Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Взаимодействие и сотрудничество с родителями воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС
Педагогика
Автор: Михайлова Ольга Вячеславовна   
15.08.2022 21:41

Взаимодействие и сотрудничество с родителями воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОСВзаимодействие и сотрудничество с родителями воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС

Автор: Михайлова Ольга Вячеславовна Организация: ГБДОУ Детский сад №127 Населенный пункт: город Санкт-Петербург

Семья всегда будет основой общества. Оноре де Бальзак

«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». Василий Сухомлинский

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально –нравственный опыт, семья определяет уровень и содержании эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется и система дошкольного образования, которая всегда выполняет важнейший социальный заказ общества, являясь одним из факторов его развития.

 

В основе системы взаимодействия нашего дошкольного учреждения с семьями воспитанников лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. И здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциал, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к ребенку-дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги дошкольного учреждения, которые заинтересованы в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка и повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное развитие детей дошкольного возраста происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между родителями и детским садом строится, как правило, на основе демонстрации воспитателями достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогов.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная система (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия.

Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо их вовлекать в жизнь детского сада. Работа с семьями является сложной задачей, как в организационном, так и в психологическом плане.

На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья.

Если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка – ему во благо.

Развитие взаимодействия детского сада с родителями дошкольников предполагает несколько этапов.

Первый этап- демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость этого этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные методы и формы: родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, участие в конкурсах различного уровня, разработка проектов и т.д.

Третий этап – предполагает ознакомление педагога с проблемами семьей в вопросах воспитания детей. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных особенностях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим проблемам.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями ведет к формированию гармонически развитой личности ребенка. Здесь немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.

На протяжении многих лет мы работаем над решением проблемы повышения эффективности взаимодействия детского сада и семьи. Основная цель работы – всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка. При этом решаются выделенные нами как приоритетные задачи:

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьями;
  • Повышение педагогической культуры родителей;
  • Приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение эффективных форм взаимодействия;
  • Изучение семей и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
  • Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

Для решения задач по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников нами используются следующие методы:

  • индивидуальное и групповое консультирование,
  • просмотр родителями занятий и режимных моментов,
  • привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности,
  • анкетирование,
  • опрос,
  • беседы с членами семей,
  • наблюдение за ребенком (спонтанное и целенаправленное),
  • анализ детских рисунков и рассказов на заданную тему,
  • фиксация дня ребенка.

Еще до поступления ребенка в детский сад устанавливаются первые контакты между семьями и нашим ДОУ:

  • Приглашаем родителей на родительское собрание и знакомим с развивающей средой, особенностями работы ДОУ
  • Представляем буклеты о работе ДОУ «Визитная карточка»
  • Заведующий детским садом проводит с родителями беседу на предмет условий посещения ребенком дошкольного учреждения

- Оформляет договор.

Дальнейшее взаимодействие родителей и сотрудников ДОУ происходит в процессе:

  • Ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка;
  • Неформальных бесед о детях, запланированных встреч родителей с воспитателями или узкими специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи;
  • Знакомство родителей с информацией, подготовленной специалистами и воспитателями об их детях;
  • Работы Попечительского совета ДОУ;
  • Посещение родителями праздничных и досуговых мероприятий, проводимых дошкольным учреждением;
  • Оказание помощи детскому саду в качестве организаторов и спонсоров;
  • Работы семейных клубов: «Игра в жизни ребенка», «Придания старины глубокой», «Как воспитать здорового ребенка».

Вся система работы в нашем учреждении направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка. Поэтому участие семьи в воспитательно – образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейных клубов в ДОУ. Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. В работе клубов принимают участие различные специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, медицинский работник), родители, дети. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

Благодаря деятельности таких клубов налаживается прочная взаимосвязь с семьями, родители проявляют повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносят изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становятся его активными участниками. Деятельность семейных клубов показывает практическую значимость двух институтов – детского сада и семьи.

Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта воспитании детей.

  • одной из эффективных форм взаимодействия является участие в спортивных мероприятиях ( «Веселые старты», «Малые олимпийские игры, «Дни здоровья», «Папа, мама, я- спортивная семья»). Родители имею возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, оценить его физическое развитие. Когда родители на глазах у своих детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться – это полезно детям, так как создается хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения.

Активное участие и помощь родителей в конкурсах различного уровня: внутри ДОУ, муниципальный, региональный, всероссийский уровень (поделки из природного материала, новогодние игрушки, сделанные своими руками, конкурсы рисунков, фотографий и т.д.).

«Уголки для родителей», оформленные в группах. В них педагоги размещают консультативный материал воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре.

Работа консультационного пункта для родителей – оказание помощи родителям в приобретение психолого-педагогических знаний.

Согласно полученным данным по результатам анкетирования родителей на предмет удовлетворенности работой нашего дошкольного учреждения, детский сад имеет достаточно высокий рейтинг у родителей. Очень радостно, что родители поддерживают нас и охотно откликаются на все наши предложения и начинаниях.

В жизнь входит новое поколение людей, понимающих значение хорошего образования и стремящихся обеспечить его для своего ребенка. Родители должны быть уверены, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит.

Список используемой литературы:

  1. Гуров В.Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
  2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».
  3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/Авторы и составители: Т.П. Колодяжная, Р.М. и др. – Ростов-н/Д, 2002.
  5. Дронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений – Москва, 2002.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155) Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013Г. Регистрационный № 30384.
  7. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика – Синтез, 2007 -2010
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год