УСПЕШНОСТЬ РЕБЕНКА В РУКАХ САМОГО РЕБЕНКА. |
Педагогика | |||
Автор: Старыгина Ю.С. Шикина С.Л., | |||
02.01.2022 22:43 | |||
УСПЕШНОСТЬ РЕБЕНКА В РУКАХ САМОГО РЕБЕНКА.
Аннотация: представленный материал является опытом работы в рамках реализации задач Федерального проекта «Успех каждого ребенка» в работе с дошкольниками. В статье раскрываются условия, методы и приемы, а также алгоритм формирования успешности у детей 6-7 лет через взаимодействие в микрогруппах. «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво звучат». В. А. Сухомлинский. Детская успешность — это механизм, благодаря запуску которого можно раскрыть человеческий потенциал во всей его полноте.
В 2018 году в России запущен федеральный проект «Успех каждого ребенка». Наш СП «Детский сад «Золотой ключик» ГБОУ СОШ села Подстепки является инновационной площадкой реализации проекта «Успех каждого ребенка». Цель работы: формировать инициативу детей для самостоятельного создания комфортной творческой среды, способствующей самовыражению и активизации мыслительной деятельности детей. И мы, для реализации основной цели проекта, с детьми подготовительной группы, постарались создать следующие психолого — педагогические условия:
Само понятие «успех» имеет разную трактовку.
В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
В ходе работы мы пришли к выводу, что деятельность педагога по созданию ситуации успеха должна быть направлена на погружение каждого ребенка в комфортный для него творческий процесс с постепенным переходом от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстника, к самостоятельной деятельности А в соответствии с ФГОС ДО РППС является одним из самых главных условий разностороннего развития личности ребенка. А успех – это результат деятельности детей, который преобразовывает его самого, а также окружающую действительность. И это возможно только при сочетании создаваемых нами условий, педагогической стратегии, инновационных технологий, которые помогают достичь значительных результатов. В ходе комфортного творческого процесса дети насыщают среду продуктами своей деятельности. Это является для одних — возможностью самовыражения, а для других (для детей с заниженной мотивацией) — мотивацией к успеху. Ситуация успеха с психологической точки зрения для ребенка – это переживание радости, удовлетворение от того, что результат его деятельности совпал с его ожиданиями. Для решения задач проекта «Успех каждого ребенка» мы использовали оборудование группового помещения: всевозможные поверхности столов, шкафов, а также любых свободных поверхностей, а также авторские пособия. Положительной динамики развития успешности детей мы добились, используя следующие приемы:
В процессе работы над проектом, мы для себя выработали алгоритм успешности каждого ребенка: снятие страха выступления перед сверстниками, внесение мотива, авансирование успешного результата. Работа велась поэтапно. На начальном этапе детям предлагалось объединиться по их интересам. Предварительно мы собирали сведения об интересах детей, используя авторское пособие «Панно интересов». Мы обратили внимание на то, что некоторые виды деятельности у детей преобладали, по количеству заинтересованных ими детей, над другими. В последствии, когда ребята стали более уверенными, самостоятельными, раскрепощенными и начали активнее проявлять (использовать) свои возможности, столы стали заполняться более равномерно. Наши дети, объединенные в микрогруппы, были с разной мотивацией на успех. Мы помогали менее уверенным и застенчивым детям оказаться в команде с более активными и творческими. Учитывая «Панно интересов», мы условно выделили две категории: дети, умеющие хорошо делать, но неумеющие презентовать, и дети, прекрасно фантазирующие, но неумеющие или с трудом выполняющие что то своими руками. На начальном этапе, для создания среды им предлагали весь готовый материал для разных видов деятельности (игровой, театральной, конструктивной, изобразительной и т.д). На начальном этапе нами задавалась и тема для проявления творчества, и вид деятельности. Например, одни рисуют декорации, другие кукол, персонажей. Каждая микро-группа представляла свое творчество, успехи, наработки; свои мини-рассказы об объектах творчества. Для представления своего рассказа мы объединяли детей на микро-группы по два-три человека. Они выбирали единую тему. Мы предлагали найти то общее, что может объединить работы несколько микро-групп. Предлагали составить общий рассказ или их общую сказку. На завершающем этапе дети всей группой выбирали, решали, какой вид деятельности будет итоговым, какой материал необходим. Они сами распределялись на группы, определяли выступающих, главных героев и сам сюжет. Вначале работы над нашим проектом у нас были неуверенные в себе дети, застенчивые, робкие. Постепенно у них развивался навык наименее сформированный. Они становились более уверенными, творческими, инициативными и самостоятельными. Они стали успешными. Интересная ситуация произошла у нас в процессе работы над проектом. Очень застенчивый ребенок, интересующийся конструктивной деятельностью умеющий хорошо собирать модели, боялся выступать на публику. Постепенно он смог участвовать в мероприятиях внутри детского сада в микро — группе из трех-четырех человек. Позднее он участвовал в окружных мероприятиях только с напарником по проектам. А в конце года уже самостоятельно с большим воодушевлением защитил на различных мероприятиях три своих проекта. Таким образом, наша работа способствовала созданию успешных условий для самовыражения своего потенциала каждого ребенка. Вот в чем успех! Успех наш, как воспитателей, и каждого ребенка! Список литературы:
|