«Современные технологии работы с дошкольниками» |
Педагогика | |||
Автор: Тихонова Е.С.,Онякова Е.В. | |||
11.05.2021 22:35 | |||
«Современные технологии работы с дошкольниками»
Музей как хранилище культурного наследия человечества, произведений искусства обладает огромным в деле воспитания и образования детей. Актуальностью этого направления в деятельности музея нельзя недооценивать, поскольку ценностный ресурс музея чрезвычайно высок. Интерактивный музей-экспозиции, где можно и нужно смотреть, трогать, думать. При его создании в образовательном пространстве педагог преследует цель приблизить ребенка к дисциплинам, сделать тему более доступной для изучение. Интерактивный ( «Inter» -взаимный, «act» -действовать) — означает взаимодействовать, находиться в беседе, диалоге с кем-либо.
Интерактивность — основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестаёт быть не только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Применение интерактивной методике в музейной среде способствует организации качественной совместной работы педагога с детьми, достижению целей воспитания и обучения, более гибкому использованию универсальных дидактических методов. [1, с.66] Использования интерактивного музея в образовательно-воспитательной работе с детьми отвечает требованиям ФГОС ДО. Технология развития дошкольного детства – это технология развивающего взаимодействия. Педагогическая работа с детьми с использование интерактивного музея отвечает этой технологии. Интерактивный музей с его возможностями самостоятельного изучения предметной среды становится ведущим методом в многоступенчатой системе музейного образования, приобщению к музею и его культуре. Применение интерактивного метода диктуется изменениями, происходящими в глобальном плане в мировой культуре. Во – первых, общий процесс визуализации культуры, который проявился в значительном увеличении объёма зрительной информации, что повлияло на восприятие ребёнка, переставшего замечать то, что могло произвести впечатление, и было интересно его родителям. Во- вторых, на развитие музейной педагогики оказала влияние теория М.М. Бахтина и Я.С. Библера, в котором музей призван стать местом культурного диалога. В СМИ и в музейных кругах интерактивным обычно называют технически и технологически оснащенный музей. Однако интерактивность далеко не всегда связана с техническими средствами. Всё более актуальными становятся интерактивные экскурсии, включающие диалоги с публикой, мастер-классы, викторины, концерты и другие проявления интерактивности, не требующие новых технологий. Музейные сайты также приобретают все более интерактивный характер. Они не только предлагают информацию, но и вовлекают зрителя в общение с музеями через анимированные планы и схемы, видеопанорамы, удобные поисковые системы, игры, чаты, онлайн – торговлю билетами, книгами и др. Интерактивный музей сегодня часто называют музеем будущего, не задумываясь о том, что с полным основанием его можно назвать и музеем прошлого, и просто музеем. [2, c.39] Сегодня – это музей живой истории, а также способ взаимодействия личности с объектами искусства из различных культур в исторической перспективе. Современный музей стремится стать действующим механизмом культурного пространства, формировать свой имидж не только через экспонат, но и через деятельность. Он предстаёт не только как место хранения ценностей, а как место их производства. Музеи современного искусства, например, задают направление его развития. Объект, пребывающий в музее, автоматически рассматривается как ценность, которая становится пригодной для культурного обращения. Интерактивный детский музей предполагает создание особой ситуации, которую можно назвать «наедине с экспозицией» — наедине, но не в одиночестве. В музее создаётся особая музейно – образовательная среда, для которой ключевыми являются слова «я сам»: действую, думаю, принимаю решения. Проектируя такую среду, педагог обязан с самого начала продумывать, как можно организовать взаимодействие ребёнка с воспринимаемым материалом. Иными словами, поставить перед собой вопрос: что будет делать ребёнок в данном пространстве: в чём участвовать, какие действия совершать, каким образом проявлять свою сообразительность и другие качества? Такой музей должен «подойти к детям», чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками. Интерактивный музей создаёт условия, позволяющие ему не только «хранить и показывать», но и обеспечивают активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре. Приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства. На наш взгляд, это актуальная проблема сегодняшнего общества: возрождение и развитие духовно-нравственных ценностей, необходимость формирования высоких морально – этических принципов у детей, приобщение к миру искусства. [3, c.90] Дети и взрослые принимают участие в поисково – исследовательской работе, изучении и описании музейных предметов. Проведение экскурсий, вечеров, развлечений способствует заполнению их досуга. Интерактивный музей формирует у детей устойчивый интерес к приобретению новых знаний, воспитывает желание и готовность к самостоятельному изучению. Посетители – воспитанники, педагоги, родители являются активными участниками создания музейной среды. Они активно взаимодействуют между собой, создавая особое музейное пространство, и выступают не только зрителями, но и участниками процесса. Дошкольники чувствуют свою причастность к формированию экспозиции: участвуют в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты и часто становятся экскурсоводами. [4, c.112] Музей оказывает эмоциональное, информационное воздействие и может приобщить воспитанников к материальным, культурным, духовным ценностям. Музейная педагогика в условиях детского сада:
Интерактивный музей формирует устойчивый интерес к приобретению новых знаний, воспитывает желание и готовность к самостоятельному изучению. [5, c. 13] Список информационных источников:
|