Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Наставничество как эффективный способ становления профессионализма молодого педагога»
Педагогика
Автор: Гуськова Светлана Вячеславовна   
10.07.2021 08:44

«Наставничество как эффективный способ становления профессионализма молодого педагога»«Наставничество как эффективный способ становления профессионализма молодого педагога»

В настоящее время в нашем обществе дошкольному образованию стало уделяться больше внимания. Реформируется система дошкольного образования, строятся новые детские сады с целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях. Однако вопрос обеспечения педагогическими кадрами не только новых дошкольных учреждений, но и уже действующих становится только острее. Педагогов-практиков мало, зачастую работают люди, которые не имеют профильного педагогического образования, прошедшие дистанционные курсы профпереподготовки.

В нашем образовательном учреждении мы выделили две категории педагогов, которым наставник может оказать помощь во вхождении в профессию:

  1. Молодые специалисты – выпускники ВУЗов и колледжей.
  2. Начинающие педагоги – специалисты с педагогическим образованием, без опыта работы (по профилю) или без специального образования.

Общим для этих категорий педагогов является отсутствие опыта и специальных знаний, большинство из них боятся собственной несостоятельности и критики администрации. Проблема также в том, что с первого дня работы начинающий воспитатель имеет те же самые обязанности и несёт ту же ответственность, что и педагог с многолетним стажем, и все вокруг ожидают от них одинаково безупречного профессионализма.

 

Все эти факторы способствуют нестабильности педагогического коллектива в образовательных учреждениях. Текучесть кадров, нехватка педагогов-дошкольников – актуальный вопрос нашего времени. Что же может положительно повлиять на его решение? Ответ на этот вопрос лежит не только в экономической сфере, но и частично может быть решен с помощью введения системы наставничества в деятельность педагогических коллективов.

В профстандарте педагога четко определены профессиональные компетенции профессионала своего дела, именно эти компетенции создают основу для успешности воспитателя. Что же такое профессиональная компетентность и компетенции?

Компетенция – это совокупность требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для достижения определенного качества выполняемой педагогической деятельности, а «компетентность» – системное проявление педагогом своих знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Иными словами, компетенции – это цели, а компетентности – это результаты. Обновляя свои компетенции, педагог развивается, растет его профессиональная компетентность.

Педагог овладевает той или иной компетенцией, проходя 4 стадии:

1 Первая стадия – бессознательная некомпетентность.

  • нет необходимых знаний, умений и навыков
  • не знает, об их отсутствии

Профессиональная самооценка: «Я не знаю, что я не знаю» (уровень профессионализма — низкий).

2 Вторая стадия – сознательная некомпетентность.

  • осознание того, каких профессиональных знаний, умений, навыков не хватает Профессиональная самооценка: «Я знаю, что я не знаю» (потенциальный уровень профессионализма – учебный).

3 Третья стадия – сознательная компетентность.

  • знает содержание своих профессиональных знаний, умений и навыков и может их эффективно применять Профессиональная самооценка: «Я знаю, что я знаю» (уровень профессионализма – основной или номинальный).

4 Четвёртая стадия – бессознательная компетентность.

  • профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение
  • профессионализм является частью личности. Высокий уровень мастерства (уровень профессионализма – оптимальный перспективный).

Суть наставничества и состоит в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки, то есть наставничество ускоряет процессы развития у молодого педагога профессиональных компетенций. Смысл наставничества – провести своего подопечного (подшефного) «над пропастью», по «бездне» через самые сложные моменты профессиональной деятельности. (Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога))

Принципы наставничества:

  1. Добровольность и целеустремленность работы наставника
  2. Контакт наставника и подшефного
  3. Личный пример наставника
  4. Доброжелательность и взаимное уважение
  5. Уважительное отношение к мнению всех участников процесса
  6. Направленность плановой деятельности

Мы поставили перед собой цель — способствовать формированию профессионально адаптированного, компетентного молодого педагога-практика посредством наставничества и определила задачи:

  • Способствовать личностной и социально-педагогической адаптации молодых педагогов
  • Создавать условия для развития профессионального мышления педагогов и готовности к инновационным преобразованиям
  • Стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности каждого педагога
  • Способствовать формированию уверенности педагогов в своем профессиональном росте
  • Продолжать обогащать методическую базу ДОУ

Мы предположили, что использование системы наставничества в ДОУ позволяет начинающим педагогам быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность, овладеть всеми компетенциями современного педагога дошкольника

Работу мы разделили на 3 этапа: подготовительный, практический и итоговый

На первом этапе мы изучили уровень профессионально-педагогической компетентности молодых педагогов, проанализировали деятельность учреждения, кадровые условия ДОУ, разобралась в вопросах продуктивной организации методической работы ДОУ и вопросах организации наставничества.

2 этап работы мы разделили на 3 подэтапа:

  • адаптационный
  • деятельностный
  • контрольно-оценочный

На адаптационном этапе мы познакомили молодых педагогов с коллективом и с работой учреждения, определили требования к организации учебного процесса, к ведению документации, провели инструктирование, анкетирование, помогли определить слабые стороны. А самое главное на этом этапе мы старались обеспечить эмоциональную поддержу молодым педагогам, создать комфортную среду для их профессионального роста. Прикрепили к каждому молодому воспитателю профессионального наставника с большим опытом работы.

