Инклюзивное образование в системе дополнительного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья |
Педагогика | |||
Автор: В.Г. Модеева, Е.В. Трифонова | |||
07.12.2021 14:01 | |||
Инклюзивное образование в системе дополнительного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выполнили В.Г. Модеева, Е.В. Трифонова МБДОУ «Детский сад №74 «Березка» г. Чебоксары Чувашской Республики «Самая большая роскошь на свете – роскошь человеческого общения» [Антуан де Сент-Экзюпери] Данная проблема, несомненно, является актуальной и требующей к себе должного внимания, поскольку количество детей с врожденными и приобретенными пороками развития с каждым годом неумолимо растет. В России, в результате воздействия объективных неблагоприятных факторов, более 85 % детей (а по некоторым оценкам, до 93 %) уже в момент рождения попадают в «зону риска», т. е. имеют предрасположенность к возникновению различного рода нарушений в процессе дальнейшего развития.
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими–либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность. В отечественной педагогике обучение и воспитание «особых» детей как проблема острого социально-педагогического характера была поставлена в начале XX века в работах В.П. Кащенко и других ученых. Ученые обозначили проблему «особенных» детей и предприняли первые шаги по обоснованию способов ее решения. Ограниченные возможности здоровья не должны лишать ребёнка возможности получения качественного дополнительного образования. При этом нужно учитывать индивидуальные образовательные возможности ребёнка. Первые инклюзивные образовательные учреждения в нашей стране появились на рубеже 1980 – 1990 гг. так, например, в Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег". На сегодняшний день инклюзивное образование на территории России регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В ст. 24 Конвенции говорится о том, что в целях реализации права на образование государства – участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течении всей жизни человека. Именно развитие инклюзивного потенциала современного дополнительного образования детей содействует:
Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем обучающимся (включая людей с ограниченным здоровьем) в полном объеме участвовать в жизни коллектива в детском саду, в школе, в учреждении дополнительного образования детей, в институте. Суть инклюзии в том, что система обучения и воспитания подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему. Инклюзивное образование — это признание особенностей развития ребенка и его способности к обучению, которое ведется способом, наиболее подходящим каждому ребенку. В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного обучающегося и, следовательно, обучение должно быть направлено на принятие детей с инвалидностью «как любых других детей в группе»; включать их в одинаковые виды деятельности, ставя разные задачи; вовлекать детей в групповые формы решения задач – игры, совместные проекты, исследования и т.д.. Преимущества инклюзии для детей-инвалидов весьма существенны: -Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных школах. Это становится особенно очевидным, если взрослые целенаправленно поддерживают социализацию, и если количество детей с особенностями находится в естественной пропорции по отношению к остальным обучающимся в целом. - В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации детей с инвалидностью. Это в значительной мере связано с тем, что у детей-инвалидов появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетенции, свойственной этому возрасту. - В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение навыков. - В инклюзивных группах дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом. Особенно явно это в тех случаях, когда дети-инвалиды посещают занятия неподалёку от своего места жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей встречаться со своими одногруппниками вне группы. Педагоги играют ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы. Дополнительное образование рассматривается как углубленное изучение предметов и факультативных курсов. Основная цель сферы современного дополнительного образования детей – помочь ребенку использовать ресурс детства в интересах развития собственной личности и сделать так, чтобы личность затем не приходила в противоречие с интересами общества и государства. Мир, пригодный для жизни детей, должен строиться с их участием. Эта идея содержится в одном из решений ассамблеи ООН. Именно дополнительное образование практически без препятствий дает возможность детям с особыми потребностями попробовать свои силы, развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно со здоровыми детьми, художественной, физкультурно-спортивной, культурно-досуговой и другими видами деятельности. Дополнительное образование детей выполняет на сегодняшний день функцию «социализации» для значительной части детей, предоставляя альтернативные возможности для проявления образовательных и социальных достижений детей, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. На современном этапе развития общества и системы образования важно понять и принять необходимость включения всех детей в образовательное пространство. Реализация возможности полноценно проживать каждый день жизненного пути — это показатель успешности реализации инклюзивного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями Список литературы
|