-моделирования, технологии теории решения изобретательных задач и др., что говорит об актуальности познавательного развития дошкольников как психолого-педагогической проблемы. В настоящее время существует тенденция к тому, что в рамках познавательного развития дошкольников основной акцент делается на математическом развитии детей и на формировании представлений о живой и неживой природе. Однако, мы считаем, что формирование представлений о культуре, о различных значимых событиях, о выдающихся людях (писателях, композиторах, художниках) и так далее также является неотъемлемой частью именно познавательного развития. В рамках занятий по художественно-эстетическому развитию детей большее внимание уделяется именно развитию творческих способностей, овладению детьми техниками пения, изображения, танца и т.д. При этом огромный пласт информации о культуре, об искусстве остается за гранью детского восприятия. Исходя из этого, мы считаем необходимым реализацию интегративного подхода в образовании дошкольников и организации занятий по художественно-эстетическому развитию, в частности, музыкальных занятий, в интеграции с познавательным развитием. Для осуществления данного процесса можно использовать электронные образовательные ресурсы, которые дают возможность организовать быстрое и эффективное взаимодействие воспитателям и музыкальным руководителям, а детям обеспечивают разностороннюю визуализацию материала и формирование наиболее полных представлений об изучаемых объектах. Электронный образовательный ресурс является информационным источником с текстовым, графическим, цифровым, фото-, аудио- и видеоматериалом в электронной форме, который направлен на реализацию целей и задач современного образования. Дошкольные образовательные организации используют электронные ресурсы следующих типов: сайты дошкольных образовательных организаций; образовательные ресурсы; методические ресурсы (сайты образовательных центров, периодических изданий, электронных библиотек); ресурсы, которые созданы для управленческих функций (сайты органов власти, администраций); справочные ресурсы; рекламные ресурсы (организаций-поставщиков, торговых площадок) [2]. В данной работе мы хотели бы остановиться на таком электронном образовательном ресурсе, как локальный методический банк электронных образовательных ресурсов. В его составе обычно присутствует:
Информационные ресурсы в банке объединяются в тематические папки. Содержание папок подбирается в соответствии с комплексно-тематическим планированием дошкольной образовательной организации и любой педагог может найти интересующие его мультимедийные ресурсы. В план тематических недель включены названия папок Каталога, из которых педагоги могут выбрать необходимую презентацию, видеоролик, аудиофайл. М. А. Коржаева выделяет положительные эффекты от создания Банка электронных образовательных ресурсов в дошкольной образовательной организации:
Мы считаем, что создание собственного локального Банка электронных образовательных ресурсов необходимо в каждой дошкольной образовательной организации и может стать критерием оценки качества образовательной деятельности детского сада. Данная форма практична, удобна в использовании и незаменима в детских садах, которые применяют информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе. Сочетая традиционные и современные методы и формы работы, педагоги смогут достигнуть максимально положительного результата в осуществлении образовательной деятельности. Наличие банка электронных образовательных ресурсов в дошкольной образовательной организации позволит осуществить интеграцию познавательного и художественно-эстетического развития в детском саду. Это объясняется тем, что несмотря на доступность в сети Интернет разнообразных разработок, которыми педагоги могут пользоваться, эти разработки не систематизированы, что затрудняет использование, так как тратится время на поиск нужного контента; также они часто имеют региональный колорит и отражают особенности региональной политики образования, что затрудняет их использование в других регионах. При этом, основными преимуществами банка электронных образовательных ресурсов являются возможность быстрого обмена информацией между педагогами, возможность применения одних и тех же материалов на разных занятиях, но с разными целями, возможность углубления и расширения представлений детей о тех объектах, познавательный интерес к которым возник попутно с основными темами занятий. Электронные образовательные ресурсы обеспечивают возможность одновременной интеграции использования и восприятия графической и аудиовизуальной информации, позволяют моделировать такие проблемные жизненные ситуации, которые сложно или даже невозможно отобразить в образовательном процессе. Возможность использования электронных образовательных ресурсов по познавательному развитию большая. Так, самые простые презентации, созданные в программе Microsoft Office Power Point, заменяют множество дидактических игр, схем, таблиц и картинок. Обычная картинка, отличается от картинки в презентации, которая может ожить и заговорить с ребенком, что позволяет нам делать образовательный процесс интереснее и познавательнее. Мультимедийные технологии, как часть электронных образовательных ресурсов, являются эффективным дидактическим средством познавательного развития докольников, обеспечивающим визуализацию материала об изучаемом объекте, процессе, ведение интерактивного диалога. В интерактивных развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Информационно-коммуникативная форма подачи игрового материала создает у дошкольников интерес к решению умственных задач, а успешный результат приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает электронные образовательные ресурсы важным средством познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, можно сделать вывод, что электронные образовательные ресурсы являются эффективным дидактическим средством познавательного развития дошкольников, поскольку: позволяют осуществить интеграцию познавательного и художественно-эстетического развития, обеспечивая взаимодействие педагогов; позволяют формировать наиболее полные представления об изучаемых объектах благодаря воздействию на разные виды восприятия ребенка (слуховое, зрительное, кинетическое). Список литературы:
|