Образовательные учреждения и семья. Формы сотрудничества. |
Педагогика | |||
Автор: Коновалова Людмила Григорьевна | |||
17.07.2015 21:55 | |||
Образовательные учреждения и семья. Формы сотрудничества. Автор: Коновалова Л.Г., заведующий МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 6 г. Нового Оскола Белгородской области» В современных условиях невозможно правильно решать вопросы образования без широкого вовлечения в этот процесс всех социальных институтов и, главное, без вовлечения института семьи. Образовательное учреждение при таком подходе становится особым социально — культурным пространством на рынке образовательных услуг.
Разностороннее, конструктивное взаимодействие ДОУ с семьёй является важным направлением деятельности, а также условием развития социально-педагогической системы детского сада. Чтобы быть востребованным на рынке услуг коллектив ДОУ ищет свои пути развития жизнедеятельности детей и взрослых, так как взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка. Участие родителей в воспитательно — образовательном процессе детского сада позволяет педагогам более эффективно влиять на развитие положительной «семейной педагогики». Для успешного развития личности ребенка в целом необходима скоординированная работа всех участников образовательного процесса — детей, воспитателей, специалистов и родителей, а также единая позиция взрослых в понимании перспектив развития ребенка. Приоритетными направлениями деятельности нашего ДОУ по вопросам взаимодействия с семьёй дошкольника являются:
Используемая нами технология взаимодействия ДОУ с семьей представлена следующими аспектами:
Цель данной технологии — решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечением родителей в педагогический процесс в ДОУ. В ходе работы мы решаем следующие задачи:
С целью оптимизации педагогического взаимодействия в нашем ДОУ используются как традиционные, так и инновационные формы работы. Наряду с традиционными формами работы: «круглый стол», собрания, консультации, беседы, совместное проведение занятий, досугов, дни открытых дверей, тематические выставки, мы активно используем инновационные формы и методы работы с родителями:
Большой популярностью пользуются такие формы работы, где родители являются активными участниками воспитательно — образовательного процесса:
Эффективность работы с семьёй мы оцениваем по следующим критериям:
Так как семья является первичной сферой жизнедеятельности и социализации личности ребенка, то объяснимо особое внимание общества к её функционированию. В этой связи традиционно проводится расширенная конференция на тему «Ребёнок на пороге школы». На ней поднимаются актуальные для настоящего времени проблемы, даётся прогнозирование школьных успехов ребёнка и рекомендации родителям по его дальнейшему сопровождению. В их обсуждении участвуют специалисты ДОУ, члены попечительского совета, представители власти и администрации школы. На конференции родители получают практические советы, памятки, рекомендации по вопросам здоровья детей, психологической готовности ребенка к школе. Вопросам психолого-педагогического просвещения родителей отводится значительное место в работе нашего ДОУ. Педагогом — психологом проводится большая работа по вопросу пропаганды здорового образа жизни среди родителей. В этом направлении нами был проведен педагогический совет на тему «Детский сад как носитель нравственного, физического и умственного здоровья детей и взрослых». Исходя из того, что работа с родителями детей, имеющих нарушения в произношении является неотъемлемой частью коррекционной педагогики, учитель-логопед ведет работу по формированию у родителей мотивации к развитию правильной речи у ребенка посредством проведения практических занятий «Вам поможет логопед». По вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников и здорового образа жизни родителей инструктором по физкультуре в родительских уголках вывешиваются консультации, выпускаются санитарные бюллетени, специальные уголки здоровья, где родители могут получить всю необходимую информацию. Лучший опыт семейного воспитания регулярно представляется в виде фотогазет, коллективных работ, фотомонтажей. Для контроля за эффективностью взаимодействия педагогов с родителями методической службой ДОУ регулярно проводятся следующие мониторинги:
Цель: определить единство требований в воспитании детей дошкольного возраста;
Цель: достигнуть конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. В ходе мониторинга должен быть обязательно реализован механизм обратной связи, который является контролем качества данных, их грамотной интерпретации и корректное представление. Для распространения информации и прогнозирования путей повышения качества работы с семьей ДОУ в целом и каждый воспитатель в частности может создавать ситуации критической самооценки, организационно — деятельностные и др. Таким образом, использование различных форм работы с родителями позволяет наиболее эффективно сотрудничать с родителями, достигать поставленных целей, Автор: Коновалова Л.Г., заведующий МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 6 г. Нового Оскола Белгородской области»
|