Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект организации развивающей предметно-пространственной среды детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДОО
Педагогика
Автор: Белоносова Ольга Ивановна, Иванова Наталья Игоревна   
03.05.2021 00:13

Проект организации развивающей предметно-пространственной среды детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДООПроект организации развивающей предметно-пространственной среды детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДОО

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 46 комбинированного вида»

Разработчики: Белоносова Ольга Ивановна, Иванова Наталья Игоревна 2021 г

Актуальность проекта:

В соответствии с ФГОС ДО воспитательно — образовательная деятельность должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей предметно-пространственной среды, так чтобы каждый компонент был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса дошкольных учреждений.

 Скачать конспект

Цель: Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДОО

Задачи:

  1. Изучить подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
  2. Организовать РППС, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.
  3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности детей (игровой, двигательной, познавательной, самостоятельной, творческой);
  4. Содействовать сотрудничеству педагогов и родителей, законных представителей для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Сроки реализации проекта: один год.

Участники проекта: педагоги группы, дети и родители, специалисты.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Изучены новые подходы в организации РППС, обеспечивающие полноценное развитие детей раннего возраста.
  2. Организована РППС согласно условиям ФГОС ДО, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных индивидуальных особенностей.

Нормативно-правовая база проекта:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
  2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562; зарегистрирован в Минюсте РФ 18. 01.. 2012)
  3. «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» СанПиН 2.4. 1. 3049-13 (Пост. Главного гос. сан. врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Зарег. в Минюсте РФ 29 мая 2013 г Регистр. N 28564
  4. Приказ Минобразования и науки Р Ф (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистра 30384
  5. Письмо Минобрнауки от 17. 11. 2011 г № 03-877 о реализации приказа Минобрнауки России от 20. 07. 2011 №2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений
  6. Письмо Минобразования России от 17. 05. 1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».

Принцыпы организациип развивающей предметно-пространственной среды

Принцып насыщенности – это содержание для разностороннего развития ребенка. Представляет собой возможность для развития игровой, познавательной, творческой, исследовательской, двигательной активности детей и обеспечивает эмоциональное благополучие, а так же возможность самовыражения.

Принцып трансформируемости среды – это возможность изменений позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. РППС меняется в зависимости от возрастных особенностей детей периода обучения образовательной программы и гендерной особенности.

Принцып полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием, предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции детей.

Принцып вариативности среды предполагает наличие различных пространств (для игры, уединения, конструирования и пр.), наличие материалов, оборудования, инвентаря, игр, игрушек длоя развития детских видов деятельности. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, так как появление новых предметов стимулирует исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей.

Принцып доступности. РППС организуется так, что бы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любым делом.

Принцып безопасности среды, окружающая детей в группе, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья.

Алгоритм преобразования развивающей предметно-пространственной среды.

Шаг 1. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды помещений ДОУ, определив наиболее проблемные зоны.

Шаг 2. Составить перечень необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

Шаг 3. Составить план — схему, определив пространственное размещение оборудования в группах, опираясь на принципы

Шаг 4. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, сезонными изменениями и календарно-тематического планирования.

Этапы реализации проекта

Этапы проекта

Цели этапа

Мероприятия

Предполагаемый результат

Подготовительный

Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов

Анализ нормативных документов

Создать банк нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

Составить список оборудования, игрового материала по центрам развития.

Анализ условий по формированию РППС, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами.

Анализ РППС в группе ДОУ

Выявить особенности планирования РППС с учетом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста.

Разработать карты обследования РППС (по центрам) и материально-технической базы ДОУ.

Основной

Разработка перспективного плана обогащения РППС с учетом ООП ДОУ.

.

.

Создание РППС в групповой комнате в соответствии с требованиями ФГОС ДО

 

.

Создание развивающих центров в группах ДОУ

Подготовка материалов для создания паспорта группового пространства групп.

Банк педагогических идей «Построение РППС в группе в соответствии с тематическим планированием»

 
 

Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели, отвечающим возрастным нормам развития детей

Приобрести или сделать игровое оборудование, отвечающее возрастным нормам развития детей.

Заключительный

 

Планирование группового пространства согласно рекомендациям и принципам построения

Создать РППС группы в соответствии с возрастными особенностями детей, с учетом ООП ДОУ, согласно требованиям ФГОС ДО.

 

Учавстие в конкурсе

Презентация   РППС в соответствии с ООП ДОУ и требованиям ФГОС ДО»

Календарный план реализации проекта

Наименование мероприятия

Исполнитель

Сроки реализации

 

Подготовительный этап

 

Изучение нормативных документов, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок

Воспитатели

июль –август .

 
 

Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами: Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.

воспитатели

Август

 
 

Основной этап

     
 

Обучающий семинар для педагогов ДОУ по теме "Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Основы ее построения"

.воспитатели

Январь.

 
 

Мозговой штурм «Построение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с тематическим планированием»

воспитатели

Сентябрь

 
 

Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности

воспитатели

Сентябрь

 
 

Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков

воспитатели

Октябрь

 
 

Работа по созданию развивающей среды в групповых комнатах для решения задач, обеспечивающих полноценное развитие детей

воспитатели

Октябрь

 
 

Заключительный этап

     
 

Тематический контроль «Создание предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствие с ФГОС».

Ст.воспитатель

Ноябрь - январь

 
 

Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию предметно-развивающей среды в ДОУ

Воспитатели

январь

 
 

Итоговая презентация на сайтах, в средствах массовой информации. Участие в конкурсах

Воспитатели

Февраль

 
 

Обобщение положительного опыта. Представление результатов работы

воспитатели

Март - май

 
         
         
         
     
       
       
       
         
         
           

Методическое и предметное оснащение развивающей предметно-пространственной среды.

направление

центры

задачи

Методическое и предметное оснащение

Восприятие смысла музыки

Музыкальный центр.

Развитие слухового восприятия и внимания: формирование исполнительских навыков .

Оборудование и материалы: барабан, бубны, ложки, колокольчики, платочки, картинки с разными инструментами и животными, погремушки, дудочки, металлофон, трещотки, губные гармошки.

Эксперементирование с материалами и веществами

Центр «Песка и воды» (выносной).

Центр художественно-эстетического развития

Центр конструирования .

Центр тактильного волшебства

Центр речевого дыхания.

Развитие познавательных способностей детей, воспитание любви и бережного отношения к природе.

Стимулировать детей к реализации творческих способностей;

Формировать творческий потенциал детей, эстетическое восприятие, воображение, художественно-творческие способности, самостоятельность, активность, развитие графических навыков.

Развитие умственного воспитания детей; первичных конструкторских способностей и инженерного мышления.

Развитие тактильных ощущений , восприятия и памяти.

Развитие речевого дыхания

Оборудование и материалы: ёмкости для воды и песка, различные стаканчики, совочки, игрушки для игры с песком и водой.

Оборудование и материалы:мольберт, фломастеры, карандаши, раскраски, трафареты, бумага, пластилин, клей, цветной песок, краски, штампики, кисти, игры на восприятие цвета, материалы для эксперементирования.

Оборудование и материалы: конструкторы – маленькие и большие, строительные наборы с деталями разных форм и размеров, мягкие модули, машинки и резиновые игрушки для обыгрывания построек.

Оборудование и материалы: сенсорные коробки -цветной рис, песок с камушками, мешочки с разным наполнением, варежки для массажа, су-джоки, массажные мячики, вязаные стручки гороха с горошинами.

Оборудование и материалы: разные виды поддувалочек.

Общение с взрослыми и совместные игры

Центр сюжетно-ролевой игры (игровая зона).

Центр театрализованной деятельности.

Способствовать возникновению игры, развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, формирование коммуникативных навыков.

Развитие творческих способностей детей на основе литературных произведений, развитие мимики лица, темпа, тембра, речи; формирование эмоционального благополучия ребенка.

Оборудование и материалы: мебель для комнаты и кухни, атрибуты для игр в «дом», «магазин», «парикмахерскую», «больницу», куклы, наборы кухонной и чайной посуды, набор овощей и фруктов, кукольные коляски и кроватки, утюги с гладельной доской.

Оборудование и материалы: маски для разыгрывания сказок, готовые костюмы, разные атрибуты, ширма, разные театры (пальчиковый, фланелеграф, настольный, перчатки, конусный

Двигательная активность

Физкультурно-оздоровительный центр

Обеспечение благоприятных условий активного отдыха, достижения необходимой физической подготовки, укрепления здоровья детей, формирование ЗОЖ.

Оборудование и материалы: флажки, кольцебросы, мячи разных размеров, тунели, дартс с дротиками на липучках, набор для игры в мяч со световыми эффектами, обручи, ленточки, кегли, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия).

Предметная деятельность и

игры с составными и

динамическими игрушками

Центр развивающих игр и мелкой моторики

Игровая зона «Пешеход».

Развитие зрительного внимания, мелкой моторики пальцев рук, речи, внимания, памяти, мышления, воображения.

Первичное ознакомление с правилами ПДД.

Оборудование и материалы: мозаика, вкладыши, шнуровки, разные сортеры, настольно-печатные игры, игры с прищепками, закрытые емкости с прорезями для заполнения крупными пуговицами, цветных палочек, ватных палочек, кубики с предметными картинками, разрезные картинки на 2 части, пазлы для самых маленьких, подставки с набором цветных колец, полотно с цветными резинками и зажимами.

Оборудование и материалы: маленькие машинки, дорожные знаки крупные и мелкие, парковка, «гибкая трасса».

Восприятие смысла

сказок, стихов, рассматривание

картинок

Центр «В гостях у сказки».

Формирование навыка слушанья, умение обращаться с книгой и разширение представлений об окружающем.

Оборудование и материалы: предметные и сюжетные картинки, книжки соответствующие возрасту.

 

Центр уединения.

выполняет успокаивающую и расслабляющую функцию.

Оборудование и материалы: подушки, игрушки.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год