Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Образовательные учреждения и семья. Формы сотрудничества.
Педагогика
Автор: Коновалова Людмила Григорьевна   
17.07.2015 21:55

Образовательные учреждения и семья. Формы сотрудничества.Образовательные учреждения и семья. Формы сотрудничества.

Автор: Коновалова Л.Г., заведующий МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 6 г. Нового Оскола

Белгородской области»

В современных условиях невозможно правильно решать вопросы образования без широкого вовлечения в этот процесс всех социальных институтов и, главное, без вовлечения института семьи. Образовательное учреждение при таком подходе становится особым социально — культурным пространством на рынке образовательных услуг.

 

Разностороннее, конструктивное взаимодействие ДОУ с семьёй является важным направлением деятельности, а также условием развития социально-педагогической системы детского сада. Чтобы быть востребованным на рынке услуг коллектив ДОУ ищет свои пути развития жизнедеятельности детей и взрослых, так как взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка.

Участие родителей в воспитательно — образовательном процессе детского сада позволяет педагогам более эффективно влиять на развитие положительной «семейной педагогики».

Для успешного развития личности ребенка в целом необходима скоординированная работа всех участников образовательного процесса — детей, воспитателей, специалистов и родителей, а также единая позиция взрослых в понимании перспектив развития ребенка.

Приоритетными направлениями деятельности нашего ДОУ по вопросам взаимодействия с семьёй дошкольника являются:

  • конструктивное взаимодействие ДОУ с семьёй по вопросу сбережения здоровья детей;
  • поддерживающее взаимодействие по вопросу духовно-нравственного развития детей и воспитывающих взрослых;
  • совершенствование неформального образования родителей на идеях гуманизации, опережающего развития психолого-педагогических компетенций;
  • интеграция дошкольного общественного и семейного воспитания в целях культурно-исторического развития.

Используемая нами технология взаимодействия ДОУ с семьей представлена следующими аспектами:

  • принципами организации работы с родителями
  • методами изучения семьи и педагогического воздействия на семьи воспитанников.

Цель данной технологии — решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечением родителей в педагогический процесс в ДОУ.

В ходе работы мы решаем следующие задачи:

  1. Ориентирование на взаимодействие педагогов и родителей
  2. Определение трудностей в развитии взаимодействия с семьёй дошкольников, причины их побуждающие и способы их преодоления.
  3. Проведение анализа и оценки традиционных и новых форм и методов взаимодействия детского сада с семьёй.
  4. Ознакомление педагогов с технологиями позитивного взаимодействия с семьёй, поэтапное их внедрение в практику работы.

С целью оптимизации педагогического взаимодействия в нашем ДОУ используются как традиционные, так и инновационные формы работы.

Наряду с традиционными формами работы: «круглый стол», собрания,

консультации, беседы, совместное проведение занятий, досугов, дни открытых дверей, тематические выставки, мы активно используем инновационные формы и методы работы с родителями:

  • презентация ДОУ для знакомства родителей с дошкольным учреждением, его уставом и коллективом педагогов, с разными видами деятельности по развитию личности ребенка;
  • университет педагогических знаний и лекторий с целью вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье; обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи, обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания; предупредить наиболее распространенные ошибки воспитания в семье; привлечь родителей к воспитательной работе в ДОУ;
  • семинары для родителей «Мамина школа» с целью освещать вопросы воспитания и ухода за детьми от рождения до семи лет, подготовка их к школе;
  • информационные бюллетени вывешиваются (по договоренности) на предприятиях, в магазинах, где покупателям даются рекомендации, какая игрушка нужна ребенку в определенном возрасте; как организовать игровой уголок дома; какие книги нужны дошкольнику; какая одежда и обувь нужны ребенку для определенных занятий и в разные времена года.

Большой популярностью пользуются такие формы работы, где родители являются активными участниками воспитательно — образовательного процесса:

  • викторины по вопросам валеологии и основам безопасности жизнедеятельности;
  • КВН (включены вопросы об истории нашего города);
  • «круглый стол» (представление семейного опыта);
  • тематические олимпиады;
  • тренинги «Как общаться с ребенком»;
  • практические занятия для родителей по оздоровлению дошкольников;
  • открытые занятия для родителей с включением их в образовательный процесс

Эффективность работы с семьёй мы оцениваем по следующим критериям:

  • характер вопросов родителей к воспитателям и руководителю ДОУ — является показателем роста их педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желания его совершенствовать;
  • посещаемость родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активность их участия в них;
  • стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей;
  • использование родителями педагогической литературы. Их участие в смотрах, конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых руководством ДОУ;
  • понимание родителями не только практической, но и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе;
  • формирование родителями общественного мнения о воспитании дошкольников в детском саду.

Так как семья является первичной сферой жизнедеятельности и социализации личности ребенка, то объяснимо особое внимание общества к её функционированию. В этой связи традиционно проводится расширенная конференция на тему «Ребёнок на пороге школы». На ней поднимаются актуальные для настоящего времени проблемы, даётся прогнозирование школьных успехов ребёнка и рекомендации родителям по его дальнейшему сопровождению. В их обсуждении участвуют специалисты ДОУ, члены попечительского совета, представители власти и администрации школы. На конференции родители получают практические советы, памятки, рекомендации по вопросам здоровья детей, психологической готовности ребенка к школе.

Вопросам психолого-педагогического просвещения родителей отводится значительное место в работе нашего ДОУ. Педагогом — психологом проводится большая работа по вопросу пропаганды здорового образа жизни среди родителей.

В этом направлении нами был проведен педагогический совет на тему «Детский сад как носитель нравственного, физического и умственного здоровья детей и взрослых».

Исходя из того, что работа с родителями детей, имеющих нарушения в произношении является неотъемлемой частью коррекционной педагогики, учитель-логопед ведет работу по формированию у родителей мотивации к развитию правильной речи у ребенка посредством проведения практических занятий «Вам поможет логопед».

По вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников и здорового образа жизни родителей инструктором по физкультуре в родительских уголках вывешиваются консультации, выпускаются санитарные бюллетени, специальные уголки здоровья, где родители могут получить всю необходимую информацию.

Лучший опыт семейного воспитания регулярно представляется в виде фотогазет, коллективных работ, фотомонтажей.

Для контроля за эффективностью взаимодействия педагогов с родителями методической службой ДОУ регулярно проводятся следующие мониторинги:

  • мониторинг взаимодействия в системе «детский сад — семья».

Цель: определить единство требований в воспитании детей дошкольного возраста;

  • мониторинг потребностей родителей в воспитательно-образовательных услугах.

Цель: достигнуть конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

В ходе мониторинга должен быть обязательно реализован механизм обратной связи, который является контролем качества данных, их грамотной интерпретации и корректное представление. Для распространения информации и прогнозирования путей повышения качества работы с семьей ДОУ в целом и каждый воспитатель в частности может создавать ситуации критической самооценки, организационно — деятельностные и др.

Таким образом, использование различных форм работы с родителями позволяет наиболее эффективно сотрудничать с родителями, достигать поставленных целей,

Автор: Коновалова Л.Г., заведующий МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 6 г. Нового Оскола

Белгородской области»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год