Методические рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в младшем дошкольником возрасте. |
Педагогика | |||
Автор: Воробьева Елена Александровна | |||
26.12.2021 14:17 | |||
Методические рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в младшем дошкольником возрасте. Воробьева Е.А Г. Санкт-Петербург ГБДОУ №80 Рассмотрим основные аспекты организации игры с младшими дошкольниками, рекомендованные для воспитателей. Психологический возраст ребенка – понятие условное и определяется не только календарными сроками, т.е. количеством прожитых лет и месяцев, но и уровнем психического развития. Главное здесь – последовательность этапов развития (недопустимо перешагивать через целый этап). Игры должны предлагаться в соответствии с учетом необходимой последовательности этапов – от самых простых и доступных каждому малышу игр следует переходить к более сложным. В каждой игре необходимо опираться на то, что ребенок уже умеет и что он сам любит делать. Педагогу важно знать и понимать, что умеют и любят делать его воспитанники независимо от их возраста, и на этой основе вводить новые действия и новые задачи.
Так, например, трехлетние дети, как правило, любят и умеют бегать и прыгать. Используя эти умения, можно организовывать новые игры, основанные на новой последовательности этих движений, их постепенном усложнении и главное – их новом содержании и осмыслении: не просто бегать и прыгать, а прыгать в воображаемой ситуации (по кочкам на болоте или бежать от кота или лисицы, которые могут их поймать). К трем годам у детей складывается условное предметное действие, 23 посредством которого ребенок развертывает самостоятельную игру. Воспитатель ставит следующие задачи на этом этапе развития у детей игровой деятельности:
Педагогические принципы:
Условия формирования игры:
24 преодолевали способность педагога играть, управлять своей игрой, использовать ее во вспомогательных целях, уметь грамотно осуществлять диагностику детских игр и планировать свою деятельность по развитию игры и ребенка в ней. К началу дошкольного возраста ребенок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока что недостаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность реализовывать умения в своей деятельности. Задача воспитания заключается как раз в том, чтобы опираясь на эти потенциальные возможности, продвинуть вперед сознание малыша, положить начало полноценной внутренней жизни. Прежде всего развивающие игры представляют собой совместную деятельность детей со взрослым. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит их с содержанием. Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра не возможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры – организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил. В любой игре содержится два типа правил – правила действия и правила общения с партнерами. Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность и т.д.) Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения наиболее привлекательных ролей, последовательность действий детей, их согласованность и т.д.). Так, в некоторых играх все дети действуют одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит доброжелательному партнерству. В других играх дети действуют по очереди, небольшими группами. Это дает возможность ребенку наблюдать за сверстниками, сравнивать их умение со 25 своим. И, наконец, в каждом разделе содержатся игры, в которых ответственная, привлекательная роль выполняется по очереди. Это способствует формированию смелости, ответственности, приучает сопереживать партнеру по игре, радоваться его успехам. Эти два правила в простой и доступной для детей форме, без назидательности и навязывания роли со стороны взрослого приучают малышей к организованности, ответственности, самоограничению воспитывают умение сопереживать, внимательно относиться к окружающим. Но все это становится возможным только в том случае, если игра, разработанная взрослым и предложенная ребенку, в готовом виде (т. е. с определенным содержанием и правилами) активно принимается ребенком и становится его собственной игрой. Доказательствами того, что игра принята, являются: просьба детей повторить ее, выполнение тех же игровых действий – самостоятельно, активное участие в той же игре при повторном ее проведении. Только если игра станет любимой и увлекательной, она сможет реализовать свой развивающий потенциал. Воспитатель может строить совместную игру с детьми, постепенно ее, усложняя, в следующей последовательности:
