«ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ»
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32 ст. Новоалексеевской муниципального образования Курганинский район
Учитель-логопед: Закиосова Юлия Викторовна 2022 год
Аннотация:
В статье рассматриваются электронные средства учебного назначения, их педагогическая целесообразность использования в процессе обучения детей. А так же плюсы и минусы использования электронных средств учебного назначения в педагогическом процессе.
Ключевые слова: электронные средства учебного назначения, средства обучения, электронные средства обучения, программные средства
Повсеместное распространение компьютерной техники и связанных с ней информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые направления информатизации деятельности человека практически в любой сфере общественной жизни. Очевидно, что образование не является исключением. За последние два-три десятилетия компьютеры, соответствующие технологии и средства прочно вошли во все виды учебных заведений. В частности, средства информатизации применяются как в собственно подготовке школьников, так и при решении различных вопросов, связанных с организацией обучения.
В результате стремительного роста научно-технического прогресса каждые десять лет в мире происходит удвоение объёма научных знаний. Данный фактор вызывает существенное увеличение количества информации, используемой в сфере обучения, и её усложнение. Возникает объективная необходимость совершенствования учебного процесса и повышения его эффективности и качества. Важная роль в решении этой проблемы отводится средствам обучения. От уровня их развития и рациональной организации применения в значительной мере зависят эффективность и достигаемый результат обучения.
Средства обучения –
- «обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней» (В. В. Давыдов);
- «материальные и идеальные объекты, которые вовлекают в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащегося» (А. В. Хуторской);
- Это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагогов и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы. Главная задача учителя заключается в том, чтобы сделать предмет интересным для ребенка, заставить его увидеть за формулами и теоремами настоящие живые явления природы.
Электронное средство обучения (ЭСО) – это ресурс, работающий с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемый непосредственно в обучении школьников, которое представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации.
В основу классификации электронных средств учебного назначения положены общепринятые способы классификации как учебных, так и электронных изданий, и программных средств. Следует различать электронные средства учебного назначения:
- сервисные программные средства общего назначения: применяются для автоматизации рутинных вычислений, оформления учебной документации, обработки данных экспериментальных исследований. Они могут быть использованы при проведении лабораторных, практических занятий, при организации самостоятельной и проектной работы школьников
- программные средства для контроля и измерения уровня знаний, обучающихся: существует целый ряд инструментальных систем-оболочек, с помощью которых преподаватель, даже не знакомый с основами программирования, в состоянии скомпоновать перечни вопросов и возможных ответов по той или иной учебной теме. Такие программы позволяют разгрузить учителя от рутинной работы по выдаче индивидуальных контрольных заданий и проверке правильности их выполнения, что особенно актуально в условиях массового образования. Появляется возможность многократного и более частого контроля знаний, в том числе и самоконтроля, что стимулирует повторение и, соответственно, закрепление учебного материала
- электронные тренажеры: предназначены для отработки практических умений и навыков. Электронные тренажеры используются для отработки умений и навыков решения задач. В этом случае они обеспечивают получение краткой информации по теории, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль
- программные средства для математического и имитационного моделирования: позволяют расширить границы экспериментальных и теоретических исследований, дополнить физический эксперимент вычислительным экспериментом. Такие средства позволяют сократить затраты на приобретение дорогостоящего лабораторного оборудования, снижается уровень безопасности работ в учебных лабораториях
- программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий: использование виртуальных лабораторий в учебном процессе позволяет с одной стороны предоставить возможность обучающемуся провести эксперименты с оборудованием и материалом, которыми он не имеет возможности воспользоваться из-за отсутствия реальной лаборатории, получить практические навыки проведения экспериментов, ознакомиться детально с компьютерной моделью и процессом работы уникальной аппаратуры, исследовать опасные в реальной ситуации процессы и явления, не опасаясь за возможные последствия
- информационно-поисковые справочные системы предназначены для ввода, хранения и предъявления педагогам и обучаемым разнообразной информации. К числу подобных систем могут быть отнесены различные гипертекстовые и гипермедиа программы, обеспечивающие иерархическую организацию материала и быстрый поиск информации по тем или иным признакам. Большое распространение получили также всевозможные базы данных. Базы данных могут использоваться в учебном процессе для организации предъявления содержания учебного материала и его анализа. Учебные базы данных рекомендуются для самостоятельной работы учащихся с целью поиска и анализа необходимой информации
- автоматизированные обучающие системы (АОС): как правило, представляют собой обучающие программы сравнительно небольшого объема, обеспечивающие знакомство учащихся с теоретическим материалом, тренировку и контроль уровня знаний
- электронные учебники (ЭУ): электронные учебники (ЭУ) являются основными электронными средствами обучения. Такие учебники создаются на высоком научном и методическом уровне и полностью соответствуют составляющей дисциплины. Кроме этого, ЭУ обеспечивают непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения при условии осуществления интерактивной обратной связи
- экспертные обучающие системы (ЭОС): реализуются на базе идей и технологий искусственного интеллекта. Такие системы моделируют деятельность при решении достаточно сложных задач. ЭОС способны приобретать новые знания, обеспечивать ответ на запрос обучаемого и решение задач из определенной предметной области.
