«Наставничество как эффективный способ становления профессионализма молодого педагога» |
Педагогика | |||
Автор: Гуськова Светлана Вячеславовна | |||
10.07.2021 08:44 | |||
«Наставничество как эффективный способ становления профессионализма молодого педагога» В настоящее время в нашем обществе дошкольному образованию стало уделяться больше внимания. Реформируется система дошкольного образования, строятся новые детские сады с целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях. Однако вопрос обеспечения педагогическими кадрами не только новых дошкольных учреждений, но и уже действующих становится только острее. Педагогов-практиков мало, зачастую работают люди, которые не имеют профильного педагогического образования, прошедшие дистанционные курсы профпереподготовки. В нашем образовательном учреждении мы выделили две категории педагогов, которым наставник может оказать помощь во вхождении в профессию:
Общим для этих категорий педагогов является отсутствие опыта и специальных знаний, большинство из них боятся собственной несостоятельности и критики администрации. Проблема также в том, что с первого дня работы начинающий воспитатель имеет те же самые обязанности и несёт ту же ответственность, что и педагог с многолетним стажем, и все вокруг ожидают от них одинаково безупречного профессионализма.
Все эти факторы способствуют нестабильности педагогического коллектива в образовательных учреждениях. Текучесть кадров, нехватка педагогов-дошкольников – актуальный вопрос нашего времени. Что же может положительно повлиять на его решение? Ответ на этот вопрос лежит не только в экономической сфере, но и частично может быть решен с помощью введения системы наставничества в деятельность педагогических коллективов. В профстандарте педагога четко определены профессиональные компетенции профессионала своего дела, именно эти компетенции создают основу для успешности воспитателя. Что же такое профессиональная компетентность и компетенции? Компетенция – это совокупность требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для достижения определенного качества выполняемой педагогической деятельности, а «компетентность» – системное проявление педагогом своих знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Иными словами, компетенции – это цели, а компетентности – это результаты. Обновляя свои компетенции, педагог развивается, растет его профессиональная компетентность. Педагог овладевает той или иной компетенцией, проходя 4 стадии: 1 Первая стадия – бессознательная некомпетентность.
Профессиональная самооценка: «Я не знаю, что я не знаю» (уровень профессионализма — низкий). 2 Вторая стадия – сознательная некомпетентность.
3 Третья стадия – сознательная компетентность.
4 Четвёртая стадия – бессознательная компетентность.
Суть наставничества и состоит в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки, то есть наставничество ускоряет процессы развития у молодого педагога профессиональных компетенций. Смысл наставничества – провести своего подопечного (подшефного) «над пропастью», по «бездне» через самые сложные моменты профессиональной деятельности. (Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)) Принципы наставничества:
Мы поставили перед собой цель — способствовать формированию профессионально адаптированного, компетентного молодого педагога-практика посредством наставничества и определила задачи:
Мы предположили, что использование системы наставничества в ДОУ позволяет начинающим педагогам быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность, овладеть всеми компетенциями современного педагога дошкольника Работу мы разделили на 3 этапа: подготовительный, практический и итоговый На первом этапе мы изучили уровень профессионально-педагогической компетентности молодых педагогов, проанализировали деятельность учреждения, кадровые условия ДОУ, разобралась в вопросах продуктивной организации методической работы ДОУ и вопросах организации наставничества. 2 этап работы мы разделили на 3 подэтапа:
На адаптационном этапе мы познакомили молодых педагогов с коллективом и с работой учреждения, определили требования к организации учебного процесса, к ведению документации, провели инструктирование, анкетирование, помогли определить слабые стороны. А самое главное на этом этапе мы старались обеспечить эмоциональную поддержу молодым педагогам, создать комфортную среду для их профессионального роста. Прикрепили к каждому молодому воспитателю профессионального наставника с большим опытом работы. Деятельностный этап – это сложный процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, развитие авторитета среди детей, родителей, коллег с помощью педагогов-наставников. С этой целью была проведена огромная работа, в ходе которой мы применяли разнообразные современные формы методической работы, которые не только формируют определенный багаж знаний, но и развивают навыки и умения как эти знания применять на практике с детьми, т.е. взаимодействие с молодыми педагогами имело практический характер. Мы организовывали такие мероприятия как:
Кроме работы мы организовывали совместные вечера досуга и коллективные выезды в театры. В целом взаимодействие с молодыми педагогами проводилось на основе моделей общения-поддержки и общения снятия психологических барьеров. Мы старались приобщить молодых педагогов к инновационной деятельности детского сада, помогли разобраться в методике работы, совместно создавали развивающую среду и организовали кружковую деятельность с детьми. На контрольно-оценочном этапе молодые педагоги уже самостоятельно могли показать свой уровень профессиональных компетенций: проводили открытые мероприятий с детьми, с родителями, с педагогами, участвовали со своими воспитанниками в детских творческих конкурсах, сами педагоги принимали участие в конкурсах профессионального мастерства, выступали на педагогических советах, районных методических объединениях, транслировали свой педагогический опыт в профессиональных сообществах, создавали собственные образовательные ресурсы На третьем итоговом этапе мы изучали уровень профессионально-педагогической компетентности молодых педагогов, проводили мониторинг методической активности воспитателей, подводили итоги, формулировали выводы, делились педагогическим опытом
Мы изучили уровень профессиональной компетентности молодых педагогов и увидели, что у ушел страх, сложилась система работы, появились собственные разработки, педагоги стал внедрять в свою работу новые технологии. Происходило совершенствование, саморазвитие, накопление и обобщение своего опыта работы. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане педагогов-наставников и молодых специалистов обязательно должен быть список результатов, которых необходимо достичь за определенный срок. Результатами деятельности наставничества для нас стало:
Эффективность работы наставника напрямую связана с тем, насколько правильно выстроена система взаимосвязей между ним, его подопечным, другими сотрудниками и руководителем. У них должно установиться единое видение в восприятии реальности. Только в этом случае передаваемые знания и навыки будут иметь практическое воплощение. Хорошие плоды даст наставничество, если у обеих сторон будет система мотивов, побуждающих их к совместным действиям. И, пожалуй, одним из основных факторов успеха наставничества является парадигма, основанная на философии «я выиграл – ты выиграл». Небольшая личная победа обучаемого – это успех наставника и, в конечном итоге, успех детского сада и системы образования в целом. Вся наша работа в школе молодого педагога работает под девизом Теодора Рузвельта: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки». План Школы молодого воспитателя на 2019 – 2021 учебный год 1 год Сентябрь
Октябрь 3. Консультационный пункт "Ознакомление с нормативно-правовой базой" Оформление документации воспитателя ДОО в соответствии с ФГОС ДО. 4. Деловая игра "Планирование образовательного процесса в рамках комплексно — тематического планирования в условиях введения ФГОС ДО" Выбор темы по самообразованию. Задание оформление плана по самообразованию. Ноябрь 5. Дискуссия «Формы и методы, используемые при организации режимных моментов» Систематизация знаний об особенностях организации режимных моментов с детьми дошкольного возраста. Взаимопосещения "Режимные моменты" 6. Консультация «Формы работы с родителями». Планирование работы с родителями. Использование нетрадиционных форм взаимодействия. Декабрь 7. Практикум «Речевые формулы» для конструктивного общения с родителями (психолог) 8. Мастер-класс «Организация развивающей предметно — пространственной среды в группе в свете требований ФГОС дошкольного образования» 9. Совместная подготовка и участие молодых специалистов и педагогов наставников к Новогодним утренникам Январь 10. Квик-настройка «Искусство общения» (психолог) 11. Каучинг «Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Классификация игр» Мастер-классы педагогов — наставников: «Театрализованная игра», «Дидактическая игра», «Подвижная игра», «Словесная игра», «Музыкальная игра», «Интерактивная игра» Февраль 12. Кейс «Особенности организации, методы и приемы организации занятий в детском саду» Решение проблемных ситуации 13. Методическая мастерская «Физическое развитие дошкольников. Создание условий для охраны жизни и здоровья»
14. Серия открытых занятий организация ООД по физическому развитию в разных возрастных группах Март 15. Методический тренинг «Методы и приемы познавательного развития дошкольников» 16. Практикум «Занимательный материал по математике и его использование при организации регламентируемой и индивидуальной деятельности с детьми дошкольного возраста» (педагоги-наставники) Апрель 17. Открытое мероприятие «ООД по ФЭМП» Просмотр открытого занятия с последующим анализом и самоанализом организованной образовательной деятельности (педагоги- наставники) 18. Мастер-класс «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» (педагоги- наставники) Открытое мероприятие «ООД по ознакомлению с предметным миром» Просмотр открытого занятия с последующим анализом и самоанализом организованной образовательной деятельности (педагоги-наставники) Май 19. Мастер – класс «ООД по ознакомлению с миром природы» (педагоги — наставники) 20. Совместное создание экологической тропы в детском саду 21. Совместное создание STEM лаборатории в детском саду 2 год Сентябрь
Октябрь 3. Методический тренинг «Методы и приемы социально-коммуникативному развитию дошкольников» 4. Открытое мероприятие «ООД по социально-коммуникативному развитию» Просмотр открытого занятия с последующим анализом и самоанализом организованной образовательной деятельности. Ноябрь 5. Творческий час «Развитие личности ребёнка в трудовой деятельности»
6. Методический тренинг «Методы и приемы речевого развития дошкольников» (Учителя-логопеды) Декабрь 7. Открытое мероприятие «ООД по речевому развитию» Просмотр открытого занятия с последующим анализом и самоанализом организованной образовательной деятельности (педагоги — наставники) 8. Консультация "Методы и приему художественно-эстетического развития дошкольников" Мастер-класс по изготовлению лэпбуков по области художественно-эстетическое развитие Январь 9. Мастер-класс "Технология рисования на воде "Эбру" 10. Творческий диалог «Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя». Сущность взаимодействия специалистов для достижения наилучших результатов развития детей. Памятка: «Центр музыки в группе» (Музыкальные руководители) 10. Февраль 11. Ярмарка методических идей: «Инновационные технологии в ДОО»
Март 12. Практикум «Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности». Кейс — технология (Педагог-психолог) 13. Проведение открытых занятий с детьми начинающими педагогами.
Апрель 14. Открытые занятия для родителей молодыми педагогами Май 15. Педагогический совет "Реализация годовой задачи ДОУ. Подведение итогов учебного года" 16. Семинар "Итоги работы «Школы молодого педагога»
|