Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мнемотехника «от простого к сложному».
Педагогика
Автор: Гуменюк Ольга Геннадьевна   
23.11.2021 08:22

Мнемотехника «от простого к сложному».Мнемотехника «от простого к сложному».

Гуменюк О.Г. старший воспитатель: МБДОУ «Звездочка» г. Черногорска республика Хакасия

Обучение детей с использованием мнемотехники строится по принципу «от простого к сложному». Начинать работу лучше с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам. Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для детей 5 лет необходимо давать цветные мнемоквадраты, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. Лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и так далее. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Так проводится работа над словом. Благодаря мнемоквадратам дети быстрее усваивают, что каждый предмет имеет название, учатся рассматривать игрушки, предметы, называть их и сравнивать. Например: ребенок ходит в детский сад у него есть шкаф и кроватка. Для того чтобы запомнить где его шкаф и кровать, на них наклеивают картинку, например, «Черепашку». И теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Черепашка» — его вещи.

 

Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений. С помощью таких изображений формируется понятие о последовательностях. Благодаря групповым иллюстрациям можно легко рассказать небольшой рассказ, запомнить этапы мытья рук, процесс одевания или умывания.

Отличный пример — простое и емкое стихотворение А. Барто «Мишка». Уронили мишку на пол (используют рисунок медведя на полу комнаты), Оторвали мишке лапу (готовят изображение животного без лапки). Все равно его не брошу, Потому что он — хороший (картинка с мальчиком или девочкой с игрушкой в руках). Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.

Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стихотворение. В мнемотаблице можно изображать практически всё. В ней производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть, можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы позволяют выполнять более сложные действия: пересказывать различные произведения; заучивать стихотворения и сложные слова; отгадывать и загадывать загадки; находить к словам рифмы; придумывать сказки или рассказы; распределять предметы в группы по определенным признакам; изучать числа; знакомиться с основными правилами безопасности жизнедеятельности и поведения в различных местах, способами самообслуживания. Дети учатся правильно и красиво излагать свои мысли, использовать в речи новые слова.

Размеры мнемотаблиц могут быть различными — в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

- Для дошкольников среднего возраста — таблицы на 6 клетках; — Для дошкольников старшего возраста — таблицы на 9 — 12 клетках; — Для подготовительного к школе возраста — таблицы на 12 — 15 клетках.

Чтобы мнемотаблица выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

- Чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью. — Быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней. — Соответствовать уровню развития детей.

Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов:

Этап 1: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Этап 2: Перекодирование информации — преобразование из абстрактных символов в образы Этап 3: Составление сюжета — отработка одного из методов запоминания Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок. Разбор таблицы происходит 1-2 минуты Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Пересказ с опорой на символы (образы).

Многие методы мнемотехники основаны на том, что у малышей зрительная память развита намного лучше, чем слуховая. При знакомстве с любыми последовательностями уместно применять простой метод Симонида. Во многих сказках для самых маленьких по сюжету герои появляются друг за другом и выполняют одни и те же действия. Например, при чтении «Репки» или «Колобка» можно подобрать картинки с изображением всех главных персонажей. Подготовленный «реквизит» размещают рядом и в процессе знакомства с произведением используют для наглядности. Выслушать и запомнить сказку, рассказ или стихотворение легче в такой последовательности. Взрослый читает ребенку текст. Делать это нужно неспешно, с небольшими паузами, чтобы малыш успевал понять информацию. Произведение следует продекламировать повторно. В нужных местах делают передышку в чтении, чтобы вместе изучить броские картинки. Повторно рассматривают рисунки вместе с ребенком, уточняют их значение в контексте. Если в процессе обсуждения ребенок не понимает значение каких-либо других слов, то к ним уместно подобрать новые картинки. Текст нужно еще раз прочитать, разделив на небольшие смысловые отрывки. Осталось дать ребенку возможность повторить то, что он смог запомнить. В процессе его пересказа рассматривают картинки, при необходимости подсказывают сложные слова или продолжение текста.

Что нужно для того чтобы заниматься мнемотехникой

Для того чтобы занятия проходили с пользой, стоит придерживаться нескольких простых правил:

1. Последовательность. Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность. Чтобы у ребенка была уверенность в своих силах. 2. Нормирование. Не нагружайте детей. Не стоит показывать больше двух мнемотаблиц в день, и количество квадратов в таблице не должно быть больше 9 штук. Если информации очень много ребенок устанет и не будет положительного эффекта от занятия. 3. Красочность. Изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребенка, так как они быстро запоминают цветные образы: солнце — желтое, трава — зеленая, небо – голубое, снег – белый и так далее. Когда ребенок станет постарше, то можно использовать черно – белый вариант. 4.Разнообразие. Меняйте тему занятий, чтобы не пропал интерес. На одном занятие выучили стих, на другом сказку, на третьем – познакомились с животными Африки. 5. Эмоциональность. Занимайтесь всегда только в хорошем настроение, и в добром расположение духа, тогда когда есть интерес. Заставлять и уговаривать не надо. 6. И самое главное. Никаких занятий, только ИГРА. Все только в игровой форме. Заметили, что пропало внимание и интерес ребенка, закончите тренировку. Продолжить можно в другое удобное для Вас время.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников:

-у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; — появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; -появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; -словарный запас выходит на более высокий уровень; -дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.

Например, игра «День-ночь». Карточки с тематическими изображениями помещают перед ребенком. После произнесенного слова «Ночь» малыш закрывает глаза. В это время взрослый меняет одну из карточек или убирает ее. После фразы «День наступил» ребенок открывает глаза и определяет, какого изображения не хватает (или какая карточка лишняя). Различные задания можно придумывать самостоятельно, корректировать в зависимости от интересов и предпочтений ребенка.

Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. Мнемотехника позволяет обучать детей полезным и нужным знаниям в игровой форме. Она облегчает учебный процесс и вносит в него разнообразие. А также является средством формирования устной коммуникации детей, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год