- интеллектуальные обучающие системы (ИОС): относятся к системам наиболее высокого уровня и также реализуются на базе идей искусственного интеллекта ИОС могут осуществлять управление на всех этапах решения учебной задачи, начиная от ее постановки и поиска принципа решения и кончая оценкой оптимальности решения, с учетом особенностей деятельности обучаемых. Такие системы обеспечивают диалоговое взаимодействие, как правило, на языке, близком к естественному. При этом в ходе диалога могут обсуждаться не только правильность тех или иных действий, но и стратегия поиска решения, планирования действий, приемы контроля и т.д.
Электронное средство обучения – относится к программно-методическому обеспечению, которое необходимо для применения обучающимися в образовательном процессе для конкретного предмета на любом этапе образовательного процесса.
Под электронными средствами обучения понимаются программные средства, где происходит отражение определенной предметной области с реализацией в той либо иной степени технологии ее изучения посредством использования информационно-коммуникационных технологий и обеспечения условий для проведения разных видов учебной деятельности.
Для современных ЭСО свойственно достижение высокого уровня в сфере модальности предъявляемой информации. Речь идет о:
- способах организации и управления учебной деятельностью;
- имитации процессов и явлений, дизайна, графики;
- стимулировании познавательной активности обучающихся.
Электронные средства обучения представляют собой интерактивные программные продукты, для которых свойственна сложная архитектура.
Программные средства по методическому назначению подразделятся:
- Обучающие программные средства;
- Программные средства (системы) -тренажеры;
- Контролирующие программные средства;
- Информационно-поисковые программные системы, информационно-справочные программные средства;
- Имитационные программные средства;
- Моделирующие программные средства;
- Демонстрационные программные средства;
- Учебно-игровые программные средства;
- Досуговые программные средства.
Педагогическая целесообразность использования ИКТ в учебном процессе определяется целями развития личности учащегося и основывается на методическом назначении тех или иных программных средств (ПС). Методическое же назначение ПС определяется методическими целями, реализация которых возможна только с помощью данных ПС, либо обусловлена необходимостью интенсификации процесса обучения, переводом его на качественно более высокий уровень. Это и создает основания для применения ИКТ в обучении, что констатируется (устанавливается) педагогическим экспериментом либо обосновывается оценкой качества ПС (по той или иной методике, как описывалось в предыдущей теме).
Наиболее значимые с позиций дидактических принципов методические цели, особо эффективно реализующиеся с использованием ИКТ, следующие:
- Индивидуализация и дифференциация процесса обучения (например, за счет возможного поэтапного продвижения к цели по линиям различной степени сложности — индивидуальная образовательная траектория).
- Осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок (констатация причин ошибочных действий обучаемого и предъявление на экране компьютера соответствующих комментариев) по результатам обучения и оценкой результатов учебной деятельности.
- Осуществление самоконтроля и самокоррекции.
- Осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала и самоподготовки учащихся.
- Высвобождение учебного времени за счет выполнения на компьютере трудоемких вычислительных работ и деятельности, связанной с вычислительным анализом.
- Компьютерная визуализация учебной информации (во-первых, изучаемого объекта (наглядное представление на экране объекта, его составных частей или их моделей, а при необходимости — во всех ракурсах, в деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей); во-вторых, изучаемого процесса (наглядное представление на экране данного процесса или его модели, в том числе, скрытого в реальном мире, а при необходимости — в развитии, во временном и пространственном движении, представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса)
- Моделирование и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений.
- Проведение лабораторных работ (например, по физике, химии) в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента.
- Создание и использование информационных баз данных, необходимых в учебной деятельности, и обеспечение доступа к информационной сети.
- Усиление мотивации обучения (например, за счет изобразительных средств программы, или вкрапления игровых ситуаций).
- Вооружение обучаемого стратегией усвоения учебного материала.
- Развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, теоретического и других).
- Формирование умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации.
- Формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры обучаемого (например, за счет использования систем подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных, презентаций, интегрированных пользовательских пакетов).
