Представление инновационного педагогического опыта работы «Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста» |
Педагогика | |||
Автор: Бондарева Алёна Владимировна | |||
14.12.2021 19:50 | |||
Представление инновационного педагогического опыта работы «Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» Составила: Бондарева Алена Владимировна Воспитатель 1-й квалификационной категории с. Ловозеро, 2021 В английской пословице сказано, что не нужно пытаться воспитывать детей. Следует воспитывать себя, а дети все равно будут похожи на родителей. Отталкиваясь от этого мудрого суждения, постарайтесь быть хорошим примером для своего ребенка в экономических (и не только) вопросах. В нашем дошкольном учреждении работа началась с создания условий для формирования элементарных экономических знаний у детей: предметно-пространственной среды и подготовки методического обеспечения. В старше-подготовительной группе был создан центр «Финансовая грамотность», в котором расположены:
В работе используем игры, которые проводятся не только на этапе ознакомления нового материала ( ««Подарок ко дню рождения», «Что ты выберешь», «Потребности моей семьи», «Где продают и покупают?»), но и на этапах закрепления, повторения, обобщения ( «Путешествие в страну товаров», «Доходы семьи Чебурашки», «Жила-была денежка»). В квест-игре «Путешествие в город Финансов» дети познакомились с понятием деньги. Дети с большой активностью помогали друг другу и игровому персонажу справляться с различными препятствиями и заданиями, им пришлось хорошо потрудиться за вознаграждение. В игровой ситуации «Откуда появились деньги» преследовалась цель обогатить знания детей о натуральном обмене, дать информацию об истории появления денег, познакомить с купюрами и монетами разного достоинства. Дети внимательно слушали историю появления денег, оживленно рассматривали иллюстрации энциклопедий по данной теме и коллекцию старинных и современных денег. Играя в настольно-печатные и дидактические игры ( «Кому что нужно для работы», «В какое время года», «Угадай, где продастся») дети упражнялись в узнавании и назывании профессий взрослых и предметов, необходимых для работы людей (парикмахера, продавца, портного, шофера, пчеловода, художника, учителя, повара, врача, бухгалтера). Игры не вызывали у детей затруднения, дети охотно в них играют, доказывают верность своего выбора. Мы стараемся донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, все необходимы, что результат труда людей оплачивается деньгами. Применяли проблемные ситуации в образовательной и игровой деятельности ( «Загадка бельчат», «Письмо ослику», «Два медвежонка») благотворно влияют на формирование умения выделять экономическое понятие из художественных произведений. Использование поведенческого репертуара сказочных героев позволяет детям познать экономическую картину мира в ситуации, адекватного возрасту общения, а педагогам — творчески строить процесс формирования финансовой культуры, опираясь на имеющийся опыт детей. В работе с детьми использовали народную мудрость — пословицы и поговорки на экономическую тематику. Дети пытаются объяснить такие поговорки «Имеешь товар – будут деньги», «Услугу окажи – благодарность получи», «Нелегко деньги наживать, а легко проживать», «Пушинка к пушинке – и выйдет перинка». Дети старшего дошкольного возраста переносят увиденные наблюдения в игру, поэтому считаем важным правильно организовать сюжетно-ролевые игры с целью привития уважения к чужому труду ( «Магазин детской одежды», «Банк», «Парикмахерская», «Завод игрушек»). Например, играя в «Строителей», педагоги акцентировали внимание дошкольников на том, как долго мы строили, и как неприятно, когда ломают и портят твои постройки, поэтому не стоит портить дома, ломать заборы, нужно ценить то, что делают для нас другие люди. В развитии дошкольников немаловажную роль играет совместная деятельность педагогов с родителями. В приемной был организован уголок для родителей «Денежная азбука», в котором расположены:
Вовлечение родителей в систему работы по развитию финансовой культуры осуществляется через различные формы взаимодействия:
На протяжении данной работы у детей были сформированы такие понятия основ финансовой грамотности выступило следующее:
Таким образом, можно говорить о том, что это был наш первый опыт работы по данной теме, но тем не менее, поставленные ранее цели нами достигнуты. И продолжать работу по приобщению дошкольников к финансовой грамотности не только интересно, но и всегда продуктивно!!
|