Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогические условия организации познавательно-исследовательской деятельность детей дошкольного возраста
Педагогика
Автор: Колдаева Ирина Александровна   
18.06.2021 16:59

Педагогические условия организации познавательно-исследовательской деятельность детей дошкольного возрастаПедагогические условия организации познавательно-исследовательской деятельность детей дошкольного возраста

Колдаева Ирина Александровна Воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ «ДС №194 г. Челябинска»

Аннотация: в статье раскрываются особенности познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников. Познавательно – исследовательская деятельность рассмотрена как количественные и качественные изменения, происходящие в когнитивных характеристиках ребенка. В статье поставлен вопрос о создании и целесообразности педагогических условий познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: педагогические условия, познавательная деятельность, познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Актуальность исследования педагогических условий организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста определяется основной идеей – приобщение ребенка к опыту, накопленному человечеством. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (2013 г.) впервые выделяет образовательную область «Познавательное развитие», которая не отражена в полном объеме современных программах ДОУ [6].

Научная картина мира может быть сформирована в познании ребенком предметов и явлений окружающего мира, что обеспечивает всесторонний образовательный процесс в детском саду, который имеет на сегодня устаревший контекст. Отсюда, проблема познавательно-исследовательской деятельности дошкольников является одной из наиболее актуальных для современного образования.

 

Изучение и исследование познавательно-исследовательской деятельности дошкольников объясняется еще и тем, что нередко приходится наблюдать картину резкого падения успеваемости детей, перешедших в школу. Как отмечают Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова, основными причинами данной проблемы могут явиться недостаточно накопленный дошкольниками фонд знаний, а также слабое развитие совокупности мыслительных операций, обеспечивающих приобретение этих знаний [2, C. 118].

Эти неутешительные данные показывают, что целенаправленную работу по познавательному развитию необходимо проводить именно в дошкольном возрасте.

С началом обучения познание выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер (Л. С. Выготский) [3].

Для того чтобы познание было полноценным, квалифицированным, необходимо соблюдать педагогические условия познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Необходимыми и достаточными педагогическими условиями могут явиться:

  • Предметно-игровая среда в детском саду служит зоной опережающего развития детей, способствует опосредованному обучению и познавательному развитию детей
  • Поиск и внедрение более эффективных средств и методов обучения педагогами дошкольного образовательного учреждения
  • Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в целях большей заинтересованности детей и стремления их к активному участию в познавательном процессе
  • Повышение профессиональных умений педагогов
  • Организация обучающего процесса таким образом, чтобы ребенок являлся его активным участником, а не пассивным наблюдателем.

Уровень и специфика познавательно-исследовательской деятельности, сложившиеся в дошкольном возрасте, являются основой дальнейшего обучения ребенка. Отсюда важность создания благоприятных психолого-педагогических условий для его развития и коррекции. Одним из наиболее обширным условиям организации является развивающая предметно-пространственная среда ДОУ. От того, что будет предложено ребенку для исследования, зависит развитие его умственных способностей, умение мыслить нестандартно, решать простейшие исследовательские задачи, делать выводы.

В ФГОС зафиксированы конкретные требования к предметно – развивающей среде группы ДОУ, которые включают педагогическую целесообразность, полифункциональность, трансформируемость, возможность организации совместной с взрослым и самостоятельной детской деятельности. В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано: «Развивающая предметно – пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной» [5].

В основе подхода по созданию педагогических условий познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста лежит принцип деятельности. Применительно к дошкольному возрасту данный принцип означает, что основу образовательного процесса составляют специфические виды детской деятельности, которые на данном возрастном этапе способствуют полноценному развитию ребенка [5].

К этим видам деятельности дошкольника относятся: игровая, продуктивная и познавательно – исследовательская. Необходимо также обеспечить двигательную активность детей как условие их полноценного физического развития. Соответственно созданию педагогических условий познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ способствует возможность данных видов деятельности, то есть включать необходимые и достаточные предметы и оборудование, способствующие каждому из них. При этом материалы должны соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираться с учетом возраста детей в конкретной группе ДОУ и развивающего потенциала игрушек и игровых материалов [4, C. 117].

Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности не только в рамках занятий, но и при проведении режимных моментов.

Как отмечает Д.Б. Богоявленская, традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности (среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе) [1].

При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать полоролевую специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

Предметно – развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Подбор материалов и оборудования дoлжно осуществляться для решения развивающих задач на этапе дошкольного детства, особенно для познавательно-исследовательской деятельности.

При создании предметно-развивающей среды педагоги должны руководствоваться принципом информативности, предусматривающем разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением [4, C. 29].

Предметно-развивающая среда группового помещения по созданию педагогических условий познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста должна отвечать принципу вариативности, определяющейся типом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностям.

Соблюдение принципа комплексирования и гибкого зонирования предполагает при создании педагогических условий познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его использования.

