Проектная деятельность в ДОУ с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста |
Педагогика | |||
Автор: Приходько Мария Олеговна | |||
20.12.2021 10:15 | |||
Проектная деятельность в ДОУ с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста Приходько Мария Олеговна Воспитатель, МАДОУ № 48 Город Томск Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны необходимо специально воспитывать с ранних лет. Если же эту работу пустить на самотек, то наблюдается формирование у детей неправильного отношения к природе и природным объектам. Прежде всего — пассивность: дети стараются своей деятельностью, поведением не наносить вред и ущерб природе, но по собственной инициативе не проявляют необходимой заботы о животных и растениях. Наиболее распространенная причина негативного отношения к природе у детей дошкольного возраста — отсутствие знаний о растениях, животных, их потребностях и особенностях развития. Здесь сказывается и ограниченность непосредственного общения с природой, особенно в условиях города, недооценка педагогами проблемы воспитания у детей познавательных интересов к окружающему миру, в том числе природе.
Цель экологического воспитания детей дошкольного возраста: формирование у них элементарных представлений о растениях и животных как живых организмах в их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за ее сохранение. Для реализации этой цели необходимо построение целостной системы экологического образования, основанной на научно разработанных принципах создания экологических программ с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду? Как сделать так, чтобы цели экологического образования реализовывались в полном объеме? Выстраивая работу по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста мы старались учитывать психофизиологические особенности: темперамент, модальность (каналы восприятия информации). Способы получения информации у детей различные: одни воспринимают на слух (аудиалы), другие- зрительно (визуалы), третьи – через ощущения (кинестеты). Это проявлялось во всех формах организации детей: коллективной деятельности детей (непосредственно образовательная деятельность); самостоятельной деятельности детей (организация развивающей предметно-пространственной среды); в совместной деятельности детей с педагогами и родителями (проекты, различные родительские встречи, акции, походы). Проектный метод один из самых эффективных методов совместной работы всех участников образовательного процесса. В ходе нашего наблюдения за детьми, было выявлено, что их интересует полет шмеля, порхание бабочки, стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать — зачем пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Ведь насекомые – самая многочисленная, удивительно-загадочная группа животных. Но в ходе наблюдения, было выявлено, что реакция у детей на насекомых неоднозначная. Часть детей выражает радость и интерес, другая – пугается, третья — предлагает уничтожить насекомых. В процессе беседы выяснилось, что знаний у дошкольников о насекомых недостаточно. Возникли вопросы: «Нужны ли насекомые? Для чего они нужны? Что от них больше: пользы или вреда?». Так зародилась идея проекта «Загадочный мир насекомых». Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта один месяц. Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители воспитанников. Цель проекта: расширение и углубление представлений детей о мире насекомых. Задачи:
В ходе реализации подготовительного этапа особое внимание уделяли подбору различных материалов для работы в группе и на площадке для прогулок, например, для визуалов использовалась иллюстрированная литература, сюжетные картинки, дидактические игры; для аудиалов — аудиозаписи со звуками природы, насекомых, аудиорассказы; для кинестетов – игрушки-насекомые, материалы опытно-экспериментальной деятельности. Учитывая темперамент детей давали различные задания, например, дети-флегматики вместе с родителями изготавливали информационный буклет по теме: «Какая польза от насекомых», дети-холерики, как наиболее активные готовили выступления по разным вопросам: «Чем стрекочет кузнечик?», «Кто такой шмель». Во время проведения различных видов детской деятельности: беседы: «Насекомые нашего края», «Шестиногие малыши», «Опасные насекомые», «Насекомые», изодеятельность: «Стрекоза», «Бабочки на полянке», «Веселые гусеницы», «Божья коровка на цветке», «Дорисуй насекомое по образцу», «Мое любимое насекомое», «Бабочка» (оригами), «Муравейник» реализовывали рекомендации, разработанные нашими педагогами по работе с детьми с различными типами темперамента и модальности. Холерикам и сангвиникам давали больше возможности двигаться, используя эстафеты, игры «Самая быстрая пчелка», «Самый прыгучий кузнечик», чтобы снизить двигательную активность. В продуктивных видах деятельности флегматики и меланхолики работали вместе с холериками и сангвиниками, так как темп работы, задаваемый ими, передавался флегматикам и меланхоликам. Учитывая различные виды модальности детей, использовали яркий, иллюстрированный наглядный материал, словесные инструкции, макеты, игрушки насекомых. Организовывая сюжетно-ролевые игры, инсценировки: «Приключение в лесу», "Пасека", "Муравейник", старались вовлечь всех детей. Быстрее всего включаются в любой вид деятельности холерики и сангвиники, поэтому они чаще всего первыми исполняют различные роли, затем подключаются более замкнутые дети-флегматики и меланхолики. Определяя роли в инсценировках, учитывали желание детей и темперамент. Например, сангвиники быстро и хорошо справляются со своей ролью, что позволяет более стеснительным детям, таким как меланхолик, выступить в этой же роли более уверенно. Таким образом, учитывая индивидуальные особенности детей, даем возможность каждому ребенку проявить себя. Проведение экспериментов (ловушка для насекомых), наблюдений, за божьей коровкой, дождевыми червями, комарами, гусеницами и бабочками, строились с учетом модальности детей. Детям-визуалам давалась возможность более длительного зрительного контакта с объектом наблюдений, для детей-аудиалов использовалось художественное слово, объяснения, дети-кинестеты – имели возможность подержать в руках, потрогать объект наблюдений столько, сколько им было необходимо. На заключительном этапе была организована выставка детских работ на тему: «Мое любимое насекомое», создана презентация «Загадочный мир насекомых». Итоговым продукт проекта стало создание лэпбука "Насекомые", в котором приняли участие все дети группы. В результате реализации проекта
|