Деятельностный этап – это сложный процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, развитие авторитета среди детей, родителей, коллег с помощью педагогов-наставников. С этой целью была проведена огромная работа, в ходе которой мы применяли разнообразные современные формы методической работы, которые не только формируют определенный багаж знаний, но и развивают навыки и умения как эти знания применять на практике с детьми, т.е. взаимодействие с молодыми педагогами имело практический характер. Мы организовывали такие мероприятия как:

  • Дискуссии
  • Консультации
  • Практикумы
  • Мастер-классы
  • Квик-настройка от психолога
  • Каучинг
  • Кейс Решение проблемных ситуации
  • Методическая мастерская
  • Серии открытых мероприятий
  • Методические тренинги
  • Совместное создание экологической тропы в детском саду, STEM лаборатории в детском саду
  • участие в педагогической конференции
  • участие в подготовке методических объединений
  • Творческие часы
  • Педагогические советы
  • Ярмарка педагогических идей
  • Творческий диалог и т.д.

Кроме работы мы организовывали совместные вечера досуга и коллективные выезды в театры. В целом взаимодействие с молодыми педагогами проводилось на основе моделей общения-поддержки и общения снятия психологических барьеров.

Мы старались приобщить молодых педагогов к инновационной деятельности детского сада, помогли разобраться в методике работы, совместно создавали развивающую среду и организовали кружковую деятельность с детьми.

На контрольно-оценочном этапе молодые педагоги уже самостоятельно могли показать свой уровень профессиональных компетенций: проводили открытые мероприятий с детьми, с родителями, с педагогами, участвовали со своими воспитанниками в детских творческих конкурсах, сами педагоги принимали участие в конкурсах профессионального мастерства, выступали на педагогических советах, районных методических объединениях, транслировали свой педагогический опыт в профессиональных сообществах, создавали собственные образовательные ресурсы

На третьем итоговом этапе мы изучали уровень профессионально-педагогической компетентности молодых педагогов, проводили мониторинг методической активности воспитателей, подводили итоги, формулировали выводы, делились педагогическим опытом

  • В результате проделанной работы методическая копилка нашего детского сада пополнилась полезными методическими материалами:
  • разработан перспективный план «Школы молодого педагога» и организована его работа
  • разработаны методические рекомендации и сообщения с использованием компьютерных презентаций на разные темы.
  • подготовлены сообщения с использованием презентаций «Ознакомление с нормативно-правовой базой «, «Организация развивающей предметно — пространственной среды в группе в свете требований ФГОС ДО», «Физическое развитие дошкольников», «Инновационные технологии в ДОО» и др.)
  • оформлены различные картотеки (подвижных, словесных, дидактических, театрализованных игр по возрастам, словесных)
  • разработаны буклеты
  • создана STEM лаборатории и экологической тропы в детском саду
  • самое главное создана электронной методической базы ДОУ

Мы изучили уровень профессиональной компетентности молодых педагогов и увидели, что у ушел страх, сложилась система работы, появились собственные разработки, педагоги стал внедрять в свою работу новые технологии. Происходило совершенствование, саморазвитие, накопление и обобщение своего опыта работы.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане педагогов-наставников и молодых специалистов обязательно должен быть список результатов, которых необходимо достичь за определенный срок. Результатами деятельности наставничества для нас стало:

  • повышение качества самообразования молодого педагога
  • разработанные или изданные методические материалы, статьи, программы, сценарии, исследования, проекты, дидактические игры
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения
  • доклады, выступления на мероприятиях разного уровня; разработка дидактических материалов, анкет, наглядного материала
  • проведенные открытые мероприятия.

Эффективность работы наставника напрямую связана с тем, насколько правильно выстроена система взаимосвязей между ним, его подопечным, другими сотрудниками и руководителем. У них должно установиться единое видение в восприятии реальности. Только в этом случае передаваемые знания и навыки будут иметь практическое воплощение. Хорошие плоды даст наставничество, если у обеих сторон будет система мотивов, побуждающих их к совместным действиям. И, пожалуй, одним из основных факторов успеха наставничества является парадигма, основанная на философии «я выиграл – ты выиграл». Небольшая личная победа обучаемого – это успех наставника и, в конечном итоге, успех детского сада и системы образования в целом.

Вся наша работа в школе молодого педагога работает под девизом Теодора Рузвельта: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки».

План Школы молодого воспитателя на 2019 – 2021 учебный год

1 год

Сентябрь

  1. Час вопросов и ответов Первое заседание школы молодого педагога. Анкетирование, наблюдение. Выявление проблем воспитательно-образовательной деятельности, уровня профессиональной компетентности молодых воспитателей
  2. Индивидуальные беседы и самоанализ. Закрепление за каждым молодым педагогом наставника. Определение сложностей в работе, перспектив к взаимодействию

Октябрь

3. Консультационный пункт "Ознакомление с нормативно-правовой базой" Оформление документации воспитателя ДОО в соответствии с ФГОС ДО.

