Щедрина Ольга Дмитриевна Воспитатель МАДОУ №69 "Ладушки" г. Старый Оскол, Белгородская область, Старооскольский край. Из большого разнообразия структурных схем простого предложения (в русском языке их около 40) младшие дошкольники активно используют только 2-3, при этом на схему «подлежащее(существительное или местоимение) — сказуемое (спрягаемая форма глагола)» приходится до 90% всех используемых детьми простых предложений. Поэтому целесообразно обучать детей монологической речи со второй младшей группы. Такое раннее обучение позитивно скажется на уровне речевого развития, когда дети станут старше. Сначала выполняются упражнения (грамматические и лексические), а затем сразу следует задание на составление совместного описательного или сюжетного рассказа. Общеизвестно, что детям младшего дошкольного возраста постоянно дается образец, который может стать шаблоном в плохом смысле этого слова. Полезнее строить обучение, чтобы оно предусматривало вариативность, совместное составление предложений, введение синонимической замены слов и словосочетаний. Тогда можно ожидать, что в конце года произойдут существенные изменения в речи детей.
В младшей группе надо чаще использовать не образец рассказа взрослого, а совместное рассказывание, когда ребенок дает свой вариант окончания предложения (рассказа). Взрослый на-чинает предложение, а ребенок его заканчивает: «Это... (заяц). У него есть... (братья, сестры). Как-то раз... (пошли они на прогулку) и стали играть... (в прятки). У старшего зайчика были самые длинные уши, поэтому... (его сразу нашли). Зайцам было... (очень весело)». Можно сравнивать два предмета, когда воспитатель говорит об одном предмете, ребенок о другом. Для сравнений можно взять кукол в разной одежде, медведей разной окраски, разных животных — лису и зайца, волка и медведя, а затем составить совместный рассказ, совмещая описание персонажей и их приключения, т.е. включая повествовательные элементы (сюжет). Прежде всего, необходимо учить детей элементарным способам связи двух или нескольких предложений в контексте сюжет ного рассказа. В занятия по развитию речи надо включать задания на формирование цепной местоименной связи, когда взрослый начинает рассказывать, задавая цепную местоименную связь, а дети продолжают рассказ: «Кошка лежит на полу. Она... спит» и на лексический повтор: «Кошка спит. У кошки...». С первых занятий необходимо формировать у детей представление об элементарной структуре высказывания (описательного и повествовательного типа). В описании должно быть начало (называние объекта), середина (микротемы: перечисление признаков, качеств и действий предмета), конец (общая оценка описываемого объекта). В повествовании также должны присутствовать три структурные части: начало (введение в действие), середина (развитие сюжета), конец (завершение события). В играх «Разложи картинки», «Кто что умеет делать?» дети учатся правильно называть начало и конец действия, а также подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных (белочка скачет, прыгает, грызет орешки, сушит грибы; кошка мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет с клубком; зайчик прыгает, прячется, боится, грызет морковку). Умению видеть начало и конец действий способствуют задания на раскладывание картинок, изображающие действия персонажей в их последовательности: мальчик строит что-то из кубиков — потом собирает игрушки; ребятки идут в лес — собирают грибы — уходят домой с полными корзинками. Упражнения на называние последующих действий помогают детям усвоить логическую последовательность рассказа: «Скажи, что сейчас делает девочка (мальчик, кукла, другой персонаж) и что будет делать потом?» В игре «Добавь слово» взрослый называет начало действия, а дети — его продолжение: «Зайчик испугался и... (побежал, спрятался)», «Девочка обиделась и... (ушла, заплакала)». В таких играх надо обращать внимание на интонацию законченности предложения. Упражнение <<Разложи картинки» Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их. Воспитатель показывает детям две картинки, изображающие два последовательных действия: мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и.т.п. Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором четко должны определены начало и конец действия. Литература 1. Ушакова О С. Теория и практика развития речи дошкольника. М, 2008. 2. Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. Газета «Дошкольное образование», № 4/2001. 3. Ушакова О.С. Рассказы про зверят. Набор сюжетных картинок по развитию связной речи. М.: Карапуз, 2001. 4. Радлов Н.Э. Рассказы в картинках. М.: Мелик-Пашаев, 2010.
|