РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ДОУ |
Педагогика | |||
Автор: Лапина Марина Викторовна Табакаева Елена Владимировна | |||
07.01.2022 22:11 | |||
РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ДОУ Одним из основных принципов дошкольного образования, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования является приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Документ определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Детский сад – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Но ранняя профориентация в дошкольном образовании это не выбор профессии ребенком дошкольного возраста, а формирование у него ценностно-смысловой компетенции как запускающего механизма, который обеспечит успешное вхождение в социум и прямо или косвенно повлияет на его дальнейшее профессиональное самоопределение на широкий выбор профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей и своих близких. Жизнь ребенка протекает в определенной социокультурной среде того региона, в котором он живет. Для работы с детьми нами разработан перспективный план с учетом региональных потребностей с приложением занятий и картотеки игр по профессиям. Данную работу проводим в процессе организованной образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной и совместной деятельности с семьей с использованием разных форм и методов работы. Это наблюдения и беседы по ознакомлению с профессиями и профессиональными действиями; чтение и разучивание произведений детской литературы; выставки и экскурсии; проект и игровая деятельность. Особое внимание уделяем развивающей среде созданной с учетом требований базового компонента программы, которая позволяет знакомить воспитанников с профессией взрослого.
Основным видом знакомства с профессией является игровая деятельность, одно из наиболее интересных и познавательных средств обучения. В процессе игры дети с помощью взрослого, знакомятся с профессией, моделируя различные ситуации и погружаясь в эту тему, затем самостоятельно, в процессе игры, примеряют на себя различные роли, отражая содержание деятельности представителей. В сюжетно-ролевых играх большой популярностью у детей пользуются игровые модули по профессиям или рабочим местам. ( «Мини-лаборатория», «Салон красоты», «Больница», «Магазин» и т.д.), направленные на знакомство с профессией.
Полноценная работа по профориентации невозможна без встреч с людьми разных профессий. Новые знакомства – очень интересный и важный опыт для детей. В нашем детском саду применяется такая технология как «Встречи с интересными людьми», которая позволяет знакомить детей с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых. Как правило, на такие встречи приглашаются не только родители, но приглашённые гости разных профессий. Они в доступной форме доносят до детей информацию о своей профессии. В свою очередь дети начинают интересоваться чем-то новым, в данном случае, какой-либо профессией, и получают возможность напрямую задать вопрос и сформировать впечатление и мнение об определенной профессии. Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых и способствует накоплению наиболее ярких впечатлений. Большое значение в ознакомлении детей с трудом взрослых, с их профессиями, проводится через наблюдения и экскурсии. Экскурсия это один из интересных и наглядных приемов по профориентации. Однако в отличие от обычной образовательной экскурсии, здесь делаем акцент на рабочий процесс, орудия труда и отношение представителей определенной профессии к своему труду. Желанными и зрелищными для наших дошкольников остаются такие экскурсии, как посещение пожарной части, почты, библиотеки, магазина, школы, городского музея. Однако не всегда удается провести такие экскурсии в полной мере, особенно сейчас, во время ограничений. Эта проблема решается через проведение виртуальных экскурсий. В группе имеется картотека видео-зарисовок «Осинники – город тружеников». В его создании принимали участие педагоги и родители ДОУ. С помощью видеозаписей дети «побывали» на шахте «Осинниковская» и узнали условия труда своих родителей шахтеров; «посетили» городскую больницу, трамвайный парк. Одним из результативных методов является проективная деятельность, в основе которой лежит самостоятельность детей, исследование, познавательность, продуктивность которые осуществляются через интеграцию содержания всех образовательных областей. Знакомство детей с профессиями взрослых мы начинали с проектов. В проект «Осинники – город тружеников», входило оформление фотовыставки о рабочих специальностях; видеотеки с интервью представителей рабочих профессий; организация выставки творчества детей; встречи с интересными людьми. В проект «Шахтерские династии» вошла видео-презентация работы шахтеров под землей, встречи с родителями работающими на шахте. Создание семейных альбомов с фотографиями и рисунками детей. Проект «Я — строитель» — это совместная деятельность по изготовлению макетов разнообразных строений, в которой участвуют и дети, и педагоги, и родители; рассказы детей о профессиях родителей. Содержание каждого таких проектов раскрывало и дополняло сведения о профессиях взрослых нашего города. Постепенно дети проникались сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле. Разработан план работы с родителями. Организованны консультации: «Знакомим детей с профессиями. С какого возраста начинать?», «Значение ранней профориентации дошкольников», семинар-практикум «Как знакомить детей с миром профессий». В родительском уголке помещаем рекомендации в виде буклетов, памяток: «Профессиональная ориентация детей дошкольного возраста», «Поговорим о профессиях». Многие семьи воспитанников принимают участие в мини-проектах «Профессии в нашей семье». Для родителей на сайте детского сада введена новая рубрика «Нужна ли ранняя профориентация в детском саду?» обмен мнениями. Таким образом, проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни. И если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции, то знания дошкольников о профессиональной деятельности взрослых могут остаться формальными. Считаю, знания о труде взрослых должны занимать особое место в образовательной работе детского сада. Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельных задач, а как целостный органический процесс. Недаром говорят, что дети это наше будущее, а пока «наше будущее» маленькое, мы должны помочь ему с ранней профориентацией. Поэтому, мы будем продолжать данную интересную работу. Список литературы
|