Например, воспитатель начинает игру один. Берет в руки куклу: «Кукла Даша плачет. Надо ее покормить. Сварю для куклы кашу». Затем вовлекает в игру ребенка: «Саша, помоги мне, пожалуйста, покачай куклу Дашу, пока я варю кашу». Девочка берет куклу, жалеет ее. Воспитатель 26 убирает кастрюлю с кашей с плиты: «Все, каша готова. Пора кормить Дашу». Затем воспитатель втягивает в игру еще одну девочку: «Катя, ты не поможешь мне накрыть на стол? Кукле Даше пора завтракать». Девочка сервирует стол, накладывает кашу в тарелку. Затем воспитатель незаметно выходит из игры, предоставляя детям возможность самостоятельно продолжить игру. Важно, чтобы между детьми в игре было ролевое взаимодействие. Для этого можно использовать такой прием, как внесение в игру игрушечного телефона. Можно организовать игру взрослого с детьми в «телефонный разговор». Разумеется, использовать этот прием можно только в том случае, если дети представляют себе назначение настоящего телефона. Игровые ситуации могут быть любые, например, разговор мамы с дочкой, врача с больным пациентом. Сначала воспитатель играет в «телефонный разговор» с одним ребенком, а потом просит детей попробовать разыграть телефонный разговор между собой. Еще одним приемом, способствующим развитию у детей умений называть свою роль, обращаться к партнеру в соответствии с его ролью, развертывать простой ролевой диалог, является игра воспитателя с небольшой подгруппой детей по мотивам известных им сказок, персонажи которых выполняют однотипные действия. Это очень простые сказки: «Репка», «Теремок», чуть более сложные: «Колобок», «Три поросенка», «Волк и козлята». В таких играх воспитатель может взять на себя роль главного героя, а затем постепенно вовлечь в ролевое взаимодействие остальных персонажей сказки. Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала. Для обозначения условного игрового пространства уместно использовать разнообразные ширмы-передвижки из картона или складные деревянные рамы (маркеры игрового пространства). Ширмы могут предоставлять собой туалетную комнату, кухню или мастерскую. Ими можно огородить комнату в квартире или кабинет врача. На стены ширмы изнутри можно наклеить с помощью липучек и накладных панелей — картинок газовую плиту, стол или ванну (в зависимости от сюжета). Например, воспитатель закрепляет на кубе картонную панель бензоколонку, и дети придумывают сюжет, как они находятся на автозаправке. Подставляя скакалку или шнур, «заправляют» машины «бензином», «моют» их. Для складывающихся деревянных рам можно сшить из плотной ткани накидки, отражающие разные виды транспорта, затем надеть на рамы сверху и закрепить с помощью ленточек или тесьмы. Благодаря тканевым накидкам рамы смогут превратиться в машину, в пароход либо в самолет (по желанию детей). В оснащении игровой среды особое место отводится предметам-заместителям, которые могут восполнить недостающие сюжетные игрушки. Можно приобрести коробку, обклеить ее цветной самоклеящейся бумагой, или купить пластиковый контейнер большого размера, в которые можно положить различные пробки, кусочки поролона, меха, деревянные брусочки, старые фломастеры, ленточки и т. д. Место подобной коробке надо отвести в игровом уголке. Также в игровом уголке должно быть отведено место, где могут храниться различные элементы одежды: юбки, фартуки, сумки, фуражки, кепки, галстуки. Можно сделать своими руками простые украшения, например, яркие бусы, браслеты, ободки. Воспитатель может привлечь детей к изготовлению простейших атрибутов для игр. Например, вместе с детьми можно сделать муляжи фруктов и овощей из соленого теста, глины, затем раскрасить их. Благодаря правильному руководству сюжетными играми младших дошкольников игра проходит большой путь развития: от единичных действий одного ребенка с одной игрушкой до развернутой индивидуальной и совместной игры детей в воображаемой ситуации, включающей ряд эпизодов, передающих разные действия людей и их отношений. Игра становится более самостоятельной и начинает носить творческий характер. Развивающие игры содержат условия способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т.е. чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность.
|