Педагогический проект для старших дошкольников «Познай себя»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №411 городского округа Самара
Выполнила: воспитатель Лазарева Наталья Анатольевна Самара 2021
Одной из главных ценностей в жизни человека было и остается здоровье. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть на улице с ребятами, не болеть.
Самое интересное и непонятное для ребенка – это он сам.
Ребенок очень рано начинает стремиться к познанию своего тела, сравнивает себя с другими, находит сходства и отличия. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Зачем нужны глаза, уши? – это только небольшая часть вопросов, которые задает ребенок, и ответить самостоятельно он не может.
Скачать конспект
Актуальность проекта: усвоение ребенком-дошкольником знаний о человеческом организме будет способствовать лучшему самопознанию, пониманию себя как биологического существа, чья жизнь зависит от окружающей действительности и от умения предвидеть грядущую опасность. Эти знания помогут ребенку в решении проблемы смысла собственного существования, проблемы «я – другой» с этических позиций.
Знания об особенностях строения, выполняемых функциях и жизнедеятельности человеческого организма органично сочетаются с проблемой здоровья и физического развития. Общеизвестно, что картина состояния здоровья подрастающего поколения катастрофична. Рост заболеваний по некоторым показателям настолько высок, что вызывает огромную тревогу за судьбу и здоровье нации.
Именно на то, чтобы познакомить детей со строением собственного организма и научить их с самого раннего возраста заботиться о своем здоровье и направлен данный проект.
Тип: информационный, практико-ориентированый.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.
Цель: расширить представления о своем организме и его строении.
Задачи:
- познакомить детей с внутренним строением человеческого организма, создать целостное представление о своем теле;
- помочь осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
- объяснить взаимосвязь, что здоровье человека зависит от здоровья тела;
- воспитывать желание быть здоровым и красивым;
- заинтересовать родителей во введении здорового образа жизни в семье.
Ожидаемые результаты:
- у детей сформированы простейшие представления о человеческом организме и его возможностях;
- умеют различать «части тела», «орган», «вредные и полезные» продукты;
- снижение заболеваемости;
- повышение уровня педагогической культуры у родителей
План реализации проекта
1 этап – подготовительный
- анкетирование родителей
- подбор литературы
- подбор пословиц, поговорок, загадок, стихотворений
- диагностика знаний детей
- самообразование воспитателя по теме
2 этап – основной
Схема реализации проекта в разных образовательных областях
Физическое развитие
- Пальчиковые игры «По грибы», «Засолка капусты», «Алые цветы», «Большаку – дрова рубить», «Моя семья», «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка»
- НОД «Спорт – это здоровье»
- Игра-экспериментирование «Слушай во все уши», Смотри во все глаза»
- Игра-беседа «Наши руки»
- Семейный час «Спортивное развлечение с родителями и детьми»
- Подвижные игры «Едем в зоопарк», «Живое кольцо», «Коршун и наседка», «Донеси, не урони»
- Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», «Путешествие в страну Спорта и Здоровья»
- ОРУ «Поможем своему сердцу»
- Физминутки «Русские богатыри»
- Упражнение «Найди пульс»
Познавательное развитие
- НОД «Как устроено тело человека», «Как работает сердце человека», «Как работает система пищеварения человека», «Как мы дышим», «Как движутся части тела», «Личная гигиена», «Режим дня», «Я расту», «Из чего я сделан»
- Беседы: «Здоровая кожа», «Красивая осанка», «Почему я слышу, вижу?», «Что чувствует кожа», «Зачем нужен желудок», «Как мы заботимся о своем здоровье», «Какой воздух нужен для человека»
- Дидактические игры: «Как мы узнаем предмет», «Кто что умеет делать», «Мой выбор», «Определи предмет с завязанными глазами», «Угадай по звучанию», «Кто что слышит», «Мыльные пузыри», «Надуваем шарик»
- Экскурсия по помещениям детского сада: прачечная, медкабинет; на стадион
- Опыты и экспериментирование: «Мое отражение», «Растяни ленту», «Будь стройным», «Измерение роста», с зеркалом
- Наблюдение за процессом дыхания, частотой дыхания при ходьбе, беге, прыжках
- Решение проблемной ситуации «Откуда на зубах темные пятна»
- Рассматривание иллюстраций «Строение тела человека»
- Игровой тренинг «Оказание первой помощи»