Необходимо отметить, что, в основном, целесообразность применения ИКТ, и, в частности, программных средств учебного назначения, определяется их использованием в качестве средства визуализации учебной информации, средства формализации знаний о предметном мире, инструмента измерения, отображения и воздействия на внешний мир.
Хотелось бы сказать еще немного о целесообразности использования электронных средств учебного назначения:
- Компьютерное обучение позволяет, используя информационные ресурсы, электронные средства обучения, возможность создать определенную образовательную среду, в котором ученику будет предоставлена возможность для комплексного изучения того или иного явления, процесса. Это приводит к изменению содержания учебной деятельности, которая становится все более самостоятельной и творческой, способствует реализации индивидуального подхода в обучении.
- Оперативность: выигрыш во времени при контроле учащихся и их диагностировании, выигрыш в тиражировании и предъявлении контрольных и самостоятельных работ учащихся, обработка результатов и их оперативное доведение до каждого обучающегося и т.п.;
- По степени «охвата» учащихся в учебном процессе: возможность массового обучения на этапе актуализации опорных знаний и способов действий, на этапе отработки репродуктивных умений и навыков;
- По реализации индивидуального подхода к учащимся: каждый работает с компьютером с учётом своего темпа и возможностей;
- По степени «механизации» педагогических операций: интенсификация работы учащегося при подготовке лабораторных и практических работ, работа компьютера в режиме тренажёра, репетитора, работа с компьютером над лекционным материалом, на лабораторно-практических занятиях.
Но, несмотря на все плюсы использования электронных средств, возможны и негативные последствия.
В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств информатизации называют индивидуализацию обучения. Однако наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение преподавателей и обучаемых, учащихся между собой, предлагая им общение в виде "диалога с компьютером". Это приводит к тому, что обучаемый, активно пользующийся живой речью, надолго замолкает при работе со средствами информатизации образования в лице образовательных электронных изданий и ресурсов, что особенно характерно для людей, обучающихся дистанционно. Орган объективизации мышления человека — речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.
Другим существенным недостатком повсеместного использования образовательных электронных изданий и ресурсов является свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм.
Наибольшую трудность представляет собой переход от информации, циркулирующей в системе обучения, к самостоятельным профессиональным действиям, иначе говоря, от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея и т.п. к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации системы знаков. Это классическая проблема применения знаний на практике, формальных знаний, а на психологическом языке — проблема перехода от, мысли к действию. Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть в результате применения электронных средств обучения, предоставляющих педагогам и учащимся значительную свободу в поиске и использовании информации. При этом некоторые педагоги и обучаемые зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют современные телекоммуникационные средства. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения обучаемого от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура информации подвергает учащегося "соблазну" следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала.
Колоссальные объемы информации, представляемые некоторыми образовательными электронными изданиями и ресурсами, такими как электронные справочники, энциклопедии, Интернет-порталы, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.
Более того, кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями. Когда учащемуся одновременно демонстрируют информацию разных типов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию.
Во многих случаях использование электронных средств обучения лишает обучаемых возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результатах обучения.
И, наконец, нельзя забывать о том, что чрезмерное и не оправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.
Список литературы:
- Голицына, О.Л. Информационные технологии: Учебник / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. — М.: Форум, ИНФРА-М, 2013. — 608 c.
- Дидактические основы комплексного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе образовательной школы — М.: 1991. -172 с.
- Исаев, Г.Н. Информационные технологии: Учебное пособие / Г.Н. Исаев. — М.: Омега-Л, 2013. — 464 c.
- Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. — М.: Дашков и К, 2013. — 308 c.
- Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 176 с.
- Пидкасистый, П.И. Педагогика / П.И. Пидкасистый. — М.: 2000. -457 с.
- Преессман, Л.П. Методика и техника эффективного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе / Л.П. Преессман. — М.: 1985. — 219 с.
- Советов, Б.Я. Информационные технологии: Учебник для бакалавров / Б.Я. Советов, В.В. Цехановский. — М.: Юрайт, 2013. — 263 c.
- Туманов, Р.В. Использование компьютерных технологий и телекоммуникационных систем в учебном процессе: проблемы и перспективы / Р.В. Туманов. — Петрозаводск: ПГУ, 2005. — 164 с.
Интернет-ресурсы:
- https: //nsportal. ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2020/10/01/vidy-elektronnyh-sredstv-obucheniya-i (дата обращения 10. 06. 2022)
- https: //studopedia. ru/19_283739_elektronnie-sredstva-uchebnogo-naznacheniya. html (дата обращения 08. 06. 2022)
|