4. Деловая игра "Планирование образовательного процесса в рамках комплексно — тематического планирования в условиях введения ФГОС ДО" Выбор темы по самообразованию. Задание оформление плана по самообразованию.

Ноябрь

5. Дискуссия «Формы и методы, используемые при организации режимных моментов»

Систематизация знаний об особенностях организации режимных моментов с детьми дошкольного возраста. Взаимопосещения "Режимные моменты"

6. Консультация «Формы работы с родителями». Планирование работы с родителями. Использование нетрадиционных форм взаимодействия.

Декабрь

7. Практикум «Речевые формулы» для конструктивного общения с родителями (психолог)

8. Мастер-класс «Организация развивающей предметно — пространственной среды в группе в свете требований ФГОС дошкольного образования»

9. Совместная подготовка и участие молодых специалистов и педагогов наставников к Новогодним утренникам

Январь

10. Квик-настройка «Искусство общения» (психолог)

11. Каучинг «Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Классификация игр»

Мастер-классы педагогов — наставников: «Театрализованная игра», «Дидактическая игра», «Подвижная игра», «Словесная игра», «Музыкальная игра», «Интерактивная игра»

Февраль

12. Кейс «Особенности организации, методы и приемы организации занятий в детском саду»

Решение проблемных ситуации

13. Методическая мастерская «Физическое развитие дошкольников. Создание условий для охраны жизни и здоровья»

  • Особенности воспитательно-образовательной работы по направлению физического развития.
  • Организация двигательного режима в разных возрастных группах.
  • Разработка конспекта занятия, организация занятия или другой формы работы.
  • Использование подвижных игр на прогулке. Оформление картотеки подвижных игр по возрастам (Инструктор по ФК)

14. Серия открытых занятий организация ООД по физическому развитию в разных возрастных группах

Март

15. Методический тренинг «Методы и приемы познавательного развития дошкольников»

16. Практикум «Занимательный материал по математике и его использование при организации регламентируемой и индивидуальной деятельности с детьми дошкольного возраста» (педагоги-наставники)

Апрель

17. Открытое мероприятие «ООД по ФЭМП»

Просмотр открытого занятия с последующим анализом и самоанализом организованной образовательной деятельности (педагоги- наставники)

18. Мастер-класс «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» (педагоги- наставники)

Открытое мероприятие «ООД по ознакомлению с предметным миром»

Просмотр открытого занятия с последующим анализом и самоанализом организованной образовательной деятельности (педагоги-наставники)

Май

19. Мастер – класс «ООД по ознакомлению с миром природы» (педагоги — наставники)

20. Совместное создание экологической тропы в детском саду

21. Совместное создание STEM лаборатории в детском саду

2 год

Сентябрь

  1. Педагогическая конференция "Цифровые технологии — как средство повышения эффективности качества образования"
  2. Педагогический совет "Результаты летне-оздоровительной радоты ДОУ"

Октябрь

3. Методический тренинг «Методы и приемы социально-коммуникативному развитию дошкольников»

4. Открытое мероприятие «ООД по социально-коммуникативному развитию» Просмотр открытого занятия с последующим анализом и самоанализом организованной образовательной деятельности.

Ноябрь

5. Творческий час «Развитие личности ребёнка в трудовой деятельности»

  • Оборудование необходимое для организации трудовой деятельности дошкольника.
  • Виды труда и их освоение детьми данной возрастной группы.
  • Самостоятельная организация и руководство трудом дошкольников.
  • Сотворчество воспитателя и детей в продуктивном виде деятельности

6. Методический тренинг «Методы и приемы речевого развития дошкольников» (Учителя-логопеды)

Декабрь

7. Открытое мероприятие «ООД по речевому развитию»

Просмотр открытого занятия с последующим анализом и самоанализом организованной образовательной деятельности (педагоги — наставники)

8. Консультация "Методы и приему художественно-эстетического развития дошкольников"

Мастер-класс по изготовлению лэпбуков по области художественно-эстетическое развитие

Январь

9. Мастер-класс "Технология рисования на воде "Эбру"

10. Творческий диалог «Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя». Сущность взаимодействия специалистов для достижения наилучших результатов развития детей. Памятка: «Центр музыки в группе» (Музыкальные руководители) 10.

Февраль

11. Ярмарка методических идей:

«Инновационные технологии в ДОО»

  • Технология ТРИЗ
  • Технология Дьенеша
  • Технология Воскобовича
  • Песочная анимация в детском саду.
  • Использование ИКТ – технологии
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технология палочки Кьюзинера
  • Правополушарное рисование
  • Робототехника

Март

12. Практикум «Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности». Кейс — технология (Педагог-психолог)

13. Проведение открытых занятий с детьми начинающими педагогами.

  • Анализ мероприятий
  • Самоанализ молодых педагогов

Апрель

14. Открытые занятия для родителей молодыми педагогами

Май

15. Педагогический совет "Реализация годовой задачи ДОУ. Подведение итогов учебного года"

16. Семинар "Итоги работы «Школы молодого педагога»

  • Анкетирование «Мои достижения
  • Перспективы работы школы на следующий учебный год.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год