Методическая разработка «Кинезиология — путь к полноценному и гармоничному развитию». |
Педагогика | |||
Автор: Попова Ольга Владимировна | |||
10.12.2022 15:24 | |||
Методическая разработка «Кинезиология — путь к полноценному и гармоничному развитию». Попова Ольга Владимировна Педагог-психолог МАДОУ 1 «Калинка» Великого Новгорода, Новгородская область Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовольствие от работы, стремится к самосовершенствованию. Такой человек живет в гармонии с собой и окружающими. Важной предпосылкой физического здоровья является здоровье психологическое. В последние годы растет количество детей с нарушением психоэмоционального развития. Поэтому особое значение приобретают задачи сохранения психологического здоровья детей и формирования их эмоционального благополучия.
К сожалению в наше время редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка. Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда возникают проблемы социализации, общения со сверстниками и взрослыми. Все эти проблемы диктуют необходимость поисков новых эффективных средств, форм и методов их реализации. Одной из таких форм является кинезиология, которая обеспечивает полноценное и гармоничное развитие дошкольников. Кинезиология направлена на то, чтобы развить связь между правым и левым полушарием и добиваться гармоничного развития их у ребёнка. Цель её – оздоровление и гармонизация всех систем организма посредством определенных упражнений, что приводит к увеличению физического, эмоционального, ментального и духовного благополучия. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений. Левое полушарие головного мозга – математическое, речевое, логическое- отвечает за восприятие слуховой информации. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). И необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела, то есть развивать межполушарное взаимодействие. Кинезиологические упражнения-это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Подобные упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, активизируют речь, облегчают процесс чтения и письма, улучшает пространственные представления, мелкую и крупную моторику. Кинезиологические упражнения совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде. Снижают заболеваемость и делают жизнь ребёнка более безопасной и интересной. Что включают в себя комплексы кинезиологических упражнений?
Кинезиологические упражнения мы используем как в развивающей образовательной деятельности при реализации проекта, так и в качестве динамических пауз, утренних гимнастик, физкультурных занятиях, во время прогулок, режимных моментов. Крометого, эти упражнения используются в работе педагога – психолога с детьми. Предлагаем вам комплекс кинезиологических упражнений по проекту «Зимушка-Зима», который реализовывался во всех образовательных областях. Упражнение «Зима» (на снятие мышечного напряжения на утреннем сборе) Зима, скажу я вам, очень красивая: иногда солнечная (улыбнуться), Иногда дождливая (лицо мрачное). Надвинут тучи отовсюду (закрыть глаза, щуриться) - И вдруг закружится метель. А иногда такое напряжение (напрячь уголки губ): Завоет вьюга: у-у-у, Засвищет ветер: с-с-с. Начнем сДыхательной гимнастики. Онапроводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Дыхательные упражнения развивают самоконтроль и произвольность. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. «Вьюга» Вдох носом, пауза, на выдохе произносим [у] от тихого звучания к громкому. «Снежинка» Ребёнок держит в руке снежинку на ниточке, делает спокойный вдох носом, выдох плавный, снежинка при этом покачивается. Щёки не надувать. «Сдуй снежинку» Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что у вас на нос упала большая снежинка. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом сдуть ее. А теперь представьте, упало 5 маленьких снежинок. Сделайте глубокий вдох и сдуйте эти снежинки маленькими порциями выдоха. Сугроб (Перед ребёнком на столе – кусочки ваты.) Все снежинки Соберём в сугроб. (Подуть, собрать всю вату в кучку.) Чтоб не разлетались, Накроем ручкой: Хлоп! (Соответствующее движение ладошкой). «Позёмка» (ребенок сидит перед столом, край стола находился на уровне губ. На столе насыпана манка. Сделать вдох через нос и подуть на манку.) Над землёй позёмка вьётся Как ей это удаётся По полям рисует белым Как моя сестрёнка мелом. Гимнастика для глаз проводится с целью снятия напряжения мышц глаз, кровообращения, в любое свободное время. Снежки (выполняют движения в соответствии со словами педагога). В руки вы снежки возьмите, И на них вы посмотрите. А теперь их поднимите Вверх, на них вы посмотрите. Вниз снежки вы опустите, И опять на них взгляните. Снежок вправо, Снежок влево. «Нарисуйте» круг умело. Снежок близко, вот вдали, Ты внимательно смотри. Вот такой у нас снежок, Улыбнись ему, дружок. Быстро, быстро вы моргайте, И еще раз выполняйте. Самомассаж улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. «Зима» Пришла зима, (трем ладошки друг о друга) Принесла мороз. (пальцами массажируем плечи, предплечья) Пришла зима, (трем ладошки друг о друга) Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа) Снег, (плавные движения ладонями) Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно) Гололед. (ладони шоркают по коленям разнонаправлено) Все на улицу — вперед! (одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем) Теплые штаны наденем, (ладонями проводим по ногам) Шапку, шубу, валенки. (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами) Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони) И завяжем шарфики. (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи) Зимний месяц называй! (ладони стучат по коленям) Декабрь, Январь, Февраль. (кулак, ребро, ладонь) «Взяли ушки за макушки» (самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади) Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон) Потянули… (несильно потянуть вверх) Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз) Вниз до мочек добежали. Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи) Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами) Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами) И к макушкам вновь придём. Массаж с разными крупами и бусами, природным материалом (шишкой- катать, проводить по ладони, сжимать), массажными мячиками. Перебирание круп или бусинок (разноцветных камешков) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество бусинок, шишек и т.д Растяжки. Растяжки нормализуют тонус мышц-гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) “Снеговик”. Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу. Телесные упражнения. При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются мышечные зажимы. Зимние забавы Что зимой мы любим делать? (разводят ладони в стороны, указывают на себя) В снежки играть, на лыжах бегать, (сжимая и разжимая ладошки, имитируют бросание снежков вперёд; сжимают кулачки обеих рук, как будто взяли лыжные палки в рукии имитируют езду на лыжах) На коньках по льду кататься, (ладонями с плотно прижатыми пальцами выполняют поочередные движения вперёд-назад то правой, то левой рукой) Вниз с горы на санках мчаться. (волнообразные движения ладонями вверх-вниз перед собой «Новогодний Фонарик». Руки направлены вверх. Одна рука зажата в кулак, ладонь другой распрямить. По сигналу происходит смена положения рук. «По сугробам» Любим мы маршировать, Руки ноги поднимать. Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой по противоположной ноге. 6 раз. Затем шагать касаясь рукой одноименно колена. Сделать 6 раз движений. Закончить касаниями по противоположной ноге. «вьюга» Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно вращением глаз, 1-2 минуты. "Слепим снежок" Сжать крепко кулак (слепить снежок) и разжать его (брось снежок). «Буквы» Если услышат звук «А», нужно вытянуть вперед правую руку. Если они услышат звук «О», нужно поднять вверх левую руку Если услышат звук «У» – вытянуть вперед обе руки. Релаксация. упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. При современном ритме жизни очень важно уметь расслабляться. Мы должны научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. Используется для работы спокойная классическая музыка, звуки природы. «Зимняя сказка — лесные жители» Предлагаем вам немного расслабиться. Закройте, пожалуйста, глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь. Сейчас мы отправимся в волшебное путешествие в зимний лес. Какая вокруг красота! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо-тихо в лесу. Медленно падают снежинки. Сделаем глубокий вдох. Насладимся морозной свежестью. Расслабимся. Нам спокойно. Мы идем по узкой снежной тропинке. Легкий ветерок качает верхушки деревьев. Нам дышится легко, глубоко и спокойно. Недалеко от нас под кустом сидит белый пушистый заяц. Белка, прыгает по веткам. Она торопится в свой домик, в дупло, на самом высоком дереве. Мы идем все дальше и дальше. Идем тихо, волк притаился в своем логове. По тропинке мы выходим на красивую поляну. Оглядимся вокруг, полюбуемся красотой сказочного зимнего леса. Глубоко вдохнем свежий морозный воздух. Постоим, прислушаемся к сказочной тишине. Представим, как медведь спит в своей берлоге. Лиса в норе готовится выйти на охоту. Но нам пора возвращаться. Потихоньку выходим из леса и приближаемся к дому. Сделайте глубокий вдох, выдох. Откройте глаза. Потянитесь. Упражнениядляразвитиямелкоймоторики Пальчиковые игры стимулируют общее развитие речи Медведь в берлоге Медведь в берлоге крепко спит, Руки сложены лодочкой под щечкой Всю зиму до весны сопит. Спят зимою бурундук, Загибаем поочередно пальцы Колючий ежик и барсук Только заиньке не спится Делаем зайчика: указательный и средний пальцы подняты вверх, большой палец придерживает мезинец и безымянный Убегает от лисицы. Пальцы то-же. Кисть руки переворачиваем вниз и "убегаем" указательным и средним пальцами. Мелькает он среди кустов, Напетлял — и был таков Разводим руки в стороны Снежок Раз, два, три, четыре, (Загибаем пальчики по одному) Мы с тобой снежок лепили, (Лепим» двумя руками) Круглый, крепкий, (Чертим руками круг) Очень гладкий, (Одной рукой гладим другую) И совсем, совсем не сладкий. (Грозим пальчиком) Раз – подбросим, два – поймаем Три – снежки все соберем и Морозу отнесем! «Новый год» Наступает Новый год! (хлопаем в ладоши) Дети водят хоровод. (кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу) Висят на елке шарики, (поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар) Светятся фонарики. (фонарики) Вот сверкают льдинки, (сжимать и резко разжимать кулаки по очереди) Кружатся снежинки. (легко и плавно двигать кистями) В гости дед Мороз идет, (пальцы шагают по коленям или по полу) Всем подарки он несет. (трем друг об друга ладони) Чтоб подарки посчитать, Будем пальцы загибать: (хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем) 1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О. (по очереди массажируем каждый палец) Кинезиологические дорожки — пальцами обеих рук пройти заданные «дорожки». При выполнении задания можно произносить звуки. Дорожки – кулак, ребро, ладонь Симметричные рисунки, зеркальное рисование в кинезиологии направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизации стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия. "Нарисуй" (двумя руками) Нарисовать карандашом большую и маленькую снежинки, высокий и низкий сугробы, короткие и длинные сосульки, большой и маленький снежный ком, елочку (можно при этом использовать музыкальное сопровождение «Маленькой елочке») сначала одной рукой, потом другой, затем двумя. "Нарисуй вьюгу, метель" Ой, вы, вьюги, вы, метели, Вечор, ты помнишь, Издалека налетели. Вьюга злилась, Всё кругом белым-бело, На мутном небе Все дороги замело. Мгла носилась. Рисовать слабо и сильно закрученные спирали разного размера. Упражнение «Зеркальное рисование» является одним из эффективных средств развития мелкой моторики Можно предложить ребенку рисовать крупой- обеими руками высыпать крупу и «рисовать» ею по контуру рисунков. Рисуем правой рукой — работает левое полушарие, рисуем левой рукой — работает правое полушарие. Рисуем обеими руками одновременно симметричные зеркальные рисунки — работают оба полушария гармонично! Всем отличного настроения и самое главное – будьте здоровы, спокойны и счастливы! СОБЫТИЯ
|