Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проектная деятельность в ДОУ с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста
Педагогика
Автор: Приходько Мария Олеговна   
20.12.2021 10:15

Проектная деятельность в ДОУ с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возрастаПроектная деятельность в ДОУ с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста

Приходько Мария Олеговна Воспитатель, МАДОУ № 48 Город Томск

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны необходимо специально воспитывать с ранних лет. Если же эту работу пустить на самотек, то наблюдается формирование у детей неправильного отношения к природе и природным объектам. Прежде всего — пассивность: дети стараются своей деятельностью, поведением не наносить вред и ущерб природе, но по собственной инициативе не проявляют необходимой заботы о животных и растениях. Наиболее распространенная причина негативного отношения к природе у детей дошкольного возраста — отсутствие знаний о растениях, животных, их потребностях и особенностях развития. Здесь сказывается и ограниченность непосредственного общения с природой, особенно в условиях города, недооценка педагогами проблемы воспитания у детей познавательных интересов к окружающему миру, в том числе природе.

 

Цель экологического воспитания детей дошкольного возраста: формирование у них элементарных представлений о растениях и животных как живых организмах в их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за ее сохранение. Для реализации этой цели необходимо построение целостной системы экологического образования, основанной на научно разработанных принципах создания экологических программ с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду? Как сделать так, чтобы цели экологического образования реализовывались в полном объеме?

Выстраивая работу по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста мы старались учитывать психофизиологические особенности: темперамент, модальность (каналы восприятия информации). Способы получения информации у детей различные: одни воспринимают на слух (аудиалы), другие- зрительно (визуалы), третьи – через ощущения (кинестеты). Это проявлялось во всех формах организации детей: коллективной деятельности детей (непосредственно образовательная деятельность); самостоятельной деятельности детей (организация развивающей предметно-пространственной среды); в совместной деятельности детей с педагогами и родителями (проекты, различные родительские встречи, акции, походы).

Проектный метод один из самых эффективных методов совместной работы всех участников образовательного процесса.

В ходе нашего наблюдения за детьми, было выявлено, что их интересует полет шмеля, порхание бабочки, стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать — зачем пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Ведь насекомые – самая многочисленная, удивительно-загадочная группа животных. Но в ходе наблюдения, было выявлено, что реакция у детей на насекомых неоднозначная. Часть детей выражает радость и интерес, другая – пугается, третья — предлагает уничтожить насекомых. В процессе беседы выяснилось, что знаний у дошкольников о насекомых недостаточно. Возникли вопросы: «Нужны ли насекомые? Для чего они нужны? Что от них больше: пользы или вреда?». Так зародилась идея проекта «Загадочный мир насекомых». Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта один месяц. Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители воспитанников.

Цель проекта: расширение и углубление представлений детей о мире насекомых.

Задачи:

  1. развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность и исследовательскую деятельность с учетом индивидуальных особенностей детей;
  2. развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
  3. систематизировать знания детей о некоторых особенностях сезонной жизни насекомых, местах их обитания;
  4. развивать эмоциональную отзывчивость;
  5. содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами;
  6. развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности;
  7. воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.

В ходе реализации подготовительного этапа особое внимание уделяли подбору различных материалов для работы в группе и на площадке для прогулок, например, для визуалов использовалась иллюстрированная литература, сюжетные картинки, дидактические игры; для аудиалов — аудиозаписи со звуками природы, насекомых, аудиорассказы; для кинестетов – игрушки-насекомые, материалы опытно-экспериментальной деятельности. Учитывая темперамент детей давали различные задания, например, дети-флегматики вместе с родителями изготавливали информационный буклет по теме: «Какая польза от насекомых», дети-холерики, как наиболее активные готовили выступления по разным вопросам: «Чем стрекочет кузнечик?», «Кто такой шмель».

Во время проведения различных видов детской деятельности: беседы: «Насекомые нашего края», «Шестиногие малыши», «Опасные насекомые», «Насекомые», изодеятельность: «Стрекоза», «Бабочки на полянке», «Веселые гусеницы», «Божья коровка на цветке», «Дорисуй насекомое по образцу», «Мое любимое насекомое», «Бабочка» (оригами), «Муравейник» реализовывали рекомендации, разработанные нашими педагогами по работе с детьми с различными типами темперамента и модальности. Холерикам и сангвиникам давали больше возможности двигаться, используя эстафеты, игры «Самая быстрая пчелка», «Самый прыгучий кузнечик», чтобы снизить двигательную активность. В продуктивных видах деятельности флегматики и меланхолики работали вместе с холериками и сангвиниками, так как темп работы, задаваемый ими, передавался флегматикам и меланхоликам. Учитывая различные виды модальности детей, использовали яркий, иллюстрированный наглядный материал, словесные инструкции, макеты, игрушки насекомых.

Организовывая сюжетно-ролевые игры, инсценировки: «Приключение в лесу», "Пасека", "Муравейник", старались вовлечь всех детей. Быстрее всего включаются в любой вид деятельности холерики и сангвиники, поэтому они чаще всего первыми исполняют различные роли, затем подключаются более замкнутые дети-флегматики и меланхолики. Определяя роли в инсценировках, учитывали желание детей и темперамент. Например, сангвиники быстро и хорошо справляются со своей ролью, что позволяет более стеснительным детям, таким как меланхолик, выступить в этой же роли более уверенно. Таким образом, учитывая индивидуальные особенности детей, даем возможность каждому ребенку проявить себя.

Проведение экспериментов (ловушка для насекомых), наблюдений, за божьей коровкой, дождевыми червями, комарами, гусеницами и бабочками, строились с учетом модальности детей. Детям-визуалам давалась возможность более длительного зрительного контакта с объектом наблюдений, для детей-аудиалов использовалось художественное слово, объяснения, дети-кинестеты – имели возможность подержать в руках, потрогать объект наблюдений столько, сколько им было необходимо.

На заключительном этапе была организована выставка детских работ на тему: «Мое любимое насекомое», создана презентация «Загадочный мир насекомых». Итоговым продукт проекта стало создание лэпбука "Насекомые", в котором приняли участие все дети группы.

В результате реализации проекта

  • дети знают и называют насекомых
  • имеют представления об особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает, плавает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), местах и способах зимовки насекомых;
  • знают о пользе, которую приносят насекомые людям и растениям;
  • знают о вреде, который приносят насекомые людям, животным, растениям (мухи, тараканы, слепни, домашние муравьи, блохи, вши).
  • проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; наблюдают и экспериментируют.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год