- Наблюдение живых клеток с помощью микроскопа
Художественно-эстетическое развитие
- Лепка «Лепка человека»
- Прослушивание аудиозаписи биения сердца
- Рисование по сказке К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Из чего я сделан», «Мое сердце», «Зубные щетки в будущем», «Придумываем сны», «Здоровье – это жизнь»
- Конкурс рисунков «Праздник здоровой улыбки»
- Аппликация «Я – человек»
- Слушание пьесы П. И. Чайковского «Болезнь куклы»
- Выставка рисунков «Я и мое здоровье»
- Слушание песен о физкультуре и спорте
Речевое развитие
- Дидактические игры: «Определения», «Хвастунишки», «Умею – не умею», «Вредно – полезно», «Назови части ела ласково», «Как органы помогают друг другу», «Видим слышим, ощущаем»
- НОД «Как живет мое тело. Глаза – главные помощники человека», «Как живет мое тело. Чтобы уши слышали», «Что мы делаем, когда едим», «Здоровье и болезнь», «Витамины и здоровый организм», «Об удивительных превращениях пищи внутри нас»
- Отгадывание загадок
- Ситуативный разговор «Когда и как полезно есть», «Как правильно сидеть за столом о время приема пищи», Как ухаживать за глазами»
- Пантомима «Кто что говорит»
- Чтение стихов, рассказов о здоровье, о частях тела
- Составлении рассказов на тему «Зарядка и Простуда», «Белоснежная улыбка»
- Беседа «Мои поступки и здоровье»
- Литературная викторина «Знакомые произведения о здоровье»
- Разгадывание кроссвордов
- Рассказ детей на тему «Каким я хочу быть»
Социально – коммуникативное развитие
- Дидактические игры «Какие мы есть», «Тренинг эмоций», «Мой день», «Определи, какая кожа», «Ухаживаем за ушами»
- Обсуждение «Как ухаживать за кожей»
- Игровые ситуации «Как справиться с инфекцией», «Отношение к больному человеку», «Могут ли овощи навредить здоровью»
- Беседа «На зарядку – становись»
- Сюжетно-ролевые игры «На приеме у стоматолога», «Больница», «Скорая помощь»
- Разработки с детьми «Правила Чистюли», «Правила безопасного поведения на улице в группе, дома, во время игр и занятий», Правила здорового питания»
Работа с родителями
- Информация для родительского уголка «Закаливание», «Правильный режим дня», «Плоскостопие», «Как сохранить здоровые зубы без лекарств»
- Консультации «Здоровье – дело престижное», «Какими видами спорта можно заниматься дошкольникам», «Если ребенок слишком много смотрит телевизор», «Уход за волосами, зубами и телом», «Игра в системе оздоровительной и воспитательной работы с детьми»
- Круглый стол «Физическое развитие ребенка в семье и ДОУ»
- Фотовыставка «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
- Фотовернисаж «Наши дочки и сыночки»
- Совместные праздники «День здоровья», «День смеха», «Удаль богатырская»
- Рекомендации для родителей «Какую обувь покупать детям», «Комплекс физических упражнений для исправления осанки», «Какие пищевые продукты помогают стать здоровыми
3 этап – заключительный
Интеллектуальная игра «Слабое звено»
Интеллектуальная игра по ЗОЖ «Слабое звено»
Цели:
- закреплять знания о том, что здоровье – самое главное в жизни человека;
- развивать связную речь, логическое мышление, умение быстро и правильно отвечать на вопросы;
- закреплять знания, полученные в ходе реализации проекта.
Материалы и оборудование: фишки и призы
Ход игры
Ведущий Здравствуйте, дорогие друзья!
День необычный сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать вас!
Здесь для игры собралась детвора,
Ее начинать нам настала пора.
Сегодня, ребята, мы с вами поиграем в игру «Слабое звено». Эта игра – праздник, праздник ума, находчивости, смекалки. Эта игра – конечный результат нашего проекта, над которым мы работали с вами достаточно долго. Посвящена она теме здорового образа жизни, потому что мы с вами знаем, что здоровье – это одна из важных ценностей человеческой жизни.
Представляю вам участников нашей игры (Представление детей) Напоминаю правила игры: за каждый правильный ответ вы получаете фишку. Отвечает тот ребенок, к кому обращен вопрос. У кого меньше всего будет фишек, тот после каждого тура выбывает. Оценивать ответы на вопросы будет компетентное жюри (Представление жюри) Все готовы? Начинаем!
1 тур
- Продолжи пословицу «Солнце, воздух и вода — …»
- Доктор, который лечит животных
- На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются.
- Ношу их много лет, а счета не знаю.
- Один говорит, двое глядят, двое слушают.
- Что лишнее: нос, рот, книга, глаза
- День и ночь стучит оно, словно бы заведено. Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук.
- Когда пищу принимают,
Рот свой нами закрывают.
Крепко мы сжимаем ложку,
Не уроним даже крошку.
Можем показать и зубы,
Раздвигаясь. Кто мы? …
И умеем прыгать смело.
По приказу мы стоим,
При опасности – бежим.
Быстро ходят по дороге
Человеческие…
Если вместе их собрать,
Сжать в ладони крепко так,
То получится …
- Он первым пробует на вкус
Конфеты, яблоки, арбуз.
Коль нет его, то никакого
Не могут вымолвить и слова.
Он виден, если рот открыт,
А так – за зубками сидит.
Что чего обозначает.
Без него, увы, нет слуха.
Орган сей зовется …
- Что у тебя по пять?
- Что можно увидеть с закрытыми глазами?
- Что у тебя много?
- Для чего нужен нос?
Ведущий Закончился первый тур. Подсчитайте фишки, жюри подведите итог, кто покинет игру после первого тура.
2 тур
Грязный — …
Здоровый — …
Горький — …
Высокий — …
Длинный — …
Полезный — …
- Кто старше: мама или бабушка?
- Подскажи словечко. Песок сыплют, а воду …
Суп варят, а котлеты …
Волосы стригут, а траву …
Спички детям …
Чистота – залог …
Нужно не только говорить, но и …
- Реши логические задачи
- Представь, что ты капитан корабля. Членам твоего экипажа по 6 лет. Сколько лет капитану корабля?
- Курица весит на одной ноге 2 кг. Сколько будет весить курица на 2 ногах?
- Во дворе гуляли куры и собаки мальчик подсчитал ноги, их оказалось 10. Сколько кур и собак гуляли во дворе?
- Шел Кондрат в Ленинград, а на встречу 12 ребят. У каждого – лукошко, в лукошке – кошка, у кошки по трое котят. Сколько идет в Ленинград.
Ведущий Закончился 2 тур нашей игры. Подсчитайте фишки, а жюри подведет итоги.
3 тур
- Что можно сделать из молока?
- Банан, апельсин, яблоко, груша – это …
- Сок из апельсина. Какой?
- Когда бывает ужин?
- Что можно приготовить из овощей?
- Что делают из муки?
- Паста из томатов. Какая?
- Что лишнее и почему: картофель, огурец, мандарин, лук?
- Третье блюдо на обед?
- Когда мы завтракаем?
- Котлеты из рыбы. Какие?
- Первое, где есть свекла и капуста
- Сок из винограда. Какой?
- Что лишнее и почему: банан, киви, капуста, яблоко.
- Полезный продукт, который получают от коровы
Ведущий Закончен еще один тур. Подсчитываем фишки и подводим итоги.
4 тур
- Продолжи пословицу: Здоровье в порядке, спасибо …
- Кто лечит больных?
- В какое время года можно купаться и загорать
- В какое время года можно кататься на коньках
- Назовите по 1 полезному продукту
- Назовите по 1 вредному продукту
- Назовите по 1 спортивной игре
- Спала чтоб температура, вот вам жидкая …
- Хоть ранку щиплет он и жжет, отлично лечит рыжий …
- Для царапинок Аленке, полный есть флакон …
- С детства людям всем твердят: никотин – смертельный …
Ведущий Подсчитываем фишки и подводим итоги
Финал
Ведущий У нас осталось 2 участника. Каждый получает по 4 вопроса. Отвечаем очень быстро.
- Чем опасен включенный утюг?
- Назови вредные привычки
- Назови лекарственные растения
- Что нужно делать в случае возникновения пожара?
- Как называют людей, которые помогают при ЧС?
- Какие опасности подстерегают в лесу?
- Как называется сильная буря на море?
- Назови телефон службы спасения
Ведущий Вот и подошла к концу наша игра. Жюри просим подвести итоги и объявить победителя (-ей). А пока идет подведение итогов, мы с вами потанцуем.
Предоставляется слово жюри.
Награждение победителя (-ей) и участников
Литература
- Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013
- Голицына Н. С. ОБЖ для младших дошкольников. =- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013
- Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/ сост. Н. И. Крылова – Волгоград: Учитель, 2009
- ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий/ Сост. Фисенко М. А. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006
- Реализация образовательной области «Физическое развитие» / авт. -сост. Г.Ю. Байкова, В. А. Моргачева, Т. М. Пересыпкина – Волгоград: Учитель, 2015
- Шалаева Г. П. Как устроено мое тело/ Г. П. Шалаева. – М.: АСТ: СЛОВО, 2010
|