При создании педагогических условий познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста педагогам необходимо соблюдать принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Итак, можно выделить пути эффективного развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников:

1. Организация обучающего процесса таким образом, чтобы ребенок являлся его активным участником, а не пассивным наблюдателем.

Очень часто детскую тягу к познанию мира не развивают, а притупляют, преподнося на занятиях готовые истины, готовые выводы и обобщения, вместо того, чтобы ребенку самому исследовать, экспериментировать, наблюдать, ощущать, сравнивать, анализировать, видеть результаты своих маленьких экспериментов, спрашивать у взрослых о том, что делать дальше или, где это узнать, искать материал по своему изучаемому объекту дома, в детском саду или в других социальных объектах, делать самостоятельные выводы по мере своих способностей, получать какой-либо результат [3].

Наиболее распространенная ошибка педагогов, когда они используют форму прямого обучения. Предоставляя детям определенные сведения, они уходят от организации процесса самостоятельного детского исследования.

Такое обучение можно назвать, пассивным, так как ребенок пассивно слушает, запоминает (а иногда и не запоминает), но сам в активном изучении объекта не участвует, и шансы ребенка развить высокую познавательную активность снижаются.

Установлено, что постоянные ограничения самостоятельной деятельности ребенка в дошкольном возрасте негативно сказываются на способности развиваться и обучаться в дальнейшем в школе. Для того, чтобы познавательный интерес ребенка был высоким, нужно, чтобы он сам был активным участником педагогического процесса.

Конечно, это он будет делать под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет не подменять ребенка, а направлять [3].

2. Поиск и внедрение более эффективных средств и методов обучения педагогами дошкольного образовательного учреждения. Это и обмен опытом, и копилка педагогических идей, и работа по самообразованию [2, C. 119].

Работа по формированию познавательно-исследовательской деятельности детей:

  • Разработка нововведений, новых форм и методик по активному участию воспитанников в воспитательно-образовательном процессе;
  • Взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам повышения познавательной активности детей;

3. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в целях большей заинтересованности детей и стремления их к активному участию в познавательном процессе.

Конкретные дела в стенах дошкольного образовательного учреждения всегда значимы для ребенка. Дети любят что-то делать своими руками, демонстрировать конечный результат окружающим, в том числе и членам семьи, невольно вовлекая их в эту деятельность.

Психологами установлено, что из-за отсутствия духовного взаимодействия и дефицита общения с родителями, дети становятся менее эмоционально отзывчивы, менее общительны, менее любознательны, что приводит к постепенному угасанию познавательной мотивации [1, C. 59].

Чтобы свести к минимуму риск подобных проявлений, в дошкольном учреждении следует организовать отработку различных форм взаимодействия с семьей. Такая форма как «Семейный исследовательский проект» способствует достижению положительных результатов и в области детского творчества, и в познавательной деятельности воспитанников, и в формировании бытовых навыках детей посещающих дошкольное образовательное учреждение.

4. Повышение профессиональных умений педагогов.

Наиболее эффективными формами повышения профессионального мастерства педагогов дошкольных образовательных учреждений были и остаются семинары-практикумы, открытые педагогические мероприятия, самообразование педагогов, проведение мастер классов, работа творческих микрогрупп в рамках работы над конкретным проектом или образовательной областью, конкурсы различного уровня, в том числе и внутри дошкольного образовательного учреждения, проведение открытых педагогических советов.

5. Предметно-игровая среда в детском саду служит зоной опережающего развития детей, способствует опосредованному обучению и познавательному развитию детей.

Грамотно организованная предметно – игровая среда дошкольного образовательного учреждения способствует тому, что дети получают дополнительное знания. [2, C. 79].

В каждой возрастной группе должна быть организована познавательно – речевая зона, при этом воспитатель организует ее таким образом, чтобы дети имели возможность повторить опыты, показанные воспитателем или сверстниками, или заниматься самостоятельным творчеством. Особенно важно использование в самостоятельной деятельности опорных схем, схем-загадок, алгоритмов. Это помогает ребенку найти решение, провести эксперимент самостоятельно, прийти к выводам.

Таким образом, все вышеперечисленные условия способствуют развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, что важно при современных требованиях к системе образования в дошкольном образовательном учреждении.

Список литературы

  1. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГПИ, 2015. – 215 с.
  2. Вопросы психологии и педагогики познавательной деятельности [Текст] / Отв. ред. И. Л. Баскакова. – М.: МПГИ, 2012. – 144 с.
  3. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры. [Текст] / Л.С Выготский. – Воронеж: МОДЭК, 2016. – 512 с.
  4. Пономарев, Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. [Текст] / Я.А. Пономарев – М.: Просвещение, 2012. – 264 с.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс] / https: //rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва "Об утверждении федеральных государственных стандартов к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" [Электронный ресурс] /http: //www. edu. ru/db/mo/data/d_11/prm655-1